Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 ноября 2016 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 15.11.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.11.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления.
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист - эксперт Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Пугачев О.В. по доверенности от 14.11.2016, Баитов В.Е. по доверенности от 14.11.2016;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности от 03.11.2016.
рассмотрев жалобу ООО "СЕЛДОН ПРО" (далее - Заявитель) от 08.11.2016 N1797-ж на действия Заказчика - Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по предоставлению доступа к информационному ресурсу "СПАРК" (система профессионального анализа рынков и компаний) в режиме реального времени (извещение N 0187200001716001170) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
1. Заказчик проводит закупку на оказание услуг по предоставлению доступа к информационному ресурсу "СПАРК".
При этом в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки слово "или эквивалент" не включено.
По мнению Заявителя, данный факт является грубым нарушением Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.
ООО "СЕЛДОН ПРО" готово предложить альтернативный продукт.
2. В составе аукционной документации размещено техническое задание на оказание услуг по предоставлению доступа к информационному ресурсу "СПАРК" (система профессионального анализа рынков и компаний) в режиме реального времени.
В пункте 2 выше указанного технического задания установлены Требования к объему и источникам данных информационного ресурса.
По мнению Заявителя, указанные в пункте 2 технического задания требования к объему и источникам данных информационного ресурса является ограничением конкуренции не основании следующего:
- Нет понимания на каком основании Заказчик устанавливает требование о наличии сведений о юридических лицах Украины и Казахстана.
- Нет обоснования избирательного подхода Заказчика при выборе страны, в которой зарегистрировано юридическое лицо. Почему именно Украина и Казахстан?
- С какой целью? И в чем потребность Заказчика в информации, содержащей: Адрес для переписки; Руководитель; Выручка; Отраслевая принадлежность; Год основания; Численность персонала?
- С какой целью? И в чем потребность Заказчика указанной в пункте 2 технического задания информации.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по предоставлению доступа к информационному ресурсу "СПАРК" (система профессионального анализа рынков и компаний) в режиме реального времени (извещение N 0187200001716001170) размещены на официальном сайте единой информационной системы 01.11.2016.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как следует из письменных и устных пояснений представителей Заказчика и Уполномоченного органа система Заказчика, для проверки контрагентов и работы с данными, настроена именно под информационный ресурс "СПАРК" и аналоги не могут быть интегрированы в эту систему. По мнению Заказчика, функционал и данные СПАРК намного шире аналогов и позволяют избежать ошибок в работе, также, использование именно информационного ресурса "СПАРК" обусловлено наличием опыта работы сотрудников Заказчика с указанным ресурсом. Следовательно, Заказчик снова не понесет значительные расходы на интеграцию новой системы в систему Заказчика и на обучение сотрудников Заказчика работе с иной компьютерной программой.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационный ресурс доступен в сети Интернет бесплатно в ограниченном доступе, при необходимости полной версии - платно.
Таким образом, при условии полной оплаты пользователю предоставляется информационный ресурс с максимальным доступом к библиотекам, архивам, фондам, банкам данных на условиях установки на рабочее место пользователя с диска или с помощью сети Интернет.
Кроме того, по мнению Комиссии Управления при указании в техническом задании условий и характеристик интеграции информационной системы с системой Заказчика, разработчик информационной системы, владеющий исключительными правами, при подаче заявки может внести изменения в свою информационную систему с целью её взаимодействия с системой Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика была предоставлена сравнительная таблица информационного ресурса "СПАРК" с шестью других информационных ресурсов. Согласно, сравнительной таблицы, по мнению Заказчика, информационный ресурс "СПАРК", по функциональным возможностям, преобладает по сравнению с другими шестью.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что на товарном рынке существует более семи информационных ресурсов, без полного анализа которых невозможно определить отсутствие информационного ресурса, аналогичного по функциональным возможностям информационному ресурсу "СПАРК".
Довод о необходимости обучения сотрудников Заказчика работе с иной компьютерной программой, Комиссия Управления считает несостоятельным, поскольку данное обучение возможно без каких-либо денежных затрат, так как у каждого информационного ресурса имеется "Руководство пользователя" с детальным описанием возможностей и способов использования ресурса. Данное руководство находится в свободном доступе без взимания платы.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика, Уполномоченного органа установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установления в техническом задании аукционной документации требований ограничивающих количество участников закупки.
2. По второму доводу Заявителя Комиссия Управления отмечает, что согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из материалов дела и информации предоставленной сторонами, а также информации размещенной в единой информационной системе следует, что запросы о даче разъяснений положений документации о таком аукционе на адрес электронной площадки не поступали.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе уполномочен давать Заказчик, а не антимонопольный орган.
На основании вышеизложенного, в случае наличия у участника закупки вопросов или непонимания положений документации о закупке, участнику закупки необходимо обратиться на адрес электронной площадки с запросом о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СЕЛДОН ПРО" от 08.11.2016 N1797-ж на действия Заказчика - Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по предоставлению доступа к информационному ресурсу "СПАРК" (система профессионального анализа рынков и компаний) в режиме реального времени (извещение N 0187200001716001170) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченному органу - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 15.11.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 18.11.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления.
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист - эксперт Управления;
на основании своего решения от 15.11.2016 г. о рассмотрении жалобы ООО "СЕЛДОН ПРО" от 08.11.2016 N1797-ж на действия Заказчика - Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченный орган - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по предоставлению доступа к информационному ресурсу "СПАРК" (система профессионального анализа рынков и компаний) в режиме реального времени (извещение N 0187200001716001170), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе, Заказчику - Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченному органу - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по предоставлению доступа к информационному ресурсу "СПАРК" (система профессионального анализа рынков и компаний) в режиме реального времени (извещение N 0187200001716001170).
2. Аннулировать открытый аукцион в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по предоставлению доступа к информационному ресурсу "СПАРК" (система профессионального анализа рынков и компаний) в режиме реального времени (извещение N 0187200001716001170), путем отмены извещений и всей документации.
3. Разместить информацию об отмене протоколов и аннулировании открытого аукциона в электронной форме в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
4. В срок до 02.12.2016 г. исполнить п.1, п.2 и п.3 данного предписания.
5. В срок до 05.12.2016 г. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
6. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
7. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 и 4 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 15 ноября 2016 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2016