Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 ноября 2016 г. N 03/КА
Резолютивная часть объявлена 21.11.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 24.11.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления.
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "Доминант" (далее - Заявитель) от 15.11.2016 N1839-ж на действия Заказчика - Администрация с. п. Зайцева Речка, Уполномоченного органа - Комитет экономики администрации Нижневартовского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является содержание внутрипоселковых дорог в с.п. Зайцева Речка (извещение N 0187300010316001438) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, требования указанные в аукционной документации приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытания.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является содержание внутрипоселковых дорог в с.п. Зайцева Речка (извещение N0187300010316001438) размещены на официальном сайте единой информационной системы 09.11.2016.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Проанализировав аукционную документацию Комиссией Управления было установлено, что в аукционной документации Заказчиком установлен перечень основных материалов, используемых при выполнении работ, а также технические характеристики применяемых материалов, а именно:
N п/п |
Наименование |
Характеристики |
|
1 |
Щитки дорожных знаков |
Знаки должны быть изготовлены с использованием световозвращающих материалов, с внутренним освещением, с внешним освещением. Элементы изображения черного и серого цветов знаков не должны обладать световозвращающим эффектом. Все детали и сборочные единицы знаков должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Материалы для изготовления знаков со световозвращающей поверхностью должны обеспечивать читаемость знаков в светлое и темное время. |
|
2 |
Краска масляная земляная |
массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 12,4 массовая доля летучих веществ, %, не более 6,5; укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более 35 степень перетира, мкм, не более 45 время высыхания при температуре (20 |
|
3 |
Краска масляная земляная |
массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее 27 массовая доля летучих веществ, %, не более 14,5; условная вязкость краски по при температуре (20 укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более 35 степень перетира, мкм, не более 80 время высыхания при температуре (20 |
|
4 |
Краска масляная и алкидная |
Массовая доля плёнкообразуещего вещества не менее 24%; Массовая доля летучих веществ не более 13 %; Укрывистость невысушенной пленки г/ м.кв не более 25; Время высыхания краски при температуре (20 Эластичность плёнки при изгибе не более 1,0 мм; |
|
5 |
Стойки металлические под дорожные знаки из круглых труб и гнутосварных профилей, массой до 0,01 т (неизменяемый показатель) |
|
|
6 |
Песок природный для строительных работ |
истинная плотность зерен диапазон должен быть не менее, чем от 2,0 до 2,8 г/см куб включительно; природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм (неизменяемый показатель); модуль крупности диапазон должен быть не менее, чем от 2,0 до 2,5 Мк; содержание зерен крупностью свыше 10 мм (неизменяемый показатель) не более, чем 5%, содержание зерен крупностью свыше 5 мм (неизменяемый показатель) не более, чем 15%, содержание зерен крупностью менее 0,16 мм (неизменяемый показатель) не более, чем 15%. содержание пылевидных и глинистых частиц не более 3%; содержание глины в комках не более 0,5%. |
|
7 |
Щебень из природного камня для строительных работ |
средняя плотность зерен диапазон должен быть не менее, чем от 2,0 до 3,0 г/см3 включительно; фракция диапазон должен быть не менее, чем от 40 до 70 мм включительно; марка щебня по дробимости из осадочных и метаморфических пород более 800. |
|
8 |
Щебень из природного камня для строительных работ |
средняя плотность зерен диапазон должен быть не менее, чем от 2,0 до 3,0 г/см3 включительно; фракция диапазон должен быть не менее, чем от 40 до 70 мм включительно; марка щебня по дробимости из осадочных и метаморфических пород более 600. |
Пунктом 23 раздела 1 аукционной документации предусмотрены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, а именно: первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении муниципального контракта на выполнение работы для выполнения которых используется товар должна содержать согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование предусмотрено подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В силу части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Пунктом 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
При этом, ФАС России сообщает территориальным органам ФАС России о необходимости учета позиций, изложенных в настоящем письме, при осуществлении полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Проанализировав перечень основных материалов, используемых при выполнении работ, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что в пунктах 2, 3, 4, 6, 7, 8 вышеуказанного перечня, Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в закупке, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе химического состава и результатов испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о химическом составе и результатах испытаний такого товара.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Управления отмечает, что устанавливаемые Заказчиком требования не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у Заказчика соответствующей, доказанной потребности. Вместе с тем, Заказчик не представил в антимонопольный орган доказательств, свидетельствующих о необходимости установления конкретных показателей товара по пунктам 2, 3, 4, 6, 7, 8, а также не обоснована потребность заказчика в соответствующих характеристиках названных товаров и их влияние на результаты работ.
Таким образом, Комиссией Управления в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Доминант" от 15.11.2016 N1839-ж на действия Заказчика - Администрация с. п. Зайцева Речка, Уполномоченного органа - Комитет экономики администрации Нижневартовского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является содержание внутрипоселковых дорог в с.п. Зайцева Речка (извещение N 0187300010316001438) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Администрация с. п. Зайцева Речка нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - Администрация с. п. Зайцева Речка, Уполномоченному органу - Комитет экономики администрации Нижневартовского района обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
21.11.2016 г. г.Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
- Плеханов А.Н.- Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный отдела Управления,
на основании своего решения от 21.11.2016 о рассмотрении жалобы ООО "Доминант" от 15.11.2016 N1839-ж на действия Заказчика - Администрация с. п. Зайцева Речка, Уполномоченного органа - Комитет экономики администрации Нижневартовского района при проведении электронного аукциона, предметом которого является содержание внутрипоселковых дорог в с.п. Зайцева Речка (извещение N 0187300010316001438), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - Администрация с. п. Зайцева Речка, Уполномоченному органу - Комитет экономики администрации Нижневартовского района совершить следующие действия:
1. С учетом принятого решения от 21.11.2016 по рассмотрению жалобы ООО "Доминант" от 15.11.2016 N1839-ж:
- внести изменения в документацию с учетом требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцати дней.
2. В срок до 08.12.2016 исполнить пункт 1 данного предписания.
3. В срок до 09.12.2016 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
4. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
5. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и Оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом пункта 1 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 ноября 2016 г. N 03/КА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2016