Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 5 апреля 2016 г. N 21-06/90-16Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - Усть-Большерецкого сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района (далее - Заказчик; Администрация): главы Администрации Хачатуряна А.Г. (распоряжение от 17.03.2011 N 17-к), Лассаль Е.А. (по доверенности от 01.03.2016),
в отсутствие представителя:
- заявителя - Индивидуального предпринимателя Мясникова Ю. А. (далее - Заявитель), уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы посредством электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку автогрейдера для нужд Заказчика (закупка N 0138300005216000004), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
15.03.2016 Заказчиком начата процедура определения поставщика путем проведения ЭА на поставку автогрейдера (далее - Товар) для нужд Заказчика (закупка N 0138300005216000004) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 5 700 000,00 рублей.
В извещении о Закупке установлен срок окончания подачи заявок: 31.03.2016.
29.03.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Заявитель обжалует действия Заказчика при разработке документации об ЭА с нарушением требований Закона о контрактной системе, в части установления технических характеристик в совокупности соответствующих только одной модели автогрейдера единственного производителя, что не позволяет Заявителю поставить автогрейдер другого производителя с характеристиками, имеющими незначительные отличия от установленных Заказчиком.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения на жалобу от 30.03.2016 N 294, пояснив следующее.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании Товара указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплутационные характеристики объекта закупки.
Установление Заказчиком значимых технических характеристик Товара (ширина, длина, масса) обусловлено потребностями Заказчика и является его правом. При этом указания на фирменные наименования, полезные модели, наименование конкретных производителей Товара документация о Закупке не содержит.
При установлении требований к габаритам приобретаемого Товара, Заказчик руководствовался объективными данными, а именно - размерами гаражного бокса, в следствии чего, закупка Товара с другими показателями, превышающими указанные в техническом задании значении, повлекло бы за собой реконструкцию помещения и дополнительные материальные затраты, не предусмотренные бюджетом. Указание Заказчиком требований в отношении ряда технических показателей обусловлено следующим:
- колеи передних/задних колес - равнозначная (не более 2050 мм.) - Товар должен без сложностей и трудностей двигаться по колее на сельских дорогах.
- масса Товара (не более 13570 кг.) - обусловлено целесообразным расходованием бюджета во время эксплуатации Товара, т.к. увеличение данного показателя повлечет за собой увеличение расхода топлива, и как следствие, дополнительные расходы. Кроме того, в связи с географическими особенностями местонахождения с Усть-Большерецк (село расположено на тундровой почве), почвы и соответственно дороги подвержены эрозии и прохождение по ним более тяжелой техники разрушительно влияет на состояние, как почвы, так и дорожного полотна.
- число рукояток управления - обусловлено необходимостью оптимизации работы машиниста автогрейдера. Заказчику достаточно наличие шести рукояток, т.к. данное количество рукояток охватывают все функции необходимые для работы на автогрейдере (подъем и опускание бульдозерного отвала, подъем и опускание грейдерного отвала, сдвигание грейдерного отвала вправо и влево, угол наклона грейдерного отвала, угол поворота грейдерного отвала, рыхлитель). Увеличение количества рукояток управления приведет к "лишним" движениям машиниста в кабине автогрейдера, замедлит качество и функциональность работы.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика, и не обязывает Заказчика формировать техническое задание, отражающее возможность приобретения не менее двух различных моделей товара различных производителей.
При этом при определении начальной (максимальной) цены Товара Заказчик руководствовался коммерческими предложениями от трех потенциальных участников Закупки, имеющих возможность поставить Товар, соответствующий требованиям Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об ЭА должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик в техническом задании документации о Закупке указал, что им осуществляется закупка автогрейдера для своих нужд.
Требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя документация не содержит.
При этом Заказчик указал функциональные, технические и качественные характеристики Товара с указанием максимальных (габаритные размеры, мм.: длина с бульдозерным отвалом без рыхлителя-кирковщика - не более 8820, эксплутационная масса, кг.: не более 13570, колея передних/задних колес: не более 2050, бульдозерный отвал автогрейдера неповоротного типа, мм.: длина - не более 2475 и т.д.) и минимальных (опускание отвала ниже опорной поверхности: не менее 380 и т.д.) значениях таких показателей, показателей, значения которых не могут изменяться (колесная формула - 1х2х3, число шин: 6, шесть рукояток и т.д.) в соответствии со своими потребностями.
Установление Заказчиком значимых функциональных, технических и качественных характеристик товара (габариты, эксплутационная масса, колея передних/задних колес, количество рукояток) обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Заказчик представил коммерческие предложения от трех потенциальных участников Закупки, имеющих возможность поставить Товар (производства ЗАО "Брянский Арсенал", Челябинского завода строительных машин), соответствующий потребностям Заказчика.
Заявитель не представил доказательств того, что установленные Заказчиком, при описании объекта Закупки, требования к техническим характеристикам влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом отсутствие у Заявителя возможности поставки Товара, соответствующего требованиям, установленным Заказчиком, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Проект контракта, размещенный в единой информационной системе, не содержит размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что является нарушением части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Мясникова Ю.А. необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________Л.Б. Шиханова
____________________ С.А. Громов
_____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 5 апреля 2016 г. N 21-06/90-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2016