Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 15 апреля 2016 г. N 21-06/94-16Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителей заказчика - Администрации Мильковского муниципального района (далее - Заказчик): Кизиловой В.Н ( по доверенности от 14.04.2016 N 979), Третьяковой И.В. (по доверенности от 14.04.2016 N 980),
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель), извещенного о месте и времени рассмотрения жалобы по средствам электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "12-ти квартирный двухэтажный жилой дом в с. Долиновка, Мильковского муниципального района" (закупка N 0138300007216000061), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
25.03.2016 Заказчиком начата процедура определения подрядчика путем электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "12-ти квартирный двухэтажный жилой дом в с. Долиновка, Мильковского муниципального района" (закупка N 0138300007216000061) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 65 513 015, 00 рублей.
08.04.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Заказчика. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика по разработке проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об электронном аукционе, в котором:
- не указаны сведения о конкретном сроке действия контракта, от которого отсчитывается срок действия банковской гарантии;
- содержится неправомерное требование о предоставлении подрядчиком нового обеспечения исполнения контракта, в случае недействительности первоначально предоставленного;
- не указаны сведения о конкретном значении объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В соответствии со статьей 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В части 9 проекта контракта, входящего в состав документации об аукционе, указано, что контракт вступает в силу и становится обязательным со дня его подписания сторонами с учетом исполнения его условий и действует до полного исполнения сторонами всех обязательств по контракту. Срок действия контракта не включает в себя гарантийный срок.
Согласно пункту 1.2.2 проекта контракта окончание выполнения работ: 214 (двести четырнадцать) календарных дней с момента подписания контракта.
В пункте 2.2 проекта контракта указано, что окончательная оплата принятых работ осуществляется в течении 30 (тридцати) календарных дней со дня подписания акта приема объекта капитального строительства.
Вышеуказанные сведения в проекте контракта позволяют определить срок действия контракта: до 29.12.2016.
Таким образом, довод Заявителя о не указании в проекте контракта сведений о конкретном сроке действия контракта не нашел своего подтверждения.
Исходя из сведений, указанных в пунктах 1.2.2 и 2.2 проекта контракта о сроках исполнения сторонами обязательств по контракту, срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, надлежало установить не ранее 29.01.2017.
Положение пункта 8.3 проекта контракта документации о Закупке о том, что срок действия банковской гарантии должен завершиться не ранее 20.10.2017, установлено в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика пояснили, что при установлении срока завершения действия банковской гарантии допущена техническая ошибка.
2. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В пункте 8.6 проекта контракта установлено следующее условие: "в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать выполнение подрядчиком своих обязательств, подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта на тех же условиях и в том же размере, которые были указаны в контракте".
Комиссия приходит к выводу о том, что указанное положение проекта контракта не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНО).
Согласно части 6 указанной статьи условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО в случае, предусмотренном частью 5 данной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона указал на необходимость участнику, не являющемуся СМП или СОНО, привлекать к исполнению контракта соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНО, и указал в п. 3.4.27 проекта контракта объем такого привлечения: в размере не менее 25 % от цены контракта.
Комиссия считает действия Заказчика по установлению в проекте контракта объема привлечения к исполнению контракта соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНО, указанному со словом "не менее", не противоречащими части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, поскольку вышеуказанная норма не содержит требование об указании процентного объема привлечения в точном цифровом значении.
При этом Комиссия полагает, что указание объема привлечения субподрядчиков в конкретном цифровом значении могло повлечь для подрядчика определенные проблемы по исполнению обязанности, указанной в данном пункте контракта, поскольку выделить для передачи на субподряд работы определенного вида на конкретно заданную сумму представляется маловероятным.
Таким образом, довод Заявителя о ненадлежащем установлении Заказчиком в проекте контракта объема привлечения соисполнителей, субподрядчиков из числа СМП и СОНО не подтвердился.
4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Требования к обеспечению исполнения контракта установлены в статье 96 Закона о контрактной системе.
В соответствие с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 данного Федерального закона.
В силу части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В силу части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 данной статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 данной статьи.
Заказчик в пункте 6.1 документации об электронном аукционе установил размер обеспечения исполнения контракта: "30% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 19 053 904 рубля 50 копеек, а в случае если при проведении аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, при непредоставлении таким участником информации, подтверждающей его добросовестность на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, размер обеспечения контракта составит 45% начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 28 580 856 рублей 75 копеек".
Начальная (максимальная) цена контракта - 65 513 015, 00 рублей, что превышает пятнадцать миллионов рублей. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе не предусмотрено наряду с предоставлением обеспечения исполнения контракта предоставление информации, подтверждающей добросовестность участника Закупки.
Таким образом, Заказчик установил требование к обеспечения исполнения контракта не в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, в нарушение части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения подрядчика.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 3, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ____________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ С.А. Громов
____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 15 апреля 2016 г. N 21-06/94-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2016