Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 апреля 2016 г. N 21-06/96-16Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - Администрации Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района (далее - Заказчик): Симахина В.М. (по доверенности от 12.01.2016), Антиповой Л.О. (по доверенности от 18.04.2016),
- заявителя - ООО "Изыскатель" (далее - Заявитель): Семенова Н.В. (по доверенности от 18.04.2016 N 25), Пестрикова Ю.А. (по доверенности от 18.04.2016 N 26),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса на выполнение проектно-сметных работ по объекту "Реконструкция существующего Дома культуры" в пос. Новый, ул. Молодежная, 5 (со спортивным залом) (закупка N 013830000181000007), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
25.03.2016 Заказчиком начата процедура определения исполнителя путем проведения открытого конкурса на выполнение проектно-сметных работ по объекту "Реконструкция существующего Дома культуры" в пос. Новый, ул. Молодежная, 5 (со спортивным залом) (закупка N 013830000181000007) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 11 128 900,00 рублей.
В извещении о Закупке установлен срок окончания подачи заявок: 18.04.2016.
13.04.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Заявитель обжалует действия Заказчика при разработке конкурсной документации, в части "объединения в один предмет конкурса двух самостоятельных видов деятельности, не связанных между собой технологически и функционально - выполнение работ по инженерным изысканиям и разработка проектной документации, что ведет к ограничению количества участников закупки, так как данные виды работ требуют получение разных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими СРО".
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения на жалобу от 19.04.2016 N 705, пояснив следующее.
Технологическая и функциональная связанность работ по подготовке проектной документации и работ по проведению изысканий подтверждается следующими доводами:
1) в соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий,
2) работы по проведению инженерных изысканий могут быть выполнены только после проведения предпроектных работ, предусмотренных техническим заданием, размещенным в составе конкурсной документации.
Поскольку осуществляется реконструкция существующего Дома культуры, техническое задание подразумевает, что в состав работ включены предпроектные работы, выполняемые последовательно перед началом выполнения проектных и изыскательских работ:
- работы по обследованию существующего здания (в целях принятия решения об использовании существующих конструкций);
- на основании технического обследования осуществляются предпроектные работы по разработке основных архитектурно-планировочных и конструктивных решений (определение посадки здания, разработка эскизных решений);
- предпроектные работы по получению исходно-разрешительной документации (в ходе данных работ должны быть получены все необходимые технические условия на подключение к инженерным сетям (точкам врезки), определены соответствующие границы для проведения изысканий).
Определение требований для проведения инженерных изысканий возможно только после проведения полного перечня данных предпроектных работ. В противном случае Исполнитель не сможет обеспечить быстрое и качественное исполнение обязательств по контракту, а также рациональное расходование бюджетных средств. В частности, невозможно составить техническое задание на проведение инженерно-геологических изысканий (определить глубину скважин или границы для проведения изысканий) до разработки архитектурно-планировочных и конструктивных решений, т.к. бурение скважин неопределенной заранее глубины может привести к нецелесообразному расходованию бюджетных средств. Более того, до получения технических условий на подключение к инженерным сетям невозможно достоверно определить границы топографической съемки.
3) проведение инженерных изысканий в рамках выполнения работ по проектированию является принципиально важным, т.к. в процессе проектирования велика вероятность возникновения необходимости проведения корректировки результатов выполненных изысканий, проведения дополнительных изысканий и пр.,
4) результаты инженерных изысканий необходимы для обеспечения защиты проектной документации при проведении Государственной экспертизы проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с ГрК РФ в ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края" и, соответственно, также являются предметом государственной экспертизы, в рамках экспертизы проекта,
5) объединение работ по производству инженерных изысканий с проектированием в рамках одной закупки позволит обеспечить не только быстрое и качественное исполнение обязательств по контракту, но и предусматривает рациональное расходование бюджетных средств, а также возможность проведения работ в рамках календарного года, на который выделены соответствующие бюджетные средства.
Таким образом, объединение Заказчиком в одну закупку работ по производству инженерных изысканий с проектированием обусловлено потребностями Заказчика и является правом последнего.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения.
Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, выполняются в целях получения:
1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;
2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении (часть 4 статьи 47 ГрК РФ).
Согласно техническому заданию документации о Закупке целью проектирования является реконструкция Дома культуры. В ходе данного проектирования Исполнитель должен осуществить комплекс работ, включающий в себя множество взаимосвязанных процессов, операций и действий, в том числе проведение инженерных изысканий. Данные изыскания осуществляются перед началом проектирования и в процессе проектирования.
В пункте 13 документации о Закупке Заказчиком установлено требование к участникам Закупки: наличие свидетельства, выданного СРО в области проектирования, в частности на осуществление работ по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). При этом привлечение субподрядных организаций Заказчиком допускается (пункт 18).
Таким образом, объединение Заказчиком в одну Закупку работ по инженерным изысканиям с проектированием осуществлено в целях рационального расходования бюджетных средств, обусловлено потребностями Заказчика и является его правом.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в конкурсную документацию требований к работам, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 18.04.2016 на участие в данном конкурсе подано 7 заявок.
При этом Заявитель не представил доказательств того, что установленные Заказчиком требования к функциональным и техническим характеристикам объекта закупки влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа для заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Проект контракта, размещенный в единой информационной системе, не содержит размеры штрафа, пени, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, что является нарушением частей 5, 7, 8 статьи 34, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34, части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
4. В связи с тем, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Закупки и будет устранено при подписании контракта, материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Заказчика, не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________С.Н. Парфирьева
____________________ Л.Б. Шиханова
_____________________ С.А. Громов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 апреля 2016 г. N 21-06/96-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2016