Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 22 апреля 2016 г. N 21-06/103-16Ж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - руководителя управления Светловой И.А.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Громова С.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Козаченко А.А.,
в присутствии представителей:
- заказчика - Агентства по информатизации и связи Камчатского края (далее - Заказчик): Хамлова М.П. (по распоряжению от 19.04.2016 N 389-р), Костюка Д.В. (по доверенности от 21.04.2016), Ждановой А.Н. (по доверенности от 21.04.2016),
в отсутствие представителя:
- заявителя - ООО "Торговый дом Юнитсолюшнс" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и дате рассмотрения жалобы посредством электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем электронного аукциона (далее - ЭА) по оказанию услуг по предоставлению простых (неисключительных) лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение (далее - ПО) для организации видеоконференций (закупка N 0138200001416000006), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
31.03.2016 (07.04.2016 изменение извещения) Заказчиком начата процедура определения исполнителя путем проведения ЭА по оказанию услуг по предоставлению простых (неисключительных) лицензий на право использовать компьютерное ПО для организации видеоконференций (закупка N 0138200001416000006) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 934 900,00 рублей.
В извещении о Закупке установлен срок окончания подачи заявок: 18.04.2016.
15.04.2016 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Заявитель обжалует действия Заказчика при разработке аукционной документации, в части:
- включения в аукционную документацию требования о необходимости поддержки алгоритма шифрования AES (128 битным размером ключа) и шифрования протокола DTLS SRTP без установления "требования о наличии сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации",
- обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск ПО видеоконференции, т.к. Заказчиком не производились закупки ПО на которое ссылается Заказчик при данном обосновании,
- указания проприетарного протокола Microsoft - RTVideo, т.к. интеграция со всеми указанными Заказчиком программами может происходить по стандартным протоколам H.323 и SIP.
Заказчик с доводами жалобы не согласился. Представил письменные возражения на жалобу от 20.04.2016 N 56.02/, пояснив следующее.
- обоснование требования к поддержке стандартов AES и DTLS-SRTP:
Согласно подпункту а) пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 957 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами (далее - Положение)" к средствам шифрования относятся аппаратные, программные и аппаратно-программные средства, системы и комплексы, реализующие алгоритмы криптографического преобразования информации и предназначенные для защиты информации при ее передаче по каналам связи и (или) при ее обработке и хранении.
В соответствии с подпунктами г) и л) пункта 3 данного Положения, действие данного Положения не распространяется на:
* шифровальные (криптографические) средства, являющиеся компонентами программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной;
* шифровальные (криптографические) средства, используемые для защиты технологических каналов информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи, не относящихся к критически важным объектам.
Алгоритмы шифрования данных AES и SRTP являются международно опубликованными (доступными) стандартами, а их криптографические возможности не изменяемы пользователями, так как однозначно определены.
Так, стандарт шифрования AES опубликован в отчете Federal Information Processing Standards Publication N 197 от 26.11.2006.
Cтандарт шифрования SRTP, обеспечивающий работу протокола защиты соединений, использующих дейтаграммы (DTLS) опубликован инженерным советом интернета (IETF) в марте 2004 как RFC 3711 и использует шифр AES.
В соответствии с пунктом 1 Информационного сообщения Федеральной службы технического и экспортного контроля Российской Федерации (далее - ФСТЭК РФ) от 25.07.2014 N 240/22/2478 и иными руководящими документами ФСТЭК РФ, к информационным системам критически важных объектов (ключевые системы информационной инфраструктуры) относятся системы, обеспечивающие управление потенциально опасными производствами или технологическими процессами на объектах, а также обеспечивающие функционирование информационно-опасных объектов, осуществляющих управление (или информационное обеспечение управления) чувствительными (важными) для государства процессами (за исключением процессов на потенциально опасных объектах).
Система видеоконференцсвязи (далее - ВКС) не является критически важной системой информационной инфраструктуры, в ней не обрабатывается конфиденциальная или иная информация, подлежащая защите, а используемые в ней протоколы шифрования AES и SRTP общедоступно опубликованы и не могут быть изменены пользователем.
В связи с вышеизложенными фактами, система видеоконференций не подлежит сертификации как шифровальное средство. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.04.1995 N 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации" (далее - Указ N 334) ограничивает использование не сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации шифровальных средств, но данный Указ не может ограничивать эксплуатацию систем, не подлежащих сертификации.
На сегодняшний день подавляющее большинство решений в области ВКС как Российского, так и зарубежного производства поддерживают протоколы шифрования AES и SRTP при организации канала связи для передачи цифрового аудио и/или видео информации.
Решения в области ВКС, представленные в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, созданном в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N 1236), так же поддерживают стандарты шифрования AES и SRTP. При этом данные продукты не сертифицируются как шифровальные средства или средства криптографической защиты, а требование к поддержке протоколов шифрования AES и SRTP не является монопольно ограниченным.
Информация о сертификации каких-либо систем видеоконференций отсутствует и в перечне средств защиты информации, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации, уполномоченной на осуществление сертификации средств криптографической защиты информации в настоящее время. Данный перечень доступен на официальном сайте Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Также, Агентство по информатизации и связи Камчатского края обращает внимание на то, что Закон Российской Федерации от 19.02.1993 N 4524-1 "О федеральных органах правительственной связи и информации", в целях обеспечения которого был издан Указ N 334 утратил свою силу с 01.07.2003.
Используемые у Заказчика системы видеоконференций Polycom RealPresence Desktop и Lifesize Icon 600 поддерживают протоколы шифрования AES и SRTP, что подтверждается документацией на официальных сайтах производителей данных систем.
Программная система ВКС Polycom RealPresence Desktop приобретена Заказчиком в соответствии с договором от 22.12.2014 N 15 "О предоставлении неисключительных прав (лицензий) на программу для ЭВМ "Polycom RealPresence Desktop".
Программно-аппаратная система ВКС LifeSize Icon 600 приобретена Аппаратом Губернатора и Правительства Камчатского края в соответствии с государственным контрактом от 13.01.2015 N 0138200001614000102-0203617-01 "На поставку комплекса оборудования для создания конференц-системы в зале Правительства Камчатского края". Данный комплекс оборудования передан Агентству по информатизации и связи Камчатского края в соответствии с Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 02.07.2015 N 273-р, что подтверждается актом о приеме-передаче объекта основных средств от 02.07.2015 N 80400007.
Системы видеоконференций, используемые у абонентов Заказчика, с которыми осуществляется видеосвязь, также поддерживают данные протоколы, в связи с чем необходима поддержка данных протоколов и у вновь приобретаемой системы видеоконференций.
Исполнительные органы государственной власти Камчатского края регулярно принимают участие в видеоконференциях, организованных федеральными органами власти Российской Федерации и иными организациями, о чем свидетельствуют официальные письма от данных организаций с предъявлением различных технических требований к системам видеоконференцсвязи и необходимостью проведения тестирования совместимости используемых систем видеоконференцсвязи.
Так, в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации используется система видеоконференций Polycom RMX200, в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Министерстве экономического развития используются системы видеоконференций Tandberg. Все эти системы осуществляют поддержку протоколов шифрования AES и SRTP, при этом каких-либо ограничений на использование данных систем не накладывается.
- обоснование требования поддержки коммуникационной системы Microsoft Lync Server и протокола RTVideo.
В соответствии с государственным контрактом от 28.04.2012 N 03А-12 "На выполнение работ по внедрению систем объединенных коммуникаций в Правительстве Камчатского края", Заказчиком по которому выступает Агентство по информатизации и связи Камчатского края, были выполнены работы по внедрению систем объединенных коммуникаций в Правительства Камчатского края.
В соответствии с пунктом 1.3 данного контракта, было осуществлено внедрение системы корпоративных коммуникаций на основе Microsoft Lync Server 2010. Лицензии на все ПО, внедренное в рамках данного контракта приобретены Заказчиком, как в рамках данного контракта, так и в рамках государственного контракта от 27.08.2010 N 7 "На передачу неисключительных прав использования программного обеспечения по единому трехлетнему корпоративному соглашению Enterprise Agreement - на первый год соглашения" размещенного на портале государственных закупок Камчатского края, в настоящее время не существующего, в связи с введением в действие Единой информационной системы в сфере государственных закупок Российской Федерации (далее - ЕИС) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с государственным контрактом от 23.09.2013 N 11А-13 "На оказание услуг по передаче неисключительных прав использования программного обеспечения в исполнительных органах государственной власти Камчатского края по единому корпоративному соглашению Enterprise Agreement", соглашение Enterprise Agreement было продлено.
В соответствии с государственным контрактом от 06.06.2014 N 01А-14 "На выполнение работ по модернизации системы объединенных коммуникаций исполнительных органов государственной власти Камчатского края", осуществлено обновление версии Microsoft Lync Server 2010 до Microsoft Lync Server 2013.
В настоящее время на автоматизированных рабочих местах исполнительных органов государственной власти Камчатского края используются клиентские приложения как Microsoft Lync 2013, так и Microsoft Lync 2010. Целью приобретение новой системы ВКС является не только обеспечение многоточечных видеоконференций со внешними абонентами, но и обеспечение возможности подключения отдельных участников к видеоконференциям непосредственно со своих рабочих мест в исполнительных органах государственной власти Камчатского края с использованием уже установленных клиентских приложений Microsoft Lync 2010 и Microsoft Lync 2013.
В соответствии с документацией производителя, опубликованной на официальном сайте производителя, требования к пропускной способности сети для трафика мультимедиа в Lync Server 2013 включают в себя необходимость поддержки протокола RTVideo.
На день опубликования извещения о проведении ЭА для закупки N 0138200001416000006 в Реестре отсутствовала информация о продуктах в области ВКС, соответствующих данному требованию.
В соответствии с подпунктом б) пункта 2 Постановления N 1236, при несоответствии функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик программного обеспечения, сведения о котором включены в Реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, необходимо размещение Заказчиком на единой электронной торговой площадке обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), что было произведено 07.04.2016 Заказчиком при внесении изменений в извещение о проведении Закупки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об ЭА должна содержать требования к содержанию, составу заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника ЭА предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
Комиссия, исследовав вышеизложенные доводы Заказчика, в частности о том, что:
- система ВКС не является критически важной системой информационной инфраструктуры, в ней не обрабатывается конфиденциальная или иная информация, подлежащая защите, а используемые в ней протоколы шифрования AES и SRTP общедоступно опубликованы и не могут быть изменены пользователем,
- информация о сертификации каких-либо систем видеоконференций отсутствует в перечне средств защиты информации, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации, уполномоченной на осуществление сертификации средств криптографической защиты информации в настоящее время,
приходит к выводу о том, что система видеоконференций не подлежит сертификации как шифровальное средство.
Заявитель бесспорных доказательств обратного не представил.
Таким образом, Заказчик правомерно не установил требования о предоставлении участниками Закупки во второй части заявки сертификата Федерального агентства правительственной связи и информации.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об ЭА должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в ЕИС, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое ПО и прав использования такого ПО, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Обоснование), утвержденного Постановлением N 1236 (далее - Порядок) обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки ПО в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о ПО, соответствующем тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке;
б) ПО, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО.
В силу пункта 6 Порядка размещение в ЕИС данного Обоснования осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
07.04.2016 Заказчиком в ЕИС размещено Обоснование: "необходимость интеграции существующей системы объединенных коммуникаций, систем ВКС (LifeSize, Polycom и др.) уже используемых у Заказчика и различных систем ВКС иных организаций с внедряемой системой видеоконференций. В связи с этим требуется поддержка всех стандартов и протоколов цифровой аудио и видеосвязи. Среди представленных в Реестре российских решений отсутствуют предложения, соответствующие всем требованиям к ПО, являющемуся объектом Закупки".
Заказчиком были представлены договоры, подтверждающие наличие у Заказчика, исполнительных органов государственной власти Камчатского края систем видеоконференций Polycom RealPresence Desktop и Lifesize Icon 600, систем корпоративных коммуникаций на основе Microsoft Lync Server 2010, 2013.
В соответствии с представленной Заказчиком информации, требования к пропускной способности сети для трафика мультимедиа в Lync Server 2013 включают в себя необходимость поддержки протокола RTVideo.
Таким образом, описание Заказчиком объекта Закупки не противоречит правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
Обоснование, размещенное Заказчиком в ЕИС, не противоречит требованиям Порядка и Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: ___________________ И.А. Светлова
Члены комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
____________________ С.А. Громов
_____________________ А.А. Козаченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 22 апреля 2016 г. N 21-06/103-16Ж
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2016