Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 3 мая 2016 г. N РЗ-57/16
Резолютивная часть решения оглашена "04" мая 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "06" мая 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - руководитель управления - Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
в присутствии представителей: Тамбовского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия" <_>,
комитета государственного заказа Тамбовской области <_>,
в отсутствие представителя ООО "Медпром" (до объявленного перерыва интересы ООО "Медпром" представлял <_>), ООО "Исток Аудио Трейдинг" (ходатайствовавшего о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя общества),
рассмотрев жалобу ООО "Медпром" и ООО "Исток Аудио Трейдинг" (далее - Заявители) на действия Тамбовского областного государственного казенного учреждения социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия" при проведении электронного аукциона N 0164200003016001974 и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее - Уполномоченный орган) 15.04.2016 опубликовал на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003016001974 о проведении электронного аукциона на поставку слуховых аппаратов для инвалидов Тамбовской области (далее - Аукцион).
Начальная максимальная цена контракта составляет - 6 994 314,92 рублей.
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия".
ООО "Медпром" и ООО "Исток Аудио Трейдинг", считая документацию об электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, обратились с жалобой в Тамбовское УФАС России.
В качестве доводов жалобы ООО "Медпром" указал следующее:
- Заказчик не установил в извещении о проведении Аукциона требования об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- Заказчик установил требование к месту поставки товара "г. Тамбов, по месту нахождения пункта выдачи Товара (далее - пункт выдачи), организованного Поставщиком, на основании Направлений, выдаваемых Заказчиком Получателю, либо по мере необходимости по месту жительства Получателей, на основании Реестров Получателей". ООО "Медпром" считает, что организация пункта выдачи, соответствующего нормам законодательства, подразумевает наличие у поставщика лицензии на осуществление медицинской деятельности, требование к которой Заказчик не установил;
- в Спецификации на поставку слуховых аппаратов для инвалидов Тамбовской области указана ссылка на ГОСТ Р 51079-2006, который утратил силу с 01.01.2016;
- совокупность установленных заказчиком требований к товару по позициям NN 1,3 Спецификации указывает на слуховые аппараты, производимые только компанией "Bernafon", а по позиции N 4 компании Aidiofon модель H70 Super D, что нарушает условия конкуренции.
ООО "Исток Аудио Трейдинг" в своей жалобе также указывает, что совокупность установленных заказчиком требований к товару по позиции N4 Спецификации указывает на слуховые аппараты, производимые только компанией Aidiofon (модель H70 Super D). Таким образом, участники, предлагающие к поставке иные слуховые аппараты, не могут участвовать в данной закупке.
Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, считая их необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы объявлялся перерыв. Рассмотрение жалобы продолжилось 04.05.2016 в 16 часов 00 минут.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика и Уполномоченного органа, установила следующее.
1. Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет довод Заявителя о том, что Заказчик не установил в извещении о проведении Аукциона требования об ограничении допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик обязан установить данное ограничение, так как слуховые аппараты включены в утвержденный указанным постановлением перечень, независимо от того, будет ли применено установленное ограничение при рассмотрении заявок на участие в аукционе или нет.
Согласно извещению о проведении рассматриваемой закупки сформированного на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок в разделе "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами" Заказчиком определено следующее: "Ограничение установлено в соответствии с Постановлением Правительства РФ N102 от 05.02.2015".
2. В части установления требования к месту поставки: "г. Тамбов, по месту нахождения пункта выдачи Товара (далее - пункт выдачи), организованного Поставщиком, на основании Направлений, выдаваемых Заказчиком Получателю, либо по мере необходимости по месту жительства Получателей, на основании Реестров Получателей", Заказчиком было пояснено следующее.
В соответствии с пунктом "а" части 3 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - TCP) осуществляется путем предоставления соответствующего TCP.
В рамках проводимой закупки предполагается произвести обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (в ред. от 10.09.2014) "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
В данный перечень входят слуховые аппараты. Медицинская услуга по настройке слуховых аппаратов не входит в данный перечень, как не входит в предмет контракта. В соответствии с письмом территориального фонда обязательного медицинского страхования Тамбовской области (исх. N 1271 от 14.05.2015 г.) настройка слухового аппарата оказывается за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования.
Требования, определяемые Заказчиком к организуемым пунктам выдачи и условиям их функционирования, направлены на реализацию прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственный доступ к информации, предусмотренные статьями 14 и 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Поставка товаров, в том числе медицинских изделий, к которым относятся слуховые аппараты, не является лицензируемым видом деятельности, в связи с чем, Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта производился с учетом транспортных расходов на перевозку и доставку товара до места назначения, организации пункта выдачи товара, гарантийного обслуживание, инструктажа инвалида, расходов на отгрузку товара, уплату налоговых и других обязательных платежей (запрос о предоставлении ценовой информации от 25.12.2015 N4863).
Также представители Заказчика пояснили, что иная возможность выдачи товара пациентам отсутствует у Заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что доказательства того, что установление оспариваемых положений контракта влечет за собой ограничение количества участников осуществления закупки на товарном рынке поставки, в том числе ограничивает право на участие в Аукционе, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Тамбовское УФАС России не представлено.
Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает, что положения документации об Аукционе в рассмотренной части противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе ограничивают количество участников осуществления закупки.
3. Комиссия Тамбовского УФАС России не установила ограничения количества участников закупки и нарушения принципа обеспечения конкуренции в части установления требований к закупаемому товару.
В соответствии с пунктом 1 части 1 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, объективность описания закупки в соответствии с совокупностью вышеуказанных норм Закона о контрактной системе заключается в установлении Заказчиком таких требований к закупаемым товарам, которые позволяют определить его соответствие потребностям Заказчика, и при этом являются объективными, не ограничивающими количество участников закупки.
Законодательство не запрещает Заказчику самостоятельно определять предмет закупки и ее состав в соответствии со своей потребностью в том или ином товаре. При формировании предмета закупки Заказчик не обязан доказывать свою потребность в необходимом к поставке товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на волю Заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Представители Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснили, что при описании объекта закупки, прежде всего, руководствовались потребностями конечных получателей закупаемого товара - инвалидов Тамбовской области.
Техническое задание документации электронного аукциона разработано на основании конкретной потребности инвалидов Тамбовской области в слуховых аппаратах, определенной индивидуальными программами реабилитации, разработанными федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Врачом отоларингологом-сурдологом ГБУЗ "ТОКБ им. Бабенко" на основании проведенных медицинских исследований (аудиограмм) были даны рекомендации о характеристиках слуховых аппаратов, которые позволят наиболее полно компенсировать потерю слуха у инвалидов. В техническое задание были включены только те характеристики слуховых аппаратов, которые были указаны специалистом, как пояснили представители Заказчика.
Довод заявителя жалобы о том, что совокупность установленных заказчиком требований к товару по позиции N1 и N3 Спецификации указывает на слуховые аппараты, производимые только компанией "Bernafon", опровергается фактом подачи на участие в аукционе заявок с предложением к поставке также слуховых аппаратов "МОНД-Р" и "МОНД-М" (ООО "КБ Аудиомаг", Россия).
Также Комиссия Тамбовского УФАС России установила, что, действительно, совокупность требований по позиции N4 Спецификации указывает на слуховые аппараты, производимые только компанией Aidiofon (модель H70 Super D).
Устанавливая такие требования к слуховым аппаратам, которые указывали на конкретную модель - H70 Super D, заказчик руководствовался потребностями конечных получателей закупаемого товара на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида и рекомендации врача-сурдолога, в которых указано на конкретное техническое средство реабилитации - слуховой аппарат модели H70 Super D. Данные индивидуальных программ реабилитации инвалидов, а также выписки из истории болезни больных, Заказчиком были представлены в Тамбовское УФАС России.
ООО "Исток Аудио Трейдинг" не представило доказательств невозможности участия в аукционе и поставки товара в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе в рассматриваемой части.
4. В части установления в Спецификации на поставку слуховых аппаратов для инвалидов Тамбовской области требования о соответствии поставляемых слуховых аппаратов недействующему ГОСТу Р 51079-2006, из чего Заявитель усматривает необъективность описания объекта закупки, Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующее.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа признали, что это является технической ошибкой в документации об аукционе, которая не влечет изменение требований к приобретаемому товару, они остались неизменными.
При этом, Заявителем по жалобе не представлено доводов и доказательств необъективности описания объекта закупки, а также затруднений либо невозможности поставки товара, соответствующего требованиям действующих стандартов.
На основании изложенного комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов, указанных в жалобе. В действиях Заказчика по утверждению документации об аукционе нарушений не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпром" необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Исток Аудио Трейдинг" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии Н.Н. Колодина
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Е.Г. Великанова
Исп.: Иванов В.В. тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 3 мая 2016 г. N РЗ-57/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2016