Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 ноября 2016 г. N РЗ-268/16
Резолютивная часть решения оглашена "15" ноября2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "18" ноября 2016 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия) в составе:
председатель - руководительуправления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов Мазаева С.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов властиКозлова Н.Е.,
в присутствии представителей Управления здравоохранения Тамбовской области - Шитиковой И.В., Ежовой Е.Н., Федюшина А.К., Баранова А.В.,
комитета государственного заказа Тамбовской области - Рыжковой М.А.,
ООО "Компания "Эталон" (заявитель) - Козлова Е.А.,
рассмотрев жалобуООО "Компания "Эталон" (далее - Заявитель) на действия Управления здравоохранения Тамбовской области при проведении электронного аукциона N 0164200003016005098 на поставку портативных биохимических анализаторов кровии проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (далее также Уполномоченный орган)01.11.2016 опубликовалв Единой информационной системе в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N 0164200003016005098 о проведении электронного аукциона на поставку портативных биохимических анализаторов крови (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 601 755,77 руб.
Заказчик - Управление здравоохранения Тамбовской области.
ООО "Компания "Эталон", считая документацию об аукционе несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Техническом задании, являющемся приложением N2 к проекту контракта, требования к техническим характеристикам товара, а именно, п. 2.7 - "проведение теста "Креатинин", которые соответствуют только одному товару - CardioChekPA, производитель PolymerTechnologySystems, Inc.США.ООО "Компания "Эталон" считает, что таким образом резко сужается круг возможных участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчикдействовал в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, с учетом своих потребностей.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа,установила следующее.
Статья 8 Закона о контрактной системе определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как установлено в части 1 указанной статьи.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе закреплено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Также в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о контрактной системе установлено, что участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, в том числе, чтодокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Нормы Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции в указанной части предполагают конкуренцию как среди поставщиков, так и среди производителей товаров.
Из довода жалобы Заявителя следует, что требование к товару по позиции 2.7 - "проведение теста "Креатинин" в совокупности с другими характеристиками, указанными в Приложении N 2 к Контракту, является технологической и функциональной особенностью только одной марки портативных анализаторов крови CardioChek PA, производитель PolymerTechnologySystems, Inc. США.
Комиссия Тамбовского УФАС России,рассмотрев данный довод жалобы, пришла к следующему выводу.
Из норм законодательства о контрактной системе следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Заказчик самостоятельно определяет предмет закупки и его состав в соответствии со своей потребностью в том или ином товаре. При формировании предмета закупки Заказчик определяет свою потребность в необходимом к поставке товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на волю Заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
При этом установление заказчиком параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям документации об электронном аукционе.
В рамках формирования данного заказа управление здравоохранения Тамбовской области руководствовалось существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; заказчик учитывал необходимость конечного результата - обеспечение фельдшерско-акушерских пунктов максимально технологичным, современным оборудованием для оказания качественной высококвалифицированной медицинской помощи гражданам.
Управлением здравоохранения Тамбовской области предоставлена копия протокола от 28.10.2016 рабочего совещания управления здравоохранения области по вопросу закупки портативных биохимических анализаторов крови с возможностью определения креатинина для фельдшерско-акушерских пунктов учреждений здравоохранения с решением о необходимости проведения данной закупки с целью обеспечения доступности диагностического лабораторного обследования населению, проживающему в отдаленных сельских территориях, осуществления своевременного контроля за хроническими больными на селе.
В ходе рассмотрения жалобы объявлялся перерыв до 15ноября 2016 года. После перерыва на заседании Комиссии представители Заказчика представили в качестве доказательства приказ управления здравоохранения от 27.07.2016 N 1304 "О мерах по совершенствованию динамического наблюдения за пациентами, страдающими хроническими неинфекционными заболеваниями, в сельских поселениях".На основании данного приказа и в соответствии с действующим законодательством в области здравоохранения в целях повышения качества и доступности динамического наблюдения пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями в сельских поселениях главным врачам государственных учреждений здравоохранения области приказано организовать динамическое наблюдение, контроль основных параметров здоровья (уровень холестерина, глюкозы, липидов, креатинина крови) пациентов, страдающими хроническими неинфекционными заболеваниями в сельских территориях, фельдшерами и акушерами ФАП в соответствии с назначениями лечащего врача.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что у Заказчика имеется объективная необходимость закупить анализаторы крови, позволяющие определить уровень холестерина, глюкозы, липидов, креатинина крови.
Заявителем не представлено доказательств наличия на рынке анализаторов крови, обеспечивающих в совокупности проведение необходимых Заказчику исследований уровня холестерина, глюкозы, липидов, креатинина крови, а также анализаторов крови, которые обеспечивали бы потребности Заказчика и находились бы в ценовой категории определенной Заказчиком, Комиссия Тамбовского УФАС России это также не установила.
Также Заявителем не представлено доказательств невозможности в силу обстоятельств, независящих от воли участников закупки (законодательные, торговые ограничения) принять участие в закупке и исполнить контракт.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Компания "Эталон"необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии С.В. Мазаева
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп.: Козлова Н.Е.
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 ноября 2016 г. N РЗ-268/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2016