Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 ноября 2016 г. N 05-02/338Ж-16
Резолютивная часть решения объявлена 15 ноября 2016 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 ноября 2016 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела закупок управления Крюкова Т.В., государственный инспектор отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя - ООО "Военсервис" (далее - заявитель) - представитель по доверенности Которкин А.В.;
от заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая психиатрическая больница" (далее - заказчик) - представитель по доверенности Конько Д.А.;
от уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области (далее - уполномоченный орган) - представитель по доверенности Цыганова Н.Ю.,
рассмотрев жалобу ООО "Военсервис" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая психиатрическая больница" (извещение N 0171200001916001098) (далее - конкурс с ограниченным участием, конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Военсервис" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая психиатрическая больница" (извещение N 0171200001916001098).
По мнению заявителя, конкурсной комиссией уполномоченного органа была необоснованно отклонена заявка ООО "Военсервис" на участие в конкурсе с ограниченным участием (извещение N 0171200001916001098) по причине несоответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: в пункте 6.3 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации, так как в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием. Начальная (максимальная) цена контракта согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации составляет 65 350 413,35 рублей; 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта - 13 070 082,67 рублей. В то время как стоимость каждого из контрактов (договоров), копии которых представлены участником в заявке, менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта (менее 13 070 082,67 рублей).
Однако заявитель полагает, что указанные выводы конкурсной комиссии уполномоченного органа не соответствуют требованиям конкурсной документации в указанной части, поскольку по смыслу пункта 6.3 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации заказчиком и уполномоченным органом установлено дополнительное требование о наличии у участника необходимого опыта исполнения контракта, стоимость которого составляла бы не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта; при этом в качестве документов, подтверждающих наличие такого опыта, может быть представлен как один, так и несколько контрактов ("копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов)_"). Таким образом, по мнению заявителя, буквальное толкование указанных требований конкурсной документации позволяет представить участнику закупки в качестве подтверждения наличия необходимого опыта исполнения несколько контрактов на общую сумму в размере не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
Кроме этого, как считает заявитель, протокол предквалификационного отбора составлен с нарушением законодательства о закупках: указанный протокол не содержит перечень членов конкурсной комиссии, принявших решение о несоответствии заявки заявителя требованиям конкурсной документации.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать конкурсной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении указанного нарушения.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу доводов жалобы. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 18.10.2016 размещено извещение N 0171200001916001098 о проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая психиатрическая больница" вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 65 350 413,35 руб. (шестьдесят пять миллионов триста пятьдесят тысяч четыреста тринадцать рублей тридцать пять копеек). Заказчиком выступило государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая психиатрическая больница".
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (часть 1 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 N 99) установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему постановлению.
Из пункта 6 приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 следует, что при оказании услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 000 рублей к участникам такой закупки предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относится копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Учитывая положения пунктов 7 и 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документом, подтверждающим соответствие указанным дополнительным требованиям, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением.
Согласно частям 5-6 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с пунктом 3 извещения N 0171200001916001098 о проведении конкурса с ограниченным участием предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации и доставке горячего питания для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая психиатрическая больница"; НМЦК составляет 65 350 413,35 руб. (20% от НМЦК составляет 13 070 082,67 руб.).
В пункте 6 извещения N 0171200001916001098 о проведении конкурса с ограниченным участием заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к участникам закупки.
Так, во исполнение требований, установленных Правительством Российской Федерации и Постановлении от 04.02.2015 N 99, заказчиком и уполномоченным органом предъявляются дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием (пункт 6.3 извещения N 0171200001916001098 о проведении конкурса с ограниченным участием).
В перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, входят: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке оказанной услуги (пункт 6.4 извещения N 0171200001916001098 о проведении конкурса с ограниченным участием).
Аналогичные требования установлены заказчиком и уполномоченным органом и в пунктах 6.3-6.4 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации.
Заказчиком и уполномоченным органом в пункте 16 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации установлены требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса с ограниченным участием, к форме, составу заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием и инструкцию по ее заполнению.
Так, заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием должна содержать, в том числе документы, предусмотренные пунктом 6.4 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации, или заверенные участником закупки копии таких документов.
Копии документов, предоставляемые участником аукциона, должны быть представлены в полном объеме, в том числе содержать все страницы и не иметь нечитаемых фрагментов (не воспроизводящих или воспроизводящих не в полной мере информацию подлинника) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения". В соответствии с указанным ГОСТ под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
Как установлено на заседании Комиссии, участником закупки ООО "Военсервис" (порядковый номер заявки N 5) в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием представлены, в том числе в качестве подтверждения необходимого опыта оказания услуг следующие документы:
- государственный контракт от 12.01.2016 N 15/96 на сумму в размере 2 422 079,82 руб., в соответствии с соглашением о расторжении государственного контракта от 12.01.2016 N 15/96 фактически исполнителем были оказаны услуги на сумму в размере 1 233 556,98 руб.;
- контракт от 30.05.2016 N 07/16 на сумму в размере 144 960,00 руб.;
- контракт от 09.03.2016 N 03/16 на сумму в размере 399 000,00 руб.;
- контракт от 11.01.2016 N 01/16 на сумму в размере 399 000,00 руб., в соответствии с соглашением от 04.03.2016 о расторжении договора фактически исполнителем были оказаны услуги на сумму в размере 301 120,00 руб.;
- контракт от 22.12.2015 на сумму в размере 38 640,00 руб.;
- контракт от 16.10.2015 N 04/15 на сумму в размере 399 000,00 руб., в соответствии с соглашением о расторжении контракта фактически исполнителем были оказаны услуги на сумму в размере 394 880,00 руб.;
- контракт от 28.08.2015 N 03/15 на сумму в размере 394 320,00 руб.;
- договор субподряда от 19.01.2015 N КК-24/2015 на сумму в размере 165 567,34 руб.;
- договор субподряда от 25.01.2015 N КК-25/2015 на сумму в размере 9 078 367,00 руб.;
- договор субподряда от 30.12.2014 N КК-23/2014 на сумму в размере 414 061 руб.;
- контракт от 31.03.2015 N 2015.98613 на сумму в размере 699 206,40 руб., в соответствии с соглашением от 14.07.2015 о расторжении договора фактически исполнителем были оказаны услуги на сумму в размере 367 599,60 руб.;
- государственный контракт от 13.07.2015 N 0371100001715000009-0108058-01 на сумму в размере 564 940,30 руб.;
- контракт от 28.08.2015 N 103 на сумму в размере 33 200,00 руб.;
- контракт от 08.09.2015 N 2015.333397на сумму в размере 574 791,60 руб.;
- контракт от 22.07.2015 N 025 на сумму в размере 226 200,00 руб., в соответствии с соглашением о расторжении контракта фактически исполнителем были оказаны услуги на сумму в размере 211 400,00 руб.;
- контракт от 28.12.2015 N 033 на сумму в размере 172 320,00 руб.
Таким образом, участником закупки ООО "Военсервис" (порядковый номер заявки N 5) в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием представлены копии заключенных контрактов на общую сумму в размере 14 488 723,82 руб., однако, ни один из таких контрактов в отдельности не был заключен и исполнен на сумму в размере не менее 13 070 082,67 руб. (то есть не менее 20% от НМЦК).
В соответствии с частями 7-8 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Результаты предквалификационного отбора с обоснованием принятых заказчиком решений, в том числе перечень участников закупки, соответствующих установленным требованиям, фиксируются в протоколе предквалификационного отбора, который размещается в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора. Результаты предквалификационного отбора могут быть обжалованы в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанного протокола в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Из названных норм законодательства о закупках следует, что предквалификационный отбор проводится не конкурсной комиссией, а единолично заказчиком.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Ярославской области от 27.12.2013 N 1767-п "О реализации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг и внесение изменений в Постановление Администрации области от 23.12.2005 N 344" (Постановление Правительства Ярославской области от 27.12.2013 N 1767-п) департамент государственного заказа Ярославской области определен органом исполнительной власти, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ярославской области.
Постановлением Правительства Ярославской области от 27.12.2013 N 1767-п также утвержден порядок взаимодействия заказчиков и департамента государственного заказа Ярославской области в рамках контрактной системы (далее - Порядок).
Подпунктом 4.2.4 пункта 4.2 "Особенности проведения конкурса с ограниченным участием" Порядка определено, что предквалификационный отбор проводится уполномоченным органом в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, в данном случае заказчик делегировал свои полномочия по проведению предквалификационного отбора уполномоченному органу. Запрет на совершение указанных действий на законодательном уровне не установлен, в связи с чем Комиссия не имеет оснований для признания данных действия заказчика и уполномоченного органа нарушением законодательства о закупках.
Так, в соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 08.11.2016, утвержденного руководителем уполномоченного органа, заявка участника закупки ООО "Военсервис" (порядковый номер заявки N 5) была признана уполномоченным органом не соответствующей требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ: "в пункте 6.3 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации, так как в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием. Начальная (максимальная) цена контракта согласно пункту 3 раздела 1 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации составляет 65 350 413,35 рублей; 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта - 13 070 082,67 рублей. В то время как стоимость каждого из контрактов (договоров), копии которых представлены участником в заявке, менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта (менее 13 070 082,67 рублей)".
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия не усматривает ни в действиях конкурсной комиссии уполномоченного органа, ни в действиях уполномоченного органа по признанию второй части заявки участника закупки ООО "Военсервис" (порядковый номер заявки N 5) не соответствующей требованиям, установленным в соответствии с частью 4 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушений действующего законодательства о закупках.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Военсервис" на действия конкурсной комиссии уполномоченного органа - департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и доставке горячего питания для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Ярославская областная клиническая психиатрическая больница" (извещение N 0171200001916001098) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Крюкова Т.В.
Смирнова Т.А. |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 15 ноября 2016 г. N 05-02/338Ж-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2016