Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 марта 2016 г. N 341-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, строительства и обслуживания органов местного самоуправления"
- в отсутствие представителей заявителя жалобы в лице ООО "ТОРОК", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "ТОРОК" (442960, Пензенская обл., г. Заречный, пр. Мира, 5) на действия (бездействие) заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, строительства и обслуживания органов местного самоуправления" (далее - МКУ "УЖКХСиО ОМС" г.Алапаевск) (624605 Свердловская область, г. Алапаевск, ул. Р. Люксембург, 31) при проведении закупки путем открытого конкурса (извещение N 0162300078616000147) на выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения в административных границах муниципального образования Алапаевское в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "ТОРОК" (вх. N 01-3482 от 11.03.2016) на действия (бездействие) заказчика в лице МКУ "УЖКХСиО ОМС" г.Алапаевск при проведении закупки в форме открытого конкурса (извещение N 0162300078616000147) на выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения в административных границах муниципального образования Алапаевское.
В своей жалобе заявитель обжалует требования конкурсной документации в части установления требований к участникам закупки о наличии у таких участников действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации и действующей лицензии на геодезические и картографические работы федерального назначения. В доводах своей жалобы указывает, что вышеуказанные требования установлены в нарушение норм действующего законодательства. На основании изложенного просит провести внеплановую проверку закупки, признать доводы жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласилась, просила признать жалобу необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
29.02.2016 года в единой информационной системе заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0162300078616000147 и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 998 333,33 рублей.
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе:
4) предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать среди прочего:
г) документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Объектом закупки в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса и конкурсной документацией является выполнение работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения в административных границах муниципального образования Алапаевское (код по ОКПД2 71.12.11.000 - работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения).
Требования к участникам закупки установлены п.14 Информационной карты конкурсной документации. В частности, конкурсной документацией к участнику закупки предъявляется требование в части соответствия такого участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
- наличие действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ РФ;
- наличие действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения.
Подтверждением соответствия участника открытого конкурса вышеуказанным требованиям служит представление в составе заявки такого участника на участие в закупке в соответствии с формой 2 раздела IV конкурсной документации следующих документов:
- копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную УФСБ РФ;
- копии действующей лицензии на осуществление геодезических и картографических работ федерального назначения.
По обстоятельствам дела Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регулируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее по тексту - Закон о государственной тайне).
Согласно ст. 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии со ст.27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны установлен Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 (далее по тексту - Положение о лицензировании N333). Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определенных условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока.
При этом в силу п.8 Положения о лицензировании N333 в лицензии указывается в частности степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, - для лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В силу ч.4 ст.9 Закона о государственной тайне отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203. В соответствии с п.42.1 указанного Перечня сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих относятся к сведениям, отнесенным к государственной тайне.
Из данного положения следует, что при численности населения в населенном пункте менее 200 тыс. человек к сведениям, относящимся к государственной тайне, относится расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 782).
Подпунктами "а" и "в" пункта 7 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением N 782 (далее - Правила) при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются, в том числе, документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий, сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе о результатах технических обследований централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Из части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 2 статьи 38 Закона о водоснабжении и водоотведении и пунктом 5 Постановления N 782 предусмотрено, что схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 утверждена Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, которая определяет требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (далее по тексту - Инструкция).
Указанной Инструкцией установлено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые: головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация; линии высоковольтной электропередачи, основные объекты связи; территории, требующие значительного объема подсыпки или срезки грунта, дренирования, выторфовывания; гидротехнические сооружения; сооружения инженерной защиты от неблагоприятных природных факторов; мероприятия по рекультивации нарушенных территорий, иные сооружения по инженерной инфраструктуре и благоустройству территорий. Допускается разработка раздельных схем инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий по основным ее видам.
При этом согласно п. 9 р.3.1.5 Инструкции в плане современного использования территории (опорном плане) и генеральном плане (основном чертеже) показываются, в том числе и сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры, магистральные сети и головные сооружения инженерной инфраструктуры.
Головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в "голове" - начале водопроводной сети.
Из содержания требований к выполнению работ, предусмотренных предметом закупки, и установленных в техническом задании конкурсной документации следует, что исполнитель при разработке схем водоснабжения и водоотведения должен руководствоваться генеральными планами населенных пунктов муниципального образования Алапаевское. При этом п.1 Технического задания предусмотрено, что наименованием работ является разработка схем водоснабжения и водоотведения в административных границах муниципального образования Алапаевское, включая все существующие и проектируемые источники водоснабжения, магистральные и распределительные водопроводные сети, насосные станции, очистные сооружения.
Таким образом, из изложенного следует, что для выполнения работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения в административных границах муниципального образования Алапаевское исполнитель будет использовать генеральные планы населенных пунктов муниципального образования Алапаевское, в которых содержатся схемы расположения головных сооружений водопровода или водовода. Следовательно, исполнителем будут использоваться документы с грифом "Секретно", результат работ также будет содержать сведения, составляющие государственную тайну.
Таким образом, довод заявителя о том, что требование конкурсной документации в части установления требований к участникам закупки о наличии у таких участников копии действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации, незаконно не находит своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в конкурсной документации отсутствует требование к лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации у участника открытого конкурса в части указания на степень секретности разрешенных к использованию сведений, составляющих государственную тайну, которая требуется заказчику для выполнения работ по разработке схем водоснабжения и водоотведения в административных границах муниципального образования Алапаевское.
В связи с вышеизложенным в действиях МКУ "УЖКХСиО ОМС" г.Алапаевск усматривается нарушение пп. "г" п.1 ч.2 ст.51, п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.42 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по геодезическим и картографическим работам федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.12.2011 N 1016 (далее по тексту - Положение N1016) определен порядок лицензирования геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).
Перечень геодезических и картографических работ, включенных в состав лицензируемого вида деятельности, приведен в приложении к Положению N1016.
При этом Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что в указанном приложении к Положению N1016 отсутствуют работы по разработке схем водоснабжения и водоотведения.
Следовательно, деятельность по разработке схем водоснабжения и водоотведения не является деятельностью по геодезическим и картографическим работам федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение, не подлежит лицензированию в соответствии с п.1 Положения N1016 и осуществляется организациями без наличия у них действующей лицензии по геодезическим и картографическим работам федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.
Таким образом, требование о наличии у участника закупки копии действующей лицензии на геодезические и картографические работы федерального назначения, а также подтверждение участником в составе своей заявки указанного требования установлено МКУ "УЖКХСиО ОМС" г.Алапаевск в конкурсной документации в нарушение пп. "г" п.1 ч.2 ст.51, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
Утверждение конкурсной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет административную ответственность по ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным ФАС России от 19.11.2014г. N714/14, ч.8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ТОРОК" признать обоснованной в части неправомерного установления требования к участнику закупки о наличии у такого участника копии действующей лицензии на геодезические и картографические работы федерального назначения.
2. В действиях заказчика в лице МКУ "УЖКХСиО ОМС" г.Алапаевск выявлены нарушения пп."г" п.1 ч.2 ст.51, п.1 ч.1 ст.31, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице МКУ "УЖКХСиО ОМС" г.Алапаевск выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 марта 2016 г. N 341-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2016