Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 апреля 2016 г. N 479-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
- начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии,
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста-эксперта 1-ого разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" -
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области -
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Импульс", надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Импульс" (644112, Омская обл., г. Омск, пр. Комарово, д. 9А) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" (620076, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Щербакова, д. 118), уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на техническое сопровождение и обслуживание системы видеомониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Свердловской области "Лесохранитель" (извещение N 0162200011816000408), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Импульс" (вх. N 01-5231 от 11.04.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на техническое сопровождение и обслуживание системы видеомониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Свердловской области "Лесохранитель" (извещение N 0162200011816000408), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, на нарушение законодательства о контрактной системе заказчиком в части описания объекта закупки, установлении требований к предоставлению подтверждения обладания исключительными правами на программное обеспечение "Лесохранитель", не предоставлений разъяснений на поданные запросы, а так же в части установления требований к банковской гарантии.
Представитель заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
31 марта 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0162200011816000408 и аукционная документация на техническое сопровождение и обслуживание системы видеомониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Свердловской области "Лесохранитель".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 499 400 ,00 рублей.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии
В соответствии с ч. 2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 10.1 Информационной карты аукционной документации объектом закупки является - техническое сопровождение и обслуживание системы видеомониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Свердловской области "Лесохранитель".
При этом, согласно п. 4.2.1 части 2 "Описания объекта закупки" аукционной документации установлено, что техническое сопровождение и обслуживание системы видеомониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Свердловской области "Лесохранитель" включает в себя - выполнение работ по вводу в сезонную эксплуатацию, расширению и техническому сопровождению системы видеонаблюдения и дистанционного мониторинга пожаров "Лесохранитель" на территории Свердловской области (далее Система) - пусконаладочные работы (в том числе: работы по подключению к системе электроснабжения и сетям связи), тестирование, подключение, связь в общую систему, ввод в эксплуатацию, техническое сопровождение и обслуживание всех компонентов системы, включая всё необходимое для этого оборудование, материалы, программное обеспечение. А так же согласно п. 4.2.3.2 СПО "Лесохранитель" является частью Системы и подлежит техническому обслуживанию и сопровождению. Базовое СПО "Лесохранитель" должно быть расширено модулем "Лесохранитель. Карточка Пожара".
Исходя из вышесказанного объектом закупки является не программное обеспечение "Лесохранитель", которое на момент закупки имелось у заказчика в собственности, и не оборудование необходимое для функционирования системы (камеры, процессоры и др.), а техническое сопровождение и обслуживание системы видеомониторинга и раннего обнаружения лесных пожаров на территории Свердловской области "Лесохранитель" и модуль "Лесохранитель. Карточка Пожара".
Вместе с тем исходя из необходимости заказчика установки модуля "Лесохранитель. Карточка Пожара" в п. 4.2.3.2 части 2 "Описания объекта закупки" аукционной документации установлены характеристики данного модуля, в том числе: базовое СПО "Лесохранитель" должно быть расширено модулем "Лесохранитель. Карточка Пожара" с характеристиками:
Характеристики |
Показатели, значения которых не могут изменяться |
Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения |
Совместимость |
Является модулем расширения функционала базового СПО "Лесохранитель" |
|
СПО должно функционировать на следующих операционных системах пользовательских рабочих станций |
Microsoft Windows, Mac OS X, iOS, Linux, Android и другие операционные системы с открытым кодом |
|
СПО должно функционировать на следующих платформах пользовательских рабочих станций: |
Персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, неттопы, моноблоки, планшетные компьютеры, смартфоны |
|
ГИС-платформа СПО |
ESRI ArcGIS Server или GeoServer (Геосервер) |
|
Минимальный перечень полей карточки пожара. |
|
категория земель, N пожара по области, N пожара по КУ лесничеству, КУ лесничество, Участковое лесничество, Муниципальный район, квартал, выдел, дата обнаружения, время обнаружения, вид пожара, интенсивность пожара, площадь обнаружения, время начала тушения, дата начала тушения, площадь на начало тушения, длина действующей кромки на начало тушения, площадь действующего пожара, дата локализации, время локализации, площадь локализации, дата ликвидации, время ликвидации, площадь ликвидации всего, в т.ч. Лесная, в т.ч. Нелесная, причина возникновения, способ обнаружения, время реагирования л/п бригады, время прохождения информации по РДС, качество передачи информации, причина сбоя передачи информации, арендатор, наименование ближайшего населенного пункта, расстояние до ближайшего населенного пункта, пхс участвующие в тушении, старший лесопожарной бригады, телефон старшего л/п бригады, причина неликвидации |
Исполнитель должен предоставить подтверждение обладания исключительными правами на специальное программное обеспечение "Лесохранитель" (или правом использования указанных результатов с возможностью предоставления такого права третьим лицам).
Данные требования установлены в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системем и нарушений заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", уполномоченным органом в лице Департамента государственных закупок Свердловской области законодательства о контрактной системе не содержат.
Относительно довода заявителя о непредоставлении разъяснений положений аукционной докумегнтации установлено следующее:
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Однако на основании представленной информации о закупке N0162200011816000408, размещенной в единой информационной системе, запросов о даче разъяснений положений аукционной документации не поступало, на официальном сайте сведения о поступлении указанного заявителем запроса отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 02.04.2015) "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) (далее Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005) Бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
В п. 11.3 Информационной карты аукционной документации установлено, что перечень документов, предоставляемых заказчиком (Бенефициаром) банку одновременно с Требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Гарант не вправе требовать от Заказчика (Бенефициара) предоставления иных документов для выплаты.
Таким образом, в нарушении ст. 45 Закона о контрактной системе заказчиком утвержден исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заказчиком (Бенефициаром) банку одновременно с Требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, не включающий в себя согласно требованиям постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии.
За утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Импульс" признать обоснованной в части утверждения переченя документов, предоставляемых заказчиком (Бенефициаром) банку одновременно с Требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" выявлено нарушение ст. 45 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов", уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
5. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 апреля 2016 г. N 479-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2016