Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 апреля 2016 г. N 489-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- заместителя руководителя Управления, председателя Комиссии;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации -
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Медпром", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Медпром" (300001, г. Тула, ул. Марата, д. 184-б, оф. 220-а) о нарушении заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (620095, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 101, 250) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на обеспечение слуховыми аппаратами цифровыми заушными инвалидов, проживающих на территории Свердловской области в 2016 году в количестве 200 штук (извещение N0262100002916000258), законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Медпром" (вх. N 01-5499 от 13.04.2016г.) о нарушении Закона о контрактной системе заказчиком в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона обеспечение слуховыми аппаратами цифровыми заушными инвалидов, проживающих на территории Свердловской области в 2016 году в количестве 200 штук (извещение N0262100002916000258), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Медпром" указал, что положения аукционной документации в части установленных ограничений допуска отдельных видов медицинских изделий, описания объекта закупки, положений проекта контракта, нарушают Закон о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные возражения по доводам жалобы, пояснили, что согласно ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
29 марта 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0262100002916000258 и документация об аукционе на обеспечение слуховыми аппаратами цифровыми заушными инвалидов, проживающих на территории Свердловской области в 2016 году в количестве 200 штук.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 021 866 ,80 рублей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки в соответствии п. 3 информационной карты аукционной документации является обеспечение слуховыми аппаратами цифровыми заушными инвалидов, проживающих на территории Свердловской области в 2016 году, в количестве 200 штук.
Частью 4 аукционной документации установлено описание объекта закупки: обеспечение техническими средствами реабилитации - слуховыми аппаратами является комплексным реабилитационным мероприятием, включающим в себя: проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом, подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям, индивидуальную настройку слухового аппарата, инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом, выдачу слухового аппарата Получателю.
Общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, должны соответствовать ГОСТ Р 51024-2012 Аппараты слуховые электронные реабилитационные (Общие технические условия).
Восприятие громкости пациентами с потерями слуха складывается из восприятия интенсивности звука от обоих ушей, изменение громкости должно линейно изменяться в случае применения слуховых аппаратов на обоих ушах для получения корректного восприятия громкости инвалидом по слуху. Следовательно, наличие функции "бинауральной синхронизации" является обязательной, для достижения максимально возможного реабилитационного эффекта.
Технические характеристики к слуховым аппаратам, указанные в Приложении N 1, а именно:
п/п |
Характеристики |
Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный (17-05,17-13)* |
Слуховой аппарат цифровой заушный мощный (17-06,17-13)* |
Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности (17-07,17-13)* |
1 |
Диапазон частот |
0,1-не менее 4,5 кГц |
0,1-не менее 5,0 кГц |
0,1-не менее 5,0 кГц |
2 |
Максимальный ВУЗД 90 |
не менее 140 дБ |
не менее 135 дБ |
не менее 125 дБ |
3 |
Максимальное усиление |
не менее 80дБ |
не менее 75дБ |
не менее 50 дБ |
4 |
Количество каналов цифровой обработки звука |
не менее 6-х |
Не менее 6-х |
не менее 6-х |
5 |
Программ прослушивания |
не менее 4-х |
Не менее 4-х |
не менее 4-х |
6 |
Динамическое подавление обратной связи |
Наличие |
наличие |
наличие |
7 |
Шумоподавление |
Наличие |
наличие |
наличие |
8 |
Подавление шумов микрофона (тихих шумов) |
Наличие |
наличие |
Наличие |
9 |
Аудиовход |
Наличие |
наличие |
Наличие |
10 |
Регулятор громкости (автоматический или ручной) |
Наличие |
наличие |
Наличие |
11 |
Индукционная катушка |
Наличие |
наличие |
Наличие |
12 |
АРУ |
Наличие |
наличие |
Наличие |
13 |
Технология подавления обратной связи |
Наличие |
наличие |
Наличие |
14 |
Система подавления внезапных резких звуков |
Наличие |
наличие |
Наличие |
15 |
Адаптивная направленность микрофона |
Наличие |
наличие |
Наличие |
16 |
Бинауральная синхронизация регулировки усиления и переключения программ |
Наличие |
Наличие |
Отсутствие |
17 |
Все слуховые аппараты поставляются в стандартной комплектации: элемент питания - 2 шт., стандартные вкладыши. |
|||
18 |
Используемые типы элементов питания слуховых аппаратов (поставляются в комплекте): 675, 13, 312 |
|||
Количество |
80 |
80 |
40 |
На заседании Комиссии представители заказчика предоставили программу реабилитации ребенка-инвалида, с учетом медико-социальной экспертизы, согласно которой пациента необходимо обеспечить слуховым аппаратом с бинауральной синхронизацией, что подтверждает необходимость заказчика в данном товаре, а так же на основании ст. 33 Закона о контрактной системе данная норма не ограничивает заказчика в части установления перечня товаров и характеристик этих товаров, необходимых заказчику, устанавливая лишь обязательные требования к описанию объекта закупки.
Также Комиссия принимает во внимание, что технические характеристики к слуховым аппаратам отличны по мощности, ввиду чего приобретаются различные слуховые аппараты, при этом функция бинауральной синхронизации регулировки усиления и переключения программ требуется не для всех слуховых аппаратов.
Таким образом, описание объекта закупки носит объективный характер, установленные значения показателей слуховых аппаратов соответствуют требованиям ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе. Доказательств обратного Комиссии предоставлено не было.
Довод заявителя о соответствии описания объекта закупки по поз. 1 - "Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный" под единственного производителя не находит своего подтверждения, так как доказательств, подтверждающих факт того, что под указанные характеристики подходит только один слуховой аппарат - Latitude 8HP производителя Unitron (Дания) не представлено.
Согласно части 4 аукционной документации описанием объекта закупки предусмотрена, в том числе, выдача слухового аппарата Получателю.
В соответствии с п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 (далее - Постановление).
В указанный Перечень включены слуховые аппараты неимплантируемые (код 13.10.18.110 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007).
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 17.08.2015) отменяет ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002), ввиду чего заказчик, руководствуясь ОК 034-2014 (КПЕС 2008), определил ОКПД закупки как 26.60.14.120.
При этом Комиссия отмечает, что ст. 42 Закона о контрактной системе не предусмотрено указание в извещении о закупке кода ОКПД, при этом при применении перечня, установленного Постановлением, следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода.
Таким образом, в соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе извещением N 0262100002916000258 и п. 24 информационной карты аукционной документации установлено ограничение допуска участия в определении поставщика в соответствии с Постановлением.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Медпром" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 апреля 2016 г. N 489-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2016