Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 ноября 2016 г. N 1595-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" -,
- в отсутствии заявителя в лице ООО "Строй-ИН" надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
- слушателя в лице -,
рассмотрев жалобу ООО "Строй-ИН" (623706, Свердловская обл., г. Березовский, ул. Новая, 11 а) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" (623418, Свердловская обл., г. Каменск-Уральский, ул. Пугачева, д. 42) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту системы отопления в административных помещениях муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" (извещение N0362300201916000012) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Строй-ИН" (вх. N 01-17431 от 31.10.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту системы отопления в административных помещениях муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" (извещение N0362300201916000012) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Строй-ИН" указал, что положения документации в части описания объекта закупки установлены с нарушением норм Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной. Помимо этого, заявитель указал, что заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе установлены излишние требования к участникам закупки.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
24.10.2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0362300201916000012 и аукционная документация на выполнение работ по ремонту системы отопления в административных помещениях муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского", в действующей редакции от 28.10.2016 г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 998 791,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования условных обозначений и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2.2 Аукционной документации установлены требования к составу заявки, а именно первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы;
2) согласие, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2.2. гл. 2 Документации, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2.2. гл. 2 Документации, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
3) согласие, предусмотренное подпунктом 1 пункта 2.2. гл. 2 Документации, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В п. 16 Аукционной документации определено содержание извещения о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе. Так в соответствии с данным пунктом описание объекта закупки установлено в прилагаемом техническом задании, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе (прилагается) и муниципального контракта.
Однако в Техническом задании отсутствуют требования к техническим, качественным и функциональным характеристикам товаров, используемых в ходе выполнения работ, что не позволяет участникам закупки предложить заказчику в соответствии с пп. 3) п. 2.2. Аукционной документации конкретные характеристики товаров предлагаемых к использованию в ходе выполнения работ.
Таким образом, в нарушение ч. 2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в положениях аукционной документации отсутствуют указания на показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В данных действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Относительно доводов о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе посредством установления излишних требований в отношении участников закупки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заявитель в жалобе (вх. N 01-17431 от 31.10.2016г.) ссылается на то, что в Приложении N 1 Техническое задание заказчиком установлено требование к выполнению работ, а именно: "работы выполняются подрядчиком на основании муниципального контракта, кроме того подрядная организация обязана иметь код - 43 в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) раздел 43.22 - Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы по существу пояснили следующее. В адрес заказчика поступил запрос на представление разъяснений N 697537 от 27.10.2016 г., который содержал указание на вышеуказанные излишние требования и просьбу устранить нарушения положений Закона о контрактной системе, посредством внесения изменений в аукционную документацию и отмены незаконных требований. В ответе на данный запрос N 531 от 28.10.2016 г. заказчик указал, что замечания участника имеет место быть, и принято во внимание муниципальным заказчиком.
Представитель заказчика пояснили, что Приказом начальником МКУ "Управления ГОЧС г. Каменска-Уральского" N 100 от 27.10.2016 г. были внесены изменения в документацию об электронном аукционе, и 28.10.2016 г. на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (zakupki.gov.ru) была размещена документация в измененной редакции.
Таким образом, доводы заявителя о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе посредством установления излишних требований в отношении участников закупки не находят своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Строй-ИН" признать обоснованной, в части нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
2. В действиях заказчика в Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" выявлены нарушения ч. 2 ст. 33 и п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчику обеспечить явку должностного лица, утвердившего документацию об электронном аукционе (извещение N 0362300201916000012) с документами, удостоверяющими личность, а также документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации на составление протокола об административном правонарушении 16.12.2016 г. в 10:00 по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3 этаж 4.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ 1595-З
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 07.11.2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании решения 1595-З от 07.11.2016г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" в срок до 05.12.2016 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N 0362300201916000012, путем отмены протоколов, внесения изменений в документацию об электронном аукционе, продления сроков подачи заявок и завершения процедуры закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Каменска-Уральского" в срок до 19.12.2016 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 ноября 2016 г. N 1595-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2016