Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 ноября 2016 г. N 05-226/16
резолютивная часть решения объявлена 17.11.2016г.
в полном объеме решение изготовлено 21.11.2016г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее - заявитель, ООО "Стройинвест"), при участии от Управления делами Главы и Правительства Кабардино-Балкарской Республики по доверенности от 11.07.2016г., по доверенности от 16.11.2016г.,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0304200015116000125 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений в здании Дома Правительства КБР" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями, выразившихся в отсутствии обязательных положений в проекте контракта, а также в противоречии проекта контракта законодательству о контрактной системе. Заявитель в жалобе просит приостановить закупку, признать жалобу обоснованной и выдать предписание.
Представители заказчика просил признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, доводы заказчика, а также проведя внеплановую проверку на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
26.10.2016г. 20:22 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки ООО "РТС-Тендер" http://www.rts-tender.ru) была размещена закупка N0304200015116000125 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений в здании Дома Правительства КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 9 629 340,00 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 26.10.2016г. 20:22; Дата и время окончания подачи заявок - 11.11.2016г. 09:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 16.11.2016г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме 21.11.2016г. 11:55; Размер обеспечения заявок - 288 880,20; Размер обеспечения исполнения контракта - 962 934,00; Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг - в течение 20 дней со дня подписания государственного контракта.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В ст.7 проекта контракта содержащего в разделе IV документации об аукционе предусмотрено положение, об ответственности сторон.
Размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, установлен в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013г. N1063 (далее - Правила).
В силу п.4 и 5 Правил за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) для поставщика (исполнителя, подрядчика)10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей, для заказчика 2,5 процента цены контракта;
б) для поставщика (исполнителя, подрядчика) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, для заказчика 2 процента цены контракта;
в) для поставщика (исполнителя, подрядчика) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей, для заказчика 1,5 процента цены контракта;
г) для поставщика (исполнителя, подрядчика) и заказчика 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 629 340,00 руб., заказчиком соблюдено условие, предусмотренное ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе, о том, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.6.1 ст. 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016г. N190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - ПП N190), заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В силу п.1 ПП N190 установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Как предусмотрено извещением и документацией об аукционе сроки завершения работ в течение 20 дней со дня подписания государственного контракта, тем самым условие, предусмотренное ПП N190, заказчик был вправе включать в проект контракта.
Таким образам, доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
В рамках внеплановой проверки Комиссией установлено, что требования к максимальным, минимальным значениям показателей материалов, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в ведомости используемых материалов и требования к их техническим, функциональным и качественным характеристикам (далее - ведомость материалов) в разделе II документации об аукционе. Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме (далее - инструкция) содержится в разделе III документации об аукционе.
Согласно ст.6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию об описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе (п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образам зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, но с учетом ограничений предусмотренных законодательством о контрактной системе.
По позициям "Цемент" пункт "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг - до 370" и "Раствор" пункт "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф до 370 Бк/кг." ведомости материалов установлены заказчиком требования к подробному описанию участниками закупки товаров в заявке (путем предоставления показателей и их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) и компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Согласно ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" удельная эффективная активность естественных радионуклидов, это суммарная удельная активность естественных радионуклидов в материале, определяемая с учетом их биологического воздействия на организм человека по формуле и является нормативным требование к производителю товара.
Позиция "Раствор" пункт "Средняя плотность, затвердевших растворов в проектном возрасте не должна быть, кг/м31500" и позиция "Кирпич" пункт "Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии
, Вт/(м·°С): до 0,46" описывают компоненты товара и значения показателей товара которые становятся известными при испытании определенной партии товара, не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках материалов, используемых при выполнении работ, они лишь используются для определения данных характеристик.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что требования к материалам установленные в документации об аукционе предусматривают описание участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, необходимых при выполнении работ, конкретные показатели веществ и материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также конкретные показатели, полученные в результате технологических испытаний указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь в наличии товар, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе).
Согласно письма ФАС России от 01.07.2016г. NИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образам, действия заказчика нарушают ч.3 ст.7, п. 1, 2 ч.1 ст.33, п.1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава нарушения ст.7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На участие в аукционе поступило 5 заявок, из которых 3 заявки допущены к участию в аукционе, а 2 отклонены от участия в аукционе. Выявленные нарушения не повлияли на результаты аукциона, в связи, с чем Комиссия приходит к выводу о возможности невыдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" необоснованной.
2. Признать в действиях Управления делами Главы и Правительства КБР нарушение ч.3 ст.7, п. 1, 2 ч.1 ст.33, п.1, 2 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты аукциона в электронной форме N0304200015116000125 "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений в здании Дома Правительства КБР" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 ноября 2016 г. N 05-226/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2016