Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 апреля 2016 г. N 264-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яковлевой Е.Н. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Никитина А.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Челябинский областной лесхоз" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку сеянцев сосны обыкновенной (извещение N 0369200015716000001), в присутствии:
- представителя Челябинского областного бюджетного учреждения "Шершневское лесничество", действующего на основании доверенности N5 от 13.04.2016,
- представителя Челябинского областного бюджетного учреждения "Шершневское лесничество", действующего на основании доверенности N6 от 13.04.2016,
- представителя ООО "Челябинский областной лесхоз", действующего на основании доверенности от 11.04.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Челябинский областной лесхоз" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку сеянцев сосны обыкновенной (извещение N 0369200015716000001).
Согласно представленным документам 28.03.2016 Челябинское областное бюджетное учреждение "Шершневское лесничество" (далее - заказчик) объявило о проведении электронного аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 654 054, 80 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 05.04.2016 в 17:30.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 8,93%.
На момент рассмотрения жалобы жалоба ООО "Челябинский областной лесхоз", контракт не заключен.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, Заявитель считает, что его заявка отклонена неправомерно.
Компанией ООО "Челябинский областной лесхоз" подана заявка (порядковый номер 2) на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку сеянцев сосны обыкновенной.
На основании уведомления об отказе в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме N 0369200015716000001 участнику отказано в допуске к участию в аукционе: не соответствие информации, требованиям документации.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснили следующее.
07.04.2016 года состоялось заседание аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе на поставку сеянцев сосны обыкновенной (извещение N 0369200015716000001). Подано 6 заявок на участие в аукционе. За несоответствие информации, требованиям документации заявкам 2,3 и 5 отказано в доступе к участию в электронном аукционе.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно частям 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Как следует из материалов дела, на участие в закупке подано шесть заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 07.04.2016 участникам с порядковыми номерами заявок 2, 3, 5 отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине несоответствия требованиям документации об аукционе.
Заявителю - ООО "Челябинский областной лесхоз" (Заявка с порядковым номером 2) отказано в допуске к участию в аукционе на основании несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации об электронном аукционе. Вместе с тем, в протоколе рассмотрения заявок от 07.04.2016 не приведено обоснование отказа в допуске к участию в электронном аукционе: ссылка на положения документации об электронном аукционе, которым не соответствует заявка участника.
Исходя из устных пояснений заказчика, причиной отказа в допуске к участию в аукционе послужило отсутствие в заявке участника закупки информации об условиях поставки товара (отсутствие конкретных показателей): адрес поставки и количество поставляемого товара.
Вместе с тем, согласно документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку сеянцев сосны обыкновенной в пункте 1.2. раздела 1 "Общие условия проведения аукциона" первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
В разделе 2 "Информационная карта документации об электронном аукционе" содержатся требования к содержанию и составу заявки: первая часть заявки должна содержать - согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Также в разделе 3 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: согласие участника на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
В первой части заявки с порядковым номером 2 на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку сеянцев сосны обыкновенной содержится следующая информация: изучив извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0369200015716000001, документацию об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку сеянцев сосны обыкновенной, а также применимые к данному открытому аукциону в электронной форме действующее законодательство и нормативно-правовые акты РФ, сообщаем о своем согласии поставить товар, являющийся предметом проводимого аукциона, а также сообщаем сведения о товаре, предлагаемом к поставке_.Кроме того, в табличной форме представлены характеристики товара, соответствующие требованиям документации.
Аукционная комиссия на основании информации, содержащейся в аукционной документации, проверяет заявки участников, принимает решение о соответствии или несоответствии поданных участниками заявок требованиям документации об электронном аукционе.
В данном случае, у аукционной комиссии отсутствовали основания, предусмотренные законодательством о контрактной системе и документацией об аукционе, для отказа в допуске заявителя к участию в аукционе, что противоречит пункту 2 части 4, части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Более того, заявитель выразил согласие на участие в аукционе, а требований об указании в заявке "адреса поставки и количества поставляемого товара", т.е. условий исполнения контракта ни аукционной документацией, ни законодательство не предусмотрено.
Вместе с тем, в пункте 1.2. раздела 1 "Общие условия проведения аукциона" Проекта контракта первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Тогда как в пункте "Требования к содержанию и составу заявки" раздела 2 "Информационная карта документации об электронном аукционе" указано: первая часть заявки должна содержать - согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Такими образом, между разделами 1 и 2 Документации об электронном аукционе существует противоречие, которое вводит в заблуждение участников закупки при оформлении заявки, а также может привести к необоснованному допуску или отказу в допуске участников.
Более того, требование документации представить согласие без конкретных показателей предлагаемого участниками товара нарушает пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 1 части3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией антимонопольного органа исследованы представленные заказчиком доказательства и установлено следующее.
1. Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0369200015716000001 от 07.04.2016 в разделе 7 в графе "Обоснование решения" не содержится указания на положения документации об электронном аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положения заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, что является нарушением пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Однако в извещении N 0369200015716000001 о проведении электронного аукциона от 28.03.2016 года, опубликованном в единой информационной системе, содержатся следующие требования к участникам запроса котировок:
1.Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе). Дополнительная информация к требованию отсутствует.
Также в пункте 27 Документации об электронном аукционе не содержится требование к участникам электронного аукциона, что участник закупки не является офшорной компанией, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, исходя из извещения N 0369100014616000038 о проведении электронного аукциона от 28.03.2016 года, опубликованном в единой информационной системе, Заказчиком не установлены требования для участников электронного аукциона, предусмотренные частью 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Также частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
. В Приложении "Проект контракта" к Документации об электронном аукционе в статье 8 содержится информация: контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 30 апреля 2016, а в части оплаты - до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему контракту, но не позднее 31 декабря 2016.
В пункте 12.4. статьи 12 "Обеспечение контракта" установлен срок действия банковской гарантии: срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В Документации об электронном аукционе не указан конкретный срок действия контракта, что приводит к невозможности определения срока действия банковской гарантии, предусмотренного частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 12.2. раздела 12 "Обеспечение контракта" приложения "Проект контракта" к Документации об электронном аукционе предусмотрены антидемпинговые меры, тогда как в Документации об электронном аукционе, а в извещении N 0369200015716000001 о проведении электронного аукциона не предусмотрены антидемпинговые меры. Такое противоречие между Проектом контракта и Извещением в части указание условий о применении антидемпинговых мер вносит элемент неопределенности и может привести к заключению контракта не на условиях аукционной документации.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Челябинский областной лесхоз" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку сеянцев сосны обыкновенной (извещение N 0369200015716000001) обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушения пункта 2 части 4, 5, пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 1, 5 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 1 части3 статьи 66, часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Н. Яковлева
А.А. Никитин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 апреля 2016 г. N 264-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2016