Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 марта 2016 г. N 2-вп/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в обращении Администрации Копейского городского округа (далее - Заявитель, Уполномоченный орган, контрольный орган в сфере закупок) (исх. N 19371-пс от 25.09.2015), провела внеплановую проверку действий Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VIII вида Копейского городского округа Челябинской области (далее - Заказчик), аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку прочих продуктов питания (извещение N 0169300025315000755), в отсутствие представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.10.2015 поступило обращение Администрации Копейского городского округа о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе, выявленные в ходе внеплановой проверки, оформленной актом N 4 от 18.09.2015.
На основании информации о нарушении Заказчиком законодательства о контрактной системе, содержащейся в указанном обращении, с целью дополнительного исследования представленных документов и возбуждения административного производства в отношении виновных в нарушении законодательства о контрактной системе должностных лиц, антимонопольным органом принято решение о проведении внеплановой проверки в порядке, предусмотренном статьей 99 Закона о контрактной системе, без вызова представителей Заказчика, Уполномоченного органа и контрольных органов в сфере закупок (Администрации Копейского городского округа и Главного контрольного управления Челябинской области).
Согласно материалам дела, Заказчиком и Уполномоченным органом объявлено о проведении Аукциона 07.07.2015 путем размещения извещения о проведении Аукциона и документации об Аукционе на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта- 277 091,40 рублей.
Контракт N 2015.296700 по результатам Аукциона заключен 11.08.2015 с ООО "РПК" на сумму 209 560,34 рублей (реестровый номер контракта в Реестре контрактов 37411013792 15 000014, статус исполнение завершено).
Из акта внеплановой проверки N 4 от 18.09.2015, составленного должностными лицами Администрации Копейского городского округа, следует, что Заказчиком при проведении рассматриваемого Аукциона нарушены части 1,2 статьи 8, части 2 статьи 28, части 3 статьи 29, части 9 статьи 34, части 2 статьи 70, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавалось в связи с заключением контракта по итогам Аукциона.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе Комиссия, проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
1. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе на отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, распространяют свое действие и антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений, установленные статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, частью 3 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
При объединении товаров в один лот Заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки поставить указанный товар и принять участие в Аукционе.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, взаимозаменяемость - это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку.
При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев:
- техническая однородность;
- потребительское назначение;
- взаимозаменяемость.
Из извещения о проведении Аукциона и спецификации (Приложение N 1 к Техническому заданию) документации об Аукционе следует, что Заказчиком объединены в один лот следующие товары: уксус пищевой 70% (код ОКПД 15.87.11.192 - 35 бут.), чернослив (код ОКПД 15.33.25.122 - 25 кг.), сахар-песок (код ОКПД 15.83.12.110 - 900 кг.), кукуруза консервированная (код ОКПД - 15.33.14.315 - 80 шт.), огурцы консервированные (код ОКПД - 15.33.14.312 - 80 шт.), чай черный байховый (код ОКПД - 15.86.13.121 - 200 шт.), сода пищевая (код ОКПД - 24.13.33.120 - 10 шт.), сыр полутвердый (код ОКПД - 15.51.40.163 - 100 кг.), компотная смесь (код ОКПД - 15.33.25.125 - 250 кг.), зеленый горошек консервированный (код ОКПД - 15.33.14.313 - 80 шт.), кофейный напиток (код ОКПД - 15.86.12.111 - 300 шт.), курага (код ОКПД - 15.33.25.121-25кг.), икра кабачковая (код ОКПД) - 15.33.15.117 - 200 шт.), приправа (укроп) (код ОКПД - 15.87.20.180 - 400 шт.), дрожжи хлебопекарные прессованные (код ОКПД - 15.89.13.111 - 5 кг.), повидло фруктовое (код ОКПД - 15.33.22.129 -50 кг.), масло растительное (код ОКПД - 15.42.11.141 - 250 л; дмi), печенье (код ОКПД - 15.82.12.121 - 50 кг.), молоко сгущенное с сахаром (код ОКПД - 15.51.51.116 - 100 шт.), какао-порошок (код ОКПД - 15.84.13.000 - 160 шт.), лавровый лист (код ОКПД - 15.87.20.174 - 500 шт.), конфеты шоколадные (код ОКПД - 15.84.22.190 - 30 кг.), соль пищевая (код ОКПД - 14.40.10.164 - 230 кг.), сок фруктовый (код ОКПД - 15.32.10.910 - 400 л; дмi), макаронные изделия (код ОКПД - 15.85.11.559 - 300 кг.), вафли (код ОКПД - 15.82.12.133 - 50 кг.), приправа (петрушка) (код ОКПД - 15.87.20.180 - 400 шт.), изюм (код ОКПД - 15.33.25.110 - 40 кг.), кисель плодово-ягодный (код ОКПД - 15.89.14.121 - 250 кг.), сайра с доб.масла (код ОКПД - 15.20.14.134 - 150 шт.).
Из описания объекта закупки следует, что закупаемые товары относятся к одному классу Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 15 Продукты пищевые и напитки, но к различными подкатегориям классификатора, а, следовательно, функционально невзаимосвязанные, технически неоднородны, не взаимозаменяемы, производятся различными производителями.
Вместе с тем, принимая во внимание результаты Аукциона (участие в закупке 3 участников, снижение начальной (максимальной) цены контракта на 23,87 %) антимонопольный орган приходит к выводу о том, что указанное объединение лота не привело к ограничению конкуренции и сокращению количества участников закупки и нарушению частей 1,3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 2 статьи 28, части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно - исполнительной системы и организациям инвалидов, являющимися участниками закупок, преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг (далее - Перечни).
В силу пункта 5 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе устанавливаются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.
В перечень объектов закупки включены товары:
- икра кабачковая (ОКПД 15.33.15.117), сок фруктовый (ОКПД 15.32.10.910), которые содержатся в Перечне товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта";
- чернослив (ОКПД 15.33.25.122), сахар-песок (ОКПД 15.83.12.110), сыр полутвердый (ОКПД 15.51.40.163), компотная смесь (ОКПД 15.33.25.125), курага (ОКПД 15.33.25.121), печенье (15.82.12.121), вафли (ОКПД 15.82.12.133), изюм (ОКПД 15.33.25.110), которые содержатся в Перечне товаров (работ, услуг), в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 649 "О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно - исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта".
В целях надлежащей реализации статей 28, 29, пункта 5 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и обеспечения участия учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов субъект контроля обязан формировать объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в указанные Перечни.
Установление в объекте закупки товаров, включенных и не включенных в Перечни, нарушают права учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов, приводят к необоснованному ограничению числа таких участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции.
Следует отметить, что, несмотря на включение товаров, приобретаемых Заказчиком, в Перечни, информация о предоставлении преимуществ организациям инвалидов, учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе в нарушение пункта 5 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, части 2 статьи 28, части 3 статьи 29 Закона о контрактной системе отсутствует.
3. В нарушение требований части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, установлено, что стороны контракта освобождаются от уплаты неустойки (штрафы, пени), предусмотренной пунктами 5.2 и 5.3 настоящего контракта, которые предусматривают уплату пени за просрочку исполнения обязательств поставщиком и заказчиком, без учета неустойки в виде штрафа, предусмотренной пунктами 5.5 и 5.6 проекта контракта.
Доводы Заказчика о том, что раздел 9 проекта контракта предусматривает освобождение от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту, если неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силу, принимаются антимонопольным органом во внимание.
Вместе с тем, указанное положение проекта контракта не предусматривает освобождение от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту, предусмотренной пунктами 5.5 и 5.6 проекта контракта, если неисполнение произошло по вине другой стороны.
4. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе характеристики отдельных товаров, предусмотренных в спецификации к проекту контракта и техническом задании, являющимся приложением N 1 к информационной карте документации об Аукционе, не соответствуют друг другу:
- по позиции "огурцы консервированные" в спецификации к проекту контракта не указаны размеры корнишонов;
- по позиции "чернослив" в спецификации к проекту контракта не указана площадь участков плодов, отличающихся по цвету от основного тона, и возможный процент примеси плодов, по цвету соответствующих соседнему сорту;
- по позиции "макаронные изделия" в спецификации к проекту контракта не указано, что изделия должны быть изготовлены из твердых сортов пшеницы;
- по позиции "компотная смесь" в спецификации к проекту контракта не указан возможный процент примеси плодов, по цвету соответствующих соседнему сорту;
- по позиции "сыр полутвердый" характеристика товара в спецификации к проекту контракта полностью не соответствует техническому заданию.
5. Часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по итогам проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателей товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В первой части заявки на участие в электронном аукционе победителя ООО "РПК", с которым по итогам электронного аукциона заключен муниципальный контракт N 2015.296700 от 11.08.2015, описание объекта закупки соответствует требованиям технического задания, являющегося приложением N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе.
По итогам электронного аукциона между субъектом контроля и ООО "РПК" заключен контракт путем включения цены контракта, предложенной ООО "РПК", в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, при этом информация о товаре (характеристика товара) по позициям "огурцы консервированные" (отсутствуют сведения о размере корнишонов по длине, отношения длины к наибольшему поперечному диаметру), "чернослив" (отсутствуют сведения о площади участков, отличающихся по цвету от основного тона, максимальному значению количества примесей), "макаронные изделия" (отсутствуют сведения о том, что макаронные изделия изготовлены из твердых сортов пшеницы), "компотная смесь" (отсутствуют сведения о максимальном значении количества примесей), "сыр полутвердый" (описание полностью не соответствует информации, указанной участником закупки в заявке на участие в Аукционе), не соответствует информации о товаре, указанной ООО "РПК" в заявке на участие в аукционе, что является нарушением части 10 статьи 70, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1,9 статьи 34, части 2 статьи 28, части 3 статьи 29, пункта 5 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 64, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
2.Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключением контракта.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
К.А. Долгополова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 марта 2016 г. N 2-вп/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016