Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2016 г. N 284-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ЗАО "Уралмостострой" в присутствии:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании доверенности от 09.02.2016,
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, действующего на основании доверенности от 08.04.2016,
- представителей ЗАО "Уралмостострой", действующих на основании доверенности от 07.04.2016,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ЗАО "Уралмостострой" на действия заказчика при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству автомобильной дороги железнодорожная станция Хребет - автодорога Миасс - Златоуст (извещение N 0169200003616000020) (далее - конкурс).
Извещение о проведении открытого конкурса опубликовано на официальном сайте 25.03.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта по конкурсу - 297 845 599 рублей 00 копеек.
На дату рассмотрения жалобы ЗАО "Уралмостострой" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком установлено дополнительное требование к участнику закупки о представлении документов, подтверждающих опыт участника конкурса по успешному выполнению аналогичных предмету конкурса работ в течение года, предшествующего дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, тогда как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 указанный период составляет три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.
Заказчиком установлен критерий оценки заявок "квалификация участника закупки" и раскрыт показатель указанного критерия, выраженный в представлении копии ранее исполненных контрактов (гражданско-правовых договоров), включая все листы и приложения к ним, в комплекте с копиями актов приемки выполненных работ и копиями актов приемки объекта капитального строительства и разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию* (для контрактов (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ по строительству и/или реконструкции) или копиями актов приемочных комиссий о приемке объектов в эксплуатацию (для контрактов (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ по капитальному ремонту), что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе и не является основанием для отклонения заявки участника закупки.
Заслушав пояснения заказчика и заявителя, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии и с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом б пункта 4 Правил установлено, что целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке нестоимостные критерии оценки, а именно: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Таким образом, в основе показателей нестоимостных критериев оценки должны содержаться объективные, полные и однозначные данные, позволяющих участнику закупки определить, какие сведения, характеризуются заказчиком с точки зрения лучших условий исполнения контракта, на основании которых конкурсная комиссия сможет произвести оценку заявок с учетом равного подхода ко всем участникам закупки.
Вместе с тем, требования к показателям, раскрывающим содержание нестоимостного критерия, в том числе к документам, подтверждающим опыт выполнения работ, связанный с предметом контракта, в Правилах не установлены, что дает право заказчику определить показатели с учетом требований, позволяющих выявить участника закупки, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.
Согласно представленным материалам в Приложении N 1 к информационной карте конкурсной документации, установлены следующие критерии оценки: "цена контракта (значимость критерия: 60%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия: 40%).
В конкурсной документации по критерию "квалификация участников закупки" установлен следующий показатель: опыт участника конкурса по успешному выполнению аналогичных предмету конкурса работ в течение года, предшествующего дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта, по выполнению которых провидится настоящий конкурс, с ценой контракта (гражданско-правового договора) не менее 20% от начальной (максимальной) цены, установленной по настоящему конкурсу, при этом стоимость выполненных работ в ценах на дату исполнения обязательств должна быть также не менее 20% от начальной (максимальной) цены,
В качестве документов, подтверждающих опыт выполнения работ должны быть представлены копии ранее исполненных контрактов (гражданско-правовых договоров), включая все листы и приложения к ним, в комплекте с копиями актов приемки выполненных работ и копиями актов приемки объекта капитального строительства и разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию* (для контрактов (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ по строительству и/или реконструкции) или копиями актов приемочных комиссий о приемке объектов в эксплуатацию (для контрактов (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ по капитальному ремонту). В случае, если в контракты (гражданско-правовые договоры), вносились изменения (дополнения), необходимо представлять копии дополнительных соглашений, в которых содержатся данные изменения (дополнения).
Таким образом, заказчиком установлен показатель, выраженный в предоставлении конкретных документов (контрактов, документов, подтверждающих исполнение контракта), подтверждающих опыт выполнения работ, с указанием периода выполнения работ и ценового минимума, определяющего стоимость таких работ, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
При этом, специальных требований к определению как периодичности выполнения работ, так и стоимости контрактов, подтверждающих опыт выполнения работ, действующим законодательством о контрактной системе не предусмотрено, что позволяет заказчику установить указанные критерии без каких-либо ограничений.
При этом, установленное в пункте 24.4.6 раздела 1 конкурсной документации требование к составу заявки участника открытого конкурса содержит правовую возможность, а не обязанность по предоставлению документов, подтверждающих его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки, не соответствующей требованиям Закона, что соответствует пункту 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя, согласно которым заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участнику закупки в части требований к квалификации участника закупки по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются несостоятельными, так как квалификация участника закупки установлена в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе, что соответствует выбранному заказчиком способу закупки.
При этом дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление), устанавливаются только при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, тогда как выбранный заказчиком способ закупки - открытый конкурсе, не включен в перечень способов закупок, указанных в Постановлении.
Таким образом, заказчиком установлены критерии и показатели критериев оценки заявок, соответствующие положениям пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что заявителем не представлены сведения и документы, подтверждающие что установление данного критерия оценки заявок на участие в конкурсе приведет к ограничению (устранению) конкуренции ввиду отсутствия хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке работ, имеющих опыт выполнения работ, установленный в документации о закупке.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности заказчика в работах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет, являющийся существенным условием договора подряда, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть признан незаключенным.
Предметом закупки является выполнение строительных работ, объем и виды которых определены в проектно-сметной документацией (пункт 3 информационной карты конкурсной документации).
В части 8 конкурсной документации также указано, что проектно-сметная документация размещена отдельными файлами в единой информационной системе в сфере закупок и является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением архитектурно-строительного проектирования определяется на основании статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление).
Согласно пункту 3 раздела 1 Постановления проектная документация состоит из текстовой и графической частей.
При этом, текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения.
Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Таким образом, для определения объемов работ, а также в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, проектная документация должна быть размещена в полном объеме.
Вместе с тем, исходя из информации, размещенной в единой информационной системе, в составе обжалуемой закупки (http://old.zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/documents.html?regN umber=0169200003 616000020), а также устных пояснений заказчика, следует, что проектная документация не размещена на официальном сайте.
На заседании Комиссии заказчик также пояснил, что проектная документация составляется описанием объекта закупки и ошибочно неразмещена на официальном сайте.
Таким образом, отсутствие проектной документации в составе документации о закупке не позволяет сделать вывод об объеме работ, подлежащих выполнению, а также о порядке осуществления строительства объекта капитального строительства, что свидетельствует о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о несогласованности предмета контракта в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ЗАО "Уралмостострой" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2016 г. N 284-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016