Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2016 г. N 88-ВП/16
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Никитина А.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращения ООО "Центр коммунального сервиса" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0369100026116000024 на оказание услуг по транспортированию отходов IV - V классов опасности, в присутствии представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова", действующего на основании доверенности от 16.12.2015,
в отсутствие заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО "Центр коммунального сервиса" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0369100026116000024 на оказание услуг по транспортированию отходов IV - V классов опасности (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 23.03.2016 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 825 416, 55 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 31.03.2016 10:00.
На момент проведения внеплановой проверки контракт от 18.04.2016 N 1741400223816000027 заключен с ООО "ЖРЭУ N 3".
В обращении заявителя указано, что заказчиком в нарушение требований действующего законодательства не предусмотрено, что отходы должны быть размещены на объектах, внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Представитель заказчика с доводами обращения не согласился и пояснил, что документация об аукционе содержит описание объекта закупки в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым заказчик установил требование к месту оказанию услуг по месту нахождения заказчика.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемо часть документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, документация об аукционе должна содержать условия исполнения контракта, в том числе сведения о месте оказания услуг.
Предметом закупки является оказание услуг по транспортированию отходов.
В информационной карте и пункте 1.5 проекта контракта установлено, что местом оказания услуг является Российская Федерация, Челябинская область, г.Магнитогорск, пр.Ленина, 38; ул.Ленинградская, 79; пр.Ленина, 26; пр.Карла Маркса, 50; пр.Ленина, 114; пр.Ленина, 95; ул.Вокзальная, 88; ул.Дружбы, 22/1; ул.Уральская, 59; пр.Карла Маркса, 47; пр.Карла Маркса, 47/1; ул.Уральская, 61; пр.Карла Маркса, 50/1; ул.Грязнова, 38/2; ул.Грязнова, 38/3; ул.Грязнова, 51; ул.Первомайская, 13; пр.К.Маркса, 77; пр.Ленина, 94; пр.Ленина, 112; пр.Ленина, 112/1, то есть фактическое место сбора и вывоза отходов, что соответствует объекту закупки.
При этом, законодательством о контрактной системе, в том числе законодательством об обращении с отходами производства и потребления, не предусмотрена обязанность заказчика указывать место размещение отходов в документации о закупке.
При этом, частью 7 статьи 12 Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Вместе с тем, указанная обязанность по размещению отходов возлагается на исполнителя услуг в случае размещения закупки на размещение и обезвреживание отходов, тогда как предметом закупки является транспортирование отходов.
С учетом изложенного, в документации об аукционе указано место оказания услуг, что соответствует пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
В извещении о закупке, пункте 7.4 раздела 1 документации о закупке, информационной карте документации о закупке установлено требование к участнику закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и к составу второй части заявки о соответствии участника закупки указанному требованию, а именно: наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности с разрешенным видом деятельности - транспортирование отходов IV класса опасности.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом о лицензировании.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Таким образом, обязанность по предоставлению хозяйствующими субъектами лицензии на осуществляющие деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности для осуществления указанной деятельности наступает с 01.07.2016.
С учетом изложенного, в нарушение в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в документации о закупке установлены единые требования и требования к составу второй части заявки по предоставлению лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, которые в силу действующего законодательства по обращению с отходами производства и потребления, являются обязательными для участников закупки только с 01.07.2016.
3. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Аналогичные требования должны находить отражение в документации об аукционе в требования к составу второй части заявки в силу пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно Указу Президента РФ от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года. В указанный перечень входит выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению и документации о проведении электронного аукциона предметом закупки является оказание услуг по транспортированию отходов.
Таким образом, в нарушение пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 в извещении и документации о проведении электронного аукциона заказчиком не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 6,7 части 5 статьи 63, пункта 6 части 5 статьи 66, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что на момент проведения внеплановой проверки контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Никитин
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 апреля 2016 г. N 88-ВП/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2016