Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 апреля 2016 г. N 306-ж/16
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Никитина А.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Корпус", в присутствии:
- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области, действующего на основании доверенности от 27.04.2016,
- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области, действующего на основании доверенности от 27.04.2016,
- представителя Администрации Копейского городского округа Челябинской области, действующего на основании доверенности от 27.04.2016,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Корпус" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169300025316000420 на оказание услуг по разработке схемы водоснабжения и водоотведения Копейского городского округа на перспективу до 2036 года (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 18.04.2016 Администрация Копейского городского округа Челябинской области объявила о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 300 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 10.05.2016 в 09:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Корпус" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком неправомерно неустановлено требование о предоставлении во второй части заявки лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, так как фактически из документации об аукционе следует, что для выполнения работ будут передаваться существующие схемы водоснабжения и водоотведения, которые в соответствии с пунктом 42.1 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 образуют сведения, составляющие государственную тайну.
Кроме того, заказчиком неправомерно неустановлено требование о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на осуществление геодезических и картографических работ, поскольку из документации об аукционе не следует, что необходимо разработать карты (схемы) существующего и планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснили следующее.
В соответствии с документацией об аукционе заказчик не передает сведения, составляющие государственную тайну, так как имеющиеся схемы водоснабжения не включают в себя железнодорожные узлы, головные сооружения водопровода или водовода, их питающие, а также численность населения муниципального образования не не превышает 200 тыс. человек.
Лицензия на осуществление геодезических и картографических работ не требуется для выполнения работ, образующих объект закупки, так как указанные работы не имеют федерального и межотраслевого значения.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне).
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
При том, как отмечено в абзаце 1 статьи 17 Закона о государственной тайне до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе исполнения услуг (работ), являющихся предметом закупки.
Согласно пунктам 17, 22 информационной карты аукционной документации требование к участнику закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, а также аналогичное требование к составу второй части заявки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе - не установлено.
В соответствии с пунктами 5, 6 информационной карты документации о закупке предметом закупки является оказание услуг по разработке схемы водоснабжения и водоотведения Копейского городского округа на перспективу до 2036 года, описание которых дано в приложениях N 1-14 к информационной карте документации об электронном аукционе.
В пункте 7 технического задания (Приложение N 1 к информационной карте) указано, что исходными данными, выдаваемыми заказчиком являются:
1. Пояснительная записка к Генеральному плану г. Копейска, утвержденному Постановлением Собрания депутатов КГО от 30.05.2007 г. N 520 (копия)
2.Пояснительная записка к Генеральному плану Копейского городского округа, утвержденному Решением Собрания депутатов КГО от 29.02.2012 г. N 476-МО (копия).
3.Акт технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения Копейского городского округа.
4.Постановление Администрации КГО N 2021-п от 03.07.2013 г. "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения и установления зоны ее деятельности".
5.Отчетные показатели работы МУП "Горводоканал-Копейск" за 2013- 2015 годы, в т.ч. статистика аварийности.
6.Стратегия социально-экономического развития Копейского городского округа Челябинской области до 2020 года, утвержденная решением Собрания депутатов Копейского городского округа от 25.06.2014 г. 939-МО.
7.Документация по планировке территории города с учетом Схем систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
8.Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.
9.Информация о качестве питьевой воды за 2012-2014 годы.
10.Предложения по модернизации и реконструкции действующих сетей и сооружений систем водоснабжения и водоотведения.
11.Исполнительная документация по сетям водоснабжения и водоотведения введенным в эксплуатацию в период с 20 октября 2012 г. по 1 апреля 2016г.
Аналогичные требования установлены в пункте 7 технического задания (Приложение N 1 к проекту контракта).
При этом из документации об аукционе не следует, что указанные исходные данные образуют сведения, составляющие государственную тайну определенной степени секретности, необходимые подрядчику для разработки схемы водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, из письменных пояснений заказчика следует, что материалы, которые передаются подрядчику для выполнения работ, не относятся к государственной тайне, ввиду чего требование о наличии у участника закупки в составе второй части заявки лицензии на государственную тайну в документации об аукционе не установлено.
Доводы заявителя, согласно которым сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тыс. человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, включены в пункт 42.1 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденных Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, являются несостоятельными.
Как следует из письменных пояснений заказчика железнодорожные узлы, головные сооружения водопровода или водовода, их питающих, отсутствуют в составе документации, которая будет передана подрядчику, ввиду того, что документы территориального планирования Копейского городского округа не включают в себя указанные объекты инженерной инфраструктуры.
При этом, как следует из пояснений заказчика, численность Копейского городского округа не превышает 200 тыс. человек, что также не позволяет отнести схемы водоснабжения города к сведениям, составляющим государственную тайну.
С учетом изложенного, отсутствие в документации об аукционе требований к участнику закупки, а также требований к составу второй части заявки о предоставлении лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обусловлено тем, что при выполнении работ не будут передаваться документы территориального планирования, составляющие государственную тайну, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Пунктом 42 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) подлежат лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 N 1016 утверждено Положение о лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) (далее - Положение), включающее перечень геодезических и картографических работ, включенных в состав лицензируемых видов деятельности, а именно:
1) определение параметров фигуры Земли и внешнего гравитационного поля в этих целях;
2) создание и обновление государственных топографических карт и планов в графической, цифровой, фотографической и иных формах, точность и содержание которых обеспечивают решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач, издание этих карт и планов, топографический мониторинг;
3) создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса, плотность и точность которых обеспечивают создание государственных топографических карт и планов, решение общегосударственных, оборонных, научно-исследовательских и иных задач;
4) дистанционное зондирование Земли в целях обеспечения геодезической и картографической деятельности;
5) геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений;
6) создание и ведение географических информационных систем федерального и регионального назначения;
7) проектирование, составление и издание общегеографических, политико-административных, научно-справочных и других тематических карт и атласов межотраслевого назначения, учебных картографических пособий;
8) проведение геодезических, картографических, топографических и гидрографических работ в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
9) геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, а также делимитации морских пространств Российской Федерации;
10) обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами (данными) об установлении и изменении границ субъектов Российской Федерации, границ муниципальных образований;
11) картографирование Антарктиды, континентального шельфа Российской Федерации, территорий иностранных государств и Мирового океана, в том числе создание топографических и морских карт;
12) производство геодезических и гидрографических работ в океанах и морях в целях обеспечения безопасности общего мореплавания.
Вместе с тем, из анализа технического задания документации об аукционе не следует какие геодезические и картографические работы, включенные в состав лицензируемых видов деятельности, необходимо осуществлять в целях разработки схемы водоснабжения и водоотведения городского округа.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением лицензированию подлежат только те работы, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение.
Вместе с тем, из пункта 2 технического задания следует, что целями и задачами выполнения работ являются:
- обеспечение доступности для абонентов централизованных систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
- определение перспективы развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения Копейского городского округа (КГО) до 2036 года.
- обеспечение надежного водоснабжения и водоотведения наиболее экономичным способом с учетом различных сценариев развития КГО при минимальном воздействии на окружающую среду.
- экономическое стимулирование развития систем водоснабжения и водоотведения с внедрением энергосберегающих технологий.
С учетом изложенного, выполнение работ по разработке схемы водоснабжения и водоотведения городского округа, необходимо для достижения единой цели, направленной на развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения Копейского городского округа, не имеющей федерального и межотраслевого значения.
С учетом изложенного, антимонопольный орган приходит к выводу, что описание объекта закупки не позволяет отнести работы, подлежащие выполнению, к геодезическим и картографическим работам, что обуславливает отсутствие в документации об аукционе требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о наличии лицензии на выполнение геодезических и картографических работ.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки антимонопольным органом установлено следующее.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно пункту 9 технического задания документация выдается заказчику в 4-х экземплярах на бумажном носителе и 1 экземпляр на электронном носителе, вместе с тем состав указанной документации, а также сроки и порядок ее передачи заказчику не определены ни в документации об аукционе, ни в проекте контракта.
В пункте 5.2 проекта контракта указано, что исполнитель предоставляет муниципальному заказчику два экземпляра акта оказанных услуг, два экземпляра товарных накладных и счет на оплату, счет-фактуру (при наличии), вместе с тем, срок и порядок передачи документации, указанной в пункте 9 технического задания, в проекте контракта также не определен, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В пункте 10 технического задания указано, что исполнитель согласовывает разработанную документацию в МУП "Горводоканал-Копейск", вместе с тем порядок и сроки согласования указанной документации также не определены в документации об аукционе в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом, в документации об аукционе отсутствует правовое обоснование привлечения к исполнению контракта указанного предприятия, которое в том числе не является стороной по контракту и, следовательно, не обязано осуществлять согласование указанной документации.
Кроме того, нормативные правовые акты, указанные в пункте 1 технического задания, не содержат обязательное условие о необходимости согласования схемы водоснабжения и водоотведения, предусматривая только обязанность по утверждению указанной схемы органом местного самоуправления (статья 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации о закупке, в том числе в проекте контракта не определен срок передачи заказчиком исходной информации, указанной в пункте 7 технического задания, необходимой для выполнения работ, что не позволяет сделать вывод о сроке и порядке оказания услуг подрядчиком.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Корпус" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии А.А. Никитин
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 апреля 2016 г. N 306-ж/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2016