Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 ноября 2016 г. N 824-ж/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А - |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. - |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. - |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
в ходе рассмотрения жалобы ООО "Котельная N 3" в присутствии:
- представителя ГБУЗ "Городская больница N 3 г. Миасс", действующего на основании доверенности от 15.11.2016,
- представителя ГБУЗ "Городская больница N 3 г. Миасс", действующего на основании доверенности от 15.11.2016,
в отсутствие заявителя и заказчиков, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Котельная N 3" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0369300067616000193 на оказание услуг по сбору, погрузке, транспортировке и утилизации медицинских отходов класса "Б" и твердых коммунальных отходов ГБУЗ "Городская больница N 3 г. Миасс" (далее - аукцион).
Согласно представленным документам ГБУЗ "Городская больница N 3 г. Миасс" 31.10.2016 объявило о проведении открытого аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 343 647, 66 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 14.11.2016 в 09 час 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы ООО "Котельная N 3" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации о закупке неправомерно сформирован объект закупки, так как объединение различных видов отходов: медицинских и твердых коммунальных отходов приведет к ограничению количества участников закупки.
Так, твердые коммунальные отходы подлежат лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", тогда как размещение медицинских отходов требует от участника закупки наличия специализированного транспорта для их утилизации, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика предоставили возражения по жалобе, а также пояснили следующее.
В соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" все отходы, образованные от деятельности медицинской организации, являются медицинскими отходами, в том числе твердые коммунальные отходы, в связи с чем формирование объекта закупки соответствует пункту 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Наличие специализированного транспорта для перевозки указанных отходов не требуется, так как заказчик самостоятельно обезвреживает отходы класса "Б".
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из документации об аукционе предметом закупки является оказание услуг по сбору, погрузке, транспортировке и утилизации медицинских отходов класса "Б" и твердых коммунальных отходов ГБУЗ "Городская больница N 3 г. Миасс".
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет критерии, позволяющие отнести отходы к тому или иному классу опасности в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Вместе с тем, как указано в части 2 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Так, с учетом указанного положения Закона об отходах производства и потребления порядок обращения с медицинскими отходами (сбор, временное хранение, обеззараживание, обезвреживание, транспортирование) регламентирован СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163 (далее - СанПиН).
В пункте 9 информационной карты, техническом задании документации об аукционе также указано на необходимость соблюдения указанного СанПиНа при оказании услуг по утилизации отходов.
СанПиН регулирует отношения, возникающие в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и устанавливает гигиенические требования и критерии по определению класса опасности в целях предотвращения вредного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Тогда как, Закон об отходах производства и потребления определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Так, санитарные правила устанавливают критерии опасности отходов по отношению к санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а Закон об отходах производства и потребления и нормативно-правовые акты, принятые в целях реализации указанного Закона, устанавливают критерии опасности для окружающей природной среды.
С учетом изложенного, СанПиН и Закон об отходах производства и потребления имеют различный предмет регулирования и направлены на разные сферы применения, в том числе в части установления классификации отходов.
Следует отметить, что Закон об отходах производства и потребления содержит императивное требование, не допускающее расширительного толкования, в соответствии с которым деятельность по обращению с медицинскими отходами, независимо от их класса опасности, не относится к предмету правового регулирования указанного Закона.
Согласно пункту 2.1 СанПиН отходы класса Б - это эпидемиологически опасные отходы, то есть медицинские отходы, на которые не распространяется действие Закона об отходах производства и потребления.
Предмет закупки также включает утилизацию твердых коммунальных отходов ГБУЗ "Городская больница N 3 г. Миасс".
Вместе с тем, в пункте 1.2 СанПиН указано, что отходы, образующиеся в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур являются медицинскими отходами.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
При этом, в пункте 1.2 СанПиН указано, что к отходам класса А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО) относятся отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее. Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
С учетом указанных положений законодательства об охране здоровья граждан, следует, что твердые коммунальные отходы, образованные в медицинской организации, относятся к медицинским отходам класса "А".
При этом, из пунктов 2.2, 7.2 СанПиН следует, что после аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, порядок хранения, транспортирования, уничтожения и захоронения отходов "Б" и "В" аналогичен порядку размещения отходов класса "А". При этом, при транспортировании отходов класса "А" разрешается применение транспорта, используемого для перевозки твердых бытовых отходов.
Как следует, из примечаний к техническому заданию заказчик осуществил обеззараживание отходов класса "Б" паровым методом.
Таким образом, анализ действующего законодательства в сфере обращения с медицинскими отходами позволяет сделать вывод, о том, что медицинские отходы класса "Б", а также отходы класса "А", к которым относятся твердые коммунальные отходы, не регулируются Законом об отходах производства и потребления, а, следовательно, деятельность по обращению с медицинскими отходами, независимо от класса опасности, не подлежит лицензированию.
Кроме того, порядок транспортирования медицинских отходов указанных классов с учетом осуществления заказчиком обеззараживания указанных отходов не требует наличия от участника закупки специального транспорта для перевозки указанных отходов.
Таким образом, наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в связи с тем, что объектом закупки являются услуги по обращению с медицинскими отходами класса "А" и "Б", не требуется. Таким образом, действия заказчика соответствуют пункту 1 части 1, части 5 статьи 31, пункту 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, описание объекта закупки в части объединения услуг по размещению медицинских отходов разных классов опасности не противоречит пункту 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 предусмотрены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
С учетом изложенного, условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в части предоставления отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и осуществления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно находить отражение в проекте контракта в случае, если срок завершения обязательств по контракту заканчивается в 2016 году.
Согласно пункту 2.1 проекта контракта срок оказания услуг - с 01.01.2017 по 31.12.2017, при этом в пункте 6.7 проекта контракта установлено требование о применении Постановления Правительства РФ от 14.03.2016 N 190.
Таким образом, требование о применении указанного Постановления является неправомерным ввиду того, что срок исполнения обязательств по контракту распространяется на 2017 год, в нарушение части 4, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Котельная N 3" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 ноября 2016 г. N 824-ж/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2016