Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 апреля 2016 г. N 94-16
Инспекция, утвержденная приказом руководителя инспекции Астраханского УФАС России от 13.04.2016 N134-п (далее - Инспекция), в составе:
Меркулов Н.С. - руководитель Управления - руководитель инспекции;
Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти - участник Инспекции;
Умерова Р.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти - участник Инспекции;
на основании поступившего обращения прокуратуры Астраханской области от 13.04.2016 N7-11-2016, а также в соответствии с требованием ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку на предмет соблюдения государственным заказчиком Астраханской таможней (адрес: 414018, г.Астрахань, ул.Адм.Нахимова,42) требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на выполнение регламентных работ по ежегодному техническому обслуживанию дизель-генераторных установок ДГУ Cummins, входящих в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000046).
Проверка государственного заказчика Астраханской таможни (далее - Заказчик) осуществлялась 14.04.2016 в присутствии представителя Заказчика - Савинова А.К. (доверенность от 04.02.2016 N21-19/03389). Следует отметить, что 14.04.2016 в Астраханское УФАС России поступило ходатайство ООО "Аурум" о проведении внеплановой проверки по предмету закупки в отсутствие представителя Общества. Данное ходатайство было удовлетворено.
Инспекция, изучив документы, составленные в ходе проведения аукциона, заслушав позицию представителя Заказчика, установила, что 11.03.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик во исполнение указанных требований установил техническим заданием аукционной документации (в том числе в пп.14,15,17,22 таблицы N11) характеристики товара, который должен использоваться при выполнении работ. При этом установленные характеристики не препятствуют участникам закупки оформить аукционные заявки таким образом, чтобы они соответствовали как аукционной документации, так и техническим нормам.
Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Положения аукционной документации, влекущие ограничение количества участников закупки, Комиссия не усматривает.
При этом аукционная документация содержит, как этого требует пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, инструкцию по заполнению заявки. В случае же если при оформлении аукционной заявки у участника закупки возникнет необходимость разъяснения положений аукционной документации, то он может воспользоваться предусмотренным частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе правом направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе.
Безусловно, направление на адрес электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе является правом участника закупки, а не обязанностью. Однако, указанным правом участник аукциона может воспользоваться в случае неясности положений документации и в целях исключения в последующем каких-либо злоупотреблений, связанных с оспариванием документации об аукционе и его результатов.
Кроме того, следует отметить, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.03.2016 N0325100011416000046/1 на участие в аукционе было подано 5 аукционных заявок участников закупки, 4 из которых было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, указанным в протоколе от 31.03.2016.
Инспекция, изучив аукционные заявки участников закупки, которым было отказано в допуске к участию в электронном аукционе, пришла к выводу о правомерности действий аукционной комиссии в части отказа в допуске участников закупки, подавших свои заявки под NN1,2,4,5, поскольку данные заявки не соответствуют требованиям технического задания аукционной документации Заказчика.
Однако следует отметить, что заявка участника закупки, зарегистрированная под N3, была незаконно допущена аукционной комиссией к участию в аукционе по следующим основаниям.
Заказчик в таблице 11 технического задания аукционной документации установил следующие характеристики товара:
1) В п.5 "Средство для смазки подшипников": " Специально адаптировано для продленных интервалов замены в приложениях, работающих в самых тяжелых условиях. Подходит для смазки подшипников вентиляторов, антифрикционных подшипников. Может использоваться для смазки любых типов индустриальных подшипников, работающих в нормальных и/или тяжелых условиях, в условиях нормальных и/или высоких скоростей, средних и/или высоких нагрузок. Диапазон рабочих температур от минус 20°C до не менее + 158°C, пенетрация при 25°C, 0,1 мм: не менее 265, но не более 295, отделение масла, 168 ч. при 40°C: 0,5 - 0,8% от массы, антиржавчина SKF-EMCOR - тест=0, температура каплепадения менее 285, но более 240°C, кинематическая вязкость базового масла при 40°C от 105 до 110 мм2/с, свойства при давлении 4-х сварных шаров более 400 кг. Спецификации: ISO 6743-9: L-XBEEB2. DIN 51 502: KP2P-25. Год производства не ранее 2016 года".
2) В. п.19 "Светильник": "Указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии). Светильник должен быть светодиодным. Предназначен для общего или вспомогательного освещения производственных и подсобных помещений с повышенным содержанием пыли и влаги, а также наружного освещения. Мощность не менее 8 Вт. Цветовая температура 4000К. Цвет свечения должен быть белым. Степень защиты светильника выше IP44. Световой поток 550-560 Лм. Тип лампы LED. Габаритные размеры: диаметр 169-175 мм, высота не более 120 мм. Корпус должен быть изготовлен из алюминия. Плафон должен быть выполнен из ударопрочного стекла. Тип цоколя LED. Номинальное напряжение влагозащитного светильника 220-240 В, частота 50-60 Гц. Способ монтажа - накладной. Температура эксплуатации (диапазон): от минус 30°С до плюс 50°С. Дата производства не ранее 2016 года. Количество 3 шт"
Согласно ч.2 аукционной документации "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе, инструкция по ее заполнению" первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Также Заказчик установил, что в случае, если конкретные показатели товара будут сопровождаться словами "не более", "более", "не менее", "менее", "выше", "ниже", "должен", "либо", "или", "предпочтительно", "желательно", "от", "до" и др. по смыслу выражениями, а также математическими символами (знаками) ">", "","<", "
", "||", "
", "
" и др. по смыслу, которые не позволят конкретизировать значения товаров такие заявки участников будут отклонены как несоответствующие требованиям документации, как содержащие неконкретные значения показателей товара. При формировании заявки и при наличии в техническом задании значений показателей, сопровождающихся словом "более", "выше", "от" или знаком ">", участник закупки должен предложить показатель, превышающий такое числовое значение.
Участник закупки, заявка которого была зарегистрирована под N3, предложил следующие характеристики товара:
1) По п.5 "Средство для смазки подшипников": "Пластичная смазка TOTAL ALTIS MV2, Франция. Концерн Total. Товарный знак - "Total". Страна происхождения - Франция. Специально адаптировано для продленных интервалов замены в приложениях, работающих в самых тяжелых условиях. Подходит для смазки подшипников вентиляторов, антифрикционных подшипников. Используется для смазки любых типов индустриальных подшипников, работающих в нормальных и тяжелых условиях, в условиях нормальных и высоких скоростей, средних и высоких нагрузок. Диапазон рабочих температур минус 20° С _..плюс 160° С, _..........Год производства-2016". Диапазон рабочих температур, указанный участником закупки не соответствует требованиям ч.2 аукционной документации, а именно инструкции по заполнению заявки, а соответственно и требованиям аукционной документации в части конкретных показателей товара.
2) По п.19 "Светильник": "Светильник светодиодный Navigator NBL-R1-8-4K-WH-IP65-LED. Страна происхождения Китай. Товарный знак "Navigator". Предназначен для общего или вспомогательного освещения производственных и подсобных помещений с повышенным содержанием пыли и влаги, а также наружного освещения. Мощность..............Количество 3 шт". Участником закупки не предложен конкретный показатель освещения, что не соответствует инструкции по заполнению заявки, а соответственно и требованиям аукционной документации в части конкретных показателей товара.
Из указанного следует, что предложенные участником закупки характеристика нижнего предела рабочей температуры (минус 20° С) средства для смазки подшипников не соответствует требованиям аукционной документации, и что участник закупки не конкретизировал предназначение светильника.
Ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Однако, аукционная комиссия в нарушение ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе протоколом от 31.03.2016 приняла решение о допуске участника закупки, заявка которого зарегистрирована под N3, к участию в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать аукционную комиссию государственного заказчика Астраханской таможни нарушившией ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на выполнение регламентных работ по ежегодному техническому обслуживанию дизель-генераторных установок ДГУ Cummins, входящих в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000046).
2. Выдать аукционной комиссии государственного заказчика Астраханской таможни предписание об устранении нарушений ч.4 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на выполнение регламентных работ по ежегодному техническому обслуживанию дизель-генераторных установок ДГУ Cummins, входящих в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения на объектах Астраханской таможни (реестровый N0325100011416000046).
3. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
Н.С.Меркулов |
Члены комиссии: |
М.В.Литвинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 апреля 2016 г. N 94-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2016