Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 апреля 2016 г. N 87-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия ), в составе:
председатель комиссии
Меркулов Н.С. - руководитель Управления;
члены комиссии:
Литвинов М.В. - начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Умерова Р.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии: представителя заявителя ПАО "Росгосстрах" Гунина Р.В. (доверенность от 30.12.2015 Nб/н), а также в присутствии представителей государственного заказчика ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области", являющихся одновременно и членами его конкурсной комиссии - Лапухина Ю.М. (паспорт), Попрядухиной С.С. (доверенность от 29.02.2016 N7/346), Дзядевич А.А. (доверенность от 18.04.2016 N7/710), рассмотрев жалобу ПАО "Росгосстрах" (адрес: 119991, г.Москва-17, ГСП-1, ул.Б.Ордынка, д.40) на действия ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, находящихся в оперативном управлении ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" (номер извещения:0825100001216000027), на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 12.04.2016 поступила жалоба филиала ПАО "Росгосстрах" (далее - Заявитель, Общество) на действия ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" (далее - Заказчик) и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, находящихся в оперативном управлении ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" (номер извещения:0825100001216000027) (далее - открытый конкурс), в которой сообщалось, что конкурсная комиссия неправомерно приняла решение о соответствии заявок СПАО "Ингосстрах", ОАО "СОГАЗ", ОАО "Альфа Страхование" требованиям конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит провести внеплановую проверку и признать жалобу обоснованной.
Представители Заказчика и члены конкурсной комиссии считают свои действия законными и просят признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия, проведя внеплановую проверку, установив фактические обстоятельства дела, оценив имеющиеся доказательства (документы) в материалах дела, приходит к следующему выводу.
Извещение о проведении открытого конкурса и документация об открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, находящихся в оперативном управлении ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" (далее - конкурсная документация) были размещены в единой информационной системе в сети "Интернет" в полном объеме 10.03.2016.
05.04.2016 в единой информационной системе в сети "Интернет" Заказчиком был опубликован протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 04.04.2016, в соответствии с которым заявки СПАО "Ингосстрах", СПАО "ВСК", ОАО "СОГАЗ", ПАО "Росгосстрах", ОАО "Альфа Страхование" были признаны соответствующими требованиям конкурсной документации Заказчика.
С таким решением конкурсной комиссии Заказчика Комиссия Астраханского УФАС России согласна по следующим основаниям.
Страховая премия (с учетом сведений, представленным заказчиком в Конкурсной
документации (техническое задание)), составляет 5 172 946,74 руб.
Вместе с тем, при расчете страховой премии СПАО "Ингосстрах" указало сумму 4 179 536,11 руб., ОАО "СОГАЗ" указало сумму 4 308 264,80 руб., ОАО "Альфа Страхование" указало сумму 4 261 090,69 руб. что, по мнению Заявителя, осуществлено с нарушением требований Закона о контрактной системе, поскольку произведенные СПАО "Ингосстрах", ОАО "СОГАЗ", ОАО "Альфа Страхование" расчеты суммы страховой премии не соответствуют техническому заданию и Федеральному закону от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), регулирование страховых тарифов по обязательному
страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с
Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.
При этом, страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО.
Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Указание Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Далее - Указание Банка России N 3384-У) на основании статьи 8 Закона об ОСАГО устанавливает, в том числе, предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов.
В соответствии с техническим заданием услуги осуществляются в соответствии с
Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Таким образом, техническим заданием, установлено требование о применении Заказчиком и участниками закупки Закона об ОСАГО и Указания Банка России N 3384-У.
Заказчик рассчитал и установил начальную (максимальную) цену контракта в размере 5 172 946,74 руб. в соответствии с требованиями страхового законодательства, что подтверждается представленной в материалы дела конкурсной документацией.
При этом Заказчиком была установлена начальная (максимальная) цена государственного контракта, которая не являлась единственно верной, рассчитанной исходя из установленных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховых тарифов, предусматривающих соответствующие каждому транспортному средству базовые ставки и коэффициенты.
Лицам, подающим заявки на участие в конкурсе, было предоставлено право самостоятельно рассчитать сумму страховых тарифов исходя из представленной информации.
Как следует из материалов дела, Обществом была подана заявка содержащая цену контракта в размере 4 309 626,8 руб., СПАО "Ингосстрах" подало заявку с ценой контракта 4 179 536,11 руб., ОАО "СОГАЗ" подало заявку с ценой контракта 4 308 264,80 руб., ОАО "Альфа Страхование" подало заявку с ценой контракта 4 261 090,69 руб.
Рассчитывая сумму страховых тарифов, страховщики взяли на себя риски, связанные с наступлением возможных убытков.
В технической части конкурсной документации перечислены критерии оценки, в том числе и цена контракта. Данная информация предназначена для участников конкурса, поэтому Заказчик разъясняет для участников конкурса формирование цены контракта, в частности, что цена контракта рассчитывается участниками в порядке, установленном Указанием ЦБ РФ от 19.09.2014 N3384-У. Если же участники конкурса неверно применили положения Указания ЦБ РФ N3384-У, что привело к занижению цены контракта, то это не является нарушением положений Закона о контрактной системе и основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, проводимом в рамках Закона о контрактной системе.
Следовательно, у членов комиссии не было оснований отстранять от участия в конкурсе участников, предложенная цена которых не соответствовала (была ниже) установленной в извещении и конкурсной документации.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в котором должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В силу пункта 7 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе, порядок внесения изменений в заявки на участие в конкурсе.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса срок окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе установлен до 10 час 00 мин 31.03.2016 года.
10.03.2016 года в 9 часов 10 минут СПАО "Ингосстрах" была подана заявка на участие в конкурсе, которая в установленном порядке была зарегистрирована. Указанная заявка содержала информацию, указанную в протоколе вскрытия конвертов от 31.03.2016.
В соответствии со статьей 43 Закона о контрактной системе участник конкурса,вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Закона о контрактной системе. Изменение заявки является действительным, если изменение осуществлено до истечения срока подачи заявок.
10.03.2013 года в 09 часов 46 минут в порядке статьи 43 Закона о контрактной системе СПАО "Ингосстрах" представил изменение к заявке, поданной 10.03.2016 в 09 час 10 мин., которая также в установленном порядке была зарегистрирована. Указанные изменения содержали опись документов, копию выписки из приказа от 02.09.2014 N245-л/с, платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
10.03.2016 года в 11 час. 05 минут в порядке статьи 43 Закона о контрактной системе СПАО "Ингосстрах" представил изменение к заявке, поданной 10.03.2016 в 09 час 46 мин., которая также в установленном порядке была зарегистрирована. Указанные изменения содержали опись документов, представляемых для участия в открытом конкурсе, платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
31.03.2016 года в 09 час 41 минуту в порядке статьи 43 Закона о контрактной системе СПАО "Ингосстрах" представил изменение к заявке, поданной 10.03.2016 в 11 час 05 мин., которая также в установленном порядке была зарегистрирована. Указанные изменения содержали опись документов, представляемых для участия в открытом конкурсе, заявку на участие в конкурсе (форма 1), ценовое предложение (форма 3), выписку из приказа о вступлении в должность лица, действующего от имени участника размещения заказа.
Учитывая изложенное, датой подачи заявки СПАО "Ингосстрах" на участие в конкурсе является дата подачи последних изменений в его заявку, то есть 31.03.2016 09 час. 41 мин.
Комиссия отмечает, что заявка СПАО "Ингосстрах" содержала платежное поручение от 10.03.2016 N165082, на основании которого денежные средства СПАО "Ингосстрах" переведены на расчетный счет заказчика электронно.
В представленном платежном поручении имеется такой реквизит, как "отметка банка" с датой проведения платежа (10.03.2016), подпись инспектора Наурзгалиевой и штамп банка (10 марта 2016 г Исполнено).
Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" утверждены правила перевода денежных средств, где в Приложении N 1 установлен "Перечень и описание реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования" (далее - Перечень).
Так, в п. 45 Перечня указан реквизит "отметка банка", а также содержится значение данного реквизита, а именно, "в платежном поручении на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита "Дата".
В п. 47 Перечня указан реквизит "подписи", а также значение данного реквизита: "Подписи взыскателя средств, получателя средств. В инкассовом поручении, платежном требовании на бумажном носителе проставляются подписи (подпись) уполномоченных лиц взыскателя средств, получателя средств согласно заявленным банку образцам в карточке. В инкассовом поручении на бумажном носителе, составляемом банком на основании распоряжения взыскателя средств, не являющегося инкассовым поручением, платежном требовании на бумажном носителе, составляемом банком получателя средств, проставляются подписи уполномоченных лиц банка".
При таких обстоятельствах, платежное поручение, представленное СПАО "Ингосстрах" в качестве подтверждения перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки оформлено в соответствии с Положением.
Пунктом 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
Исходя из изложенного, заявка СПАО "Ингосстрах" соответствует требованиям конкурсной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "Росгосстрах" на действия ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" и его конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, находящихся в оперативном управлении ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" (номер извещения:0825100001216000027), не обоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: М.В.Литвинов
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 апреля 2016 г. N 87-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2016