Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 апреля 2016 г. N 94-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Мухамбаевой А.С. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителей ООО "Стройинвест" (далее - Общество, Заявитель) (юридический адрес: 450010, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Летчиков, д. 6, офис 14, 15) и государственного заказчика - ФГКОУ "Астраханское Суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФГКОУ АСВУ МВД России, Училище, Заказчик) (юридический адрес: 414024, г. Астрахань, ул. Набережная реки Царев/1-ая Контрольная, 9/1),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (вх. N 3633 от 18.04.2016) на положения документации об электронном аукционе "Капитальный ремонт помещений и инженерных сетей училища" (номер извещения: 0325100013516000013), утвержденной Заказчиком, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 18.04.2016 поступила жалоба ООО "Стройинвест" на положения документации Заказчика об электронном аукционе на право заключения контракта на капитальный ремонт помещений и инженерных сетей Училища (номер извещения: 0325100013516000013) (далее - аукционная документация), утвержденной ФГКОУ АСВУ МВД России.
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Изучив документы, полученные в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия установила следующее.
1. 04.04.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0325100013516000013 (далее - электронный аукцион) и документация об этом аукционе.
Из описания объекта данной закупки следует, что его частью являются работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, и включенные в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса России Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 данной статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В этой связи Заказчику надлежало включить в перечень представляемых участниками закупки документов выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к соответствующим работам.
В нарушение части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе указанная обязанность Заказчиком не выполнена.
2. Согласно доводу Заявителя в проекте контракта установлено необоснованное требование о замене недействующей банковской гарантии.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией.
Пунктом 7.5 Проекта контракта установлено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение обязательств по Контракту, Подрядчик обязан в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения Контракта, на тех же условиях и в таком же размере, которые указаны в разделе 7 Проекта контракта.
Комиссия считает данное условие соответствующим вышеприведенным правовым нормам, из смысла которых следует, что исполнение контракта должно быть обеспечено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на протяжении всего срока действия контракта.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают указание различных размеров штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Однако в проекте контракта данное условие, предписанное Правилами, не выполняется. Заказчиком установлены размеры штрафов не для всех пороговых значений цены контракта.
Так, пунктом 6.1 Проекта контракта определено, что "в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается - 2 процента от цены Контракта и составляет ________(_______) рублей".
Пунктом 6.2 Проекта контракта установлено, что "штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом. Размер штрафа устанавливается - 5 процентов от цены Контракта и составляет ________(_______) рублей".
При этом в настоящем случае в Проект контракта Заказчиком не включена даже ссылка на Правила.
Таким образом, из содержания Проекта контракта следует, что при его составлении не учтены положения частей 4, 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Аналогичная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2015 г. N 15АП-15140/15 по делу NА53-14453/2015, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2015 г. N 18АП-14606/15 по делу N А07-17902/2015 и т.д.).
Также Комиссия проанализировала пункт 2.3 Проекта контракта, согласно которому оплата по контракту производится по факту выполнения работ путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 30 (тридцати) банковских дней со дня представления подрядчиком в финансовый орган заказчика надлежащим образом оформленных актов приемки-сдачи выполненных работ по форме КС-2, справки КС-3, счета на оплату, и пришла к выводу о соответствии его положениям Закона о контрактной системе по следующим основаниям.
Действующее законодательство не содержит понятия "банковский день". В Проекте контракта также не дано понятие банковского дня.
В пункте 1.3 Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 16.07.2012 N 385-П, установлено, что кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня, представляющего собой операционно-учетный цикл за соответствующую календарную дату, в течение которого все совершенные операции оформляются и отражаются в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Операционный день включает в себя операционное время, в течение которого совершаются банковские операции и другие сделки, а также период документооборота и обработки учетной информации, обеспечивающий оформление и отражение в бухгалтерском учете операций, совершенных в течение операционного времени, календарной датой соответствующего операционного дня, и составление ежедневного баланса в сроки, установленные пунктом 2.2 части III "Организация работы по ведению бухгалтерского учета".
Таким образом, использование термина "банковский день" в проекте контракта без определения не означает, что обязательства по оплате будут исполняться в сроки, превышающие 30 календарных дней, так как операционный день у различных кредитных организаций может не совпадать, операционные дни могут выпадать на выходные и праздничные дни.
Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 N 15АП-8494/2014 по делу N А53-4006/2014, Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 N 11АП-11128/2015 по делу N А65-5547/2015, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 N 15АП-589/2016 по делу N А53-25329/2014).
4. Кроме того, Комиссия, проанализировав размещенный на официальном сайте файл "Сведения о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе" (далее - Сведения), являющийся неотъемлемой частью аукционной документации, полагает необходимым отметить следующее.
Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данного принципа, Закон о контрактной системе (статья 12) устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приведенные положения статьи 33 Закона о контрактной системе взаимосвязаны с положениями, закрепляющими принципы контрактной системы в сфере закупок, и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Вместе с тем, при описании товара "Плитки керамические для полов" (пункт 1 Сведений) по позиции "косоугольность", товара "Трубка полихлорвиниловая" (пункт 2 Сведений) по позиции "исполнение", "масса бухты", "плотность", товара "Листы гипсокартонные ГКЛ 12,5 мм; ГКЛ 14 мм"" (пункт 3 Сведений) по позиции "прогиб при испытании", товаров "Профиль направляющий" (пункт 4 Сведений), "Профиль стоечный" (пункт 5 Сведений), "Профиль потолочный" (пункт 6 Сведений) по позициям "класс толщины покрытия", "глубина сферической лунки", товара "Канифоль сосновая" (пункт 7 Сведений) по позиции "сорт", "транспортная тара" Заказчик применил при описании сведений о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, шрифт, затрудняющий прочтение характеристик данных товаров.
Такое описание объекта закупки нарушает правила описания объекта закупки, установленные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Между тем, данное нарушение не является неопреодолимым препятствием для оформления аукционной заявки, поскольку любой участник закупки не лишен возможности направить Заказчику запрос о разъяснении положений аукцинной документации.
Также Комиссия, проанализировав размещенные на официальном сайте разъяснения Заказчика положений аукционной документации, предоставленные по запросам участников закупки, соглашается с выводами Заказчика о том, что размещение файла "Сведения о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией о таком аукционе" на официальном сайте в формате pdf не противоречит части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе и подпункту "л" пункта 14 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414 (далее - Правила N 1414), поскольку данный файл размещен как электронный образ документа, т.е. электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе. В этом случае Заказчик вправе не обеспечивать реализацию функций поиска и копирования информации, что прямо указано в подпункте "л" пункта 14 Правил N 1414.
В связи с этим жалобу Заявителя необходимо считать обоснованной.
Таким образом, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на положения документации об электронном аукционе "Капитальный ремонт помещений и инженерных сетей училища" (номер извещения: 0325100013516000013), утвержденной ФГКОУ АСВУ МВД России, обоснованной.
1. Признать ФГКОУ АСВУ МВД России нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, части 4, 5, 7, 8 статьи 34 и часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при утверждении документации о вышеуказанном аукционе.
2. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе ФГКОУ АСВУ МВД России не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.С. Мухамбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 апреля 2016 г. N 94-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016