Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 ноября 2016 г. N 315-РЗ-04-16
Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России;
членов комиссии:
Литвинова М.В.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Федотова А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы,
в присутствии представителя ООО "Софус" Тухашева Х.У. (доверенность б/н от 17.11.2016), в присутствии представителя ГКУ Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" (юридический адрес: 414000, Астраханская обл, Астрахань г, Адмиралтейская, 21) Аникаевой Е.Д. (доверенность от 16.11.2016 N1), рассмотрев жалобу ООО "Софус" (690068, г. Владивосток, ул. Магнитогорская, 4, оф. 802) на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ГКУ Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по передаче неисключительного права на использование лицензии на программное обеспечение для функционирования в Астраханской области системы организации и управления образовательным процессом с использованием Интернет-технологий на всех уровнях общего образования (номер извещения: 0325200021216000077), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.11.2016 поступила жалоба ООО "Софус" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ГКУ Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по передаче неисключительного права на использование лицензии на программное обеспечение для функционирования в Астраханской области системы организации и управления образовательным процессом с использованием Интернет-технологий на всех уровнях общего образования (номер извещения: 0325200021216000077) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия неправомерно признала его заявку несоответствующей аукционной документации.
Представитель Заказчика считает действия аукционной комиссии законными и просит признать жалобу Заявителя необоснованной.
На основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия, помимо рассмотрения жалобы, проводит внеплановую проверку следующего этапа закупки: размещение извещения о проведении аукциона и документации о нем, включая проверку законности положений этих извещения и документации, рассмотрение первых и вторых частей заявок на участие в электронном аукционе участников закупки.
Комиссия, изучив документы, представленные заказчиком в ходе проведения проверки, заслушав позицию представителей сторон, установила, что 14.10.2016 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем. Изучив размещенную информацию и документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно протоколу подведения итогов на участие в аукционе в электронной форме от 10.11.2016 аукционной комиссией Заказчика вторая часть заявки Заявителя была признана не соответствующей требованиям аукционной документации, так как участник закупки не
предоставил сведения о соответствии требованием, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а
также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или)
организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено"
(далее - Постановление). В соответствии с данным Постановлением установлен запрет на
оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории
РФ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также
организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или)
организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления N 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
При этом в соответствии с нормами Закона о контрактной системе уже предусмотрено представление указанных документов участником при направлении оператором электронной площадки заказчику вместе со второй частью заявки на участие в электронном аукционе.
При этом факт подачи участником заявки на участие в закупке является согласием на условия исполнения контракта, определенные документацией о закупке, в том числе подтверждением соответствия установленным в документации о закупке требованиям к участникам закупки в части запрета на участие в закупке организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссия приходит к выводу, что аукционная комиссия не правомерно, в нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, признала вторую часть заявки Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации.
Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Также Комиссией при проведении внеплановой проверки было установлено следующее.
Согласно п. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе.
Как следует из п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать все сведения, включаемые в извещение о проведении такого аукциона.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно п. 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 (далее - Порядок), обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр) отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Как следует из п. 5, 6 Порядка, обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Однако Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по передаче неисключительного права на использование лицензии на программное обеспечение для функционирования в Астраханской области системы организации и управления образовательным процессом с использованием Интернет-технологий на всех уровнях общего образования (номер извещения: 0325200021216000077) и документации об аукционе не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. При этом вышеуказанное обоснование на официальном сайте вместе с извещением не размещено.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения являются существенными, затрагивают субъектный состав закупки и в этой связи влияют на результат закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении правонарушения.
Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 09:00 18.11.2016. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в том же составе, в присутствии представителя ООО "Софус" Тухашева Х.У. (доверенность б/н от 17.11.2016), в присутствии представителя ГКУ Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" Аникаевой Е.Д. (доверенность от 16.11.2016 N1).
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Софус" на действия аукционной комиссии государственного заказчика - ГКУ Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по передаче неисключительного права на использование лицензии на программное обеспечение для функционирования в Астраханской области системы организации и управления образовательным процессом с использованием Интернет-технологий на всех уровнях общего образования (номер извещения: 0325200021216000077) обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" нарушившей ч. 7 ст. 69 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по передаче неисключительного права на использование лицензии на программное обеспечение для функционирования в Астраханской области системы организации и управления образовательным процессом с использованием Интернет-технологий на всех уровнях общего образования (номер извещения: 0325200021216000077).
3. Признать государственного заказчика ГКУ Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" нарушившим ч. 4 ст. 42, п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по передаче неисключительного права на использование лицензии на программное обеспечение для функционирования в Астраханской области системы организации и управления образовательным процессом с использованием Интернет-технологий на всех уровнях общего образования (номер извещения: 0325200021216000077).
4. Выдать государственному заказчику ГКУ Астраханской области "Служба единого заказчика в сфере образования" предписание об устранении допущенного нарушения.
5. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.В. Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 18 ноября 2016 г. N 315-РЗ-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2016