Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 апреля 2016 г. N 06-255/16т
изготовлено в полном объеме 20 апреля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России;
Ивановой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЯрСпецСнаб" (далее также - ООО "ЯрСпецСнаб", заявитель): уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя заявителя;
от заказчика Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (далее по тексту решения - ФБУ "Администрация Ленского бассейна", заказчик): Мишина Г.М., Костромин М.В. (представители по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "ЯрСпецСнаб" на действия заказчика ФБУ "Администрация Ленского бассейна" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку фронтального погрузчика с навесным оборудованием для нужд ФБУ "Администрация Ленского бассейна" (извещение N 0316100015216000170), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
08 апреля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "ЯрСпецСнаб" на действия заказчика ФБУ "Администрация Ленского бассейна" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку фронтального погрузчика с навесным оборудованием для нужд ФБУ "Администрация Ленского бассейна" (извещение N 0316100015216000170).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 15 апреля 2016 года в 12 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ООО "ЯрСпецСнаб" были оглашены в полном объеме.
1. В техническом задании Заказчиком установлены следующие требования к объекту закупки:
N п/п |
Характеристики |
Требуемые параметры |
|
Основные характеристики |
|
1 |
Полное название |
Погрузчик фронтальный |
2 |
Грузоподъёмность, кг |
5000 |
3 |
Общий вес, кг |
13500 |
|
Двигатель |
|
4 |
Тип двигателя |
дизельный |
5 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) |
132 (180) |
6 |
максимальный крутящий момент, Нм |
690 |
7 |
Расчётная частота вращения, об/мин |
2100 |
8 |
Максимальная скорость, км/ч |
39 |
|
Коробка передач |
|
9 |
Число передач КП |
4 |
|
Размеры |
|
10 |
Габаритные размеры, мм |
7900х2550х3450 |
11 |
Вылет кромки рабочего агрегата (ковша), мм |
1100 |
|
Заправочные емкости |
|
12 |
Топливный бак, л |
215 |
13 |
Система охлаждения, л |
31 |
14 |
Гидробак, л |
110 |
|
Эксплуатационные характеристики |
|
15 |
Высота выгрузки, мм |
3050 |
16 |
Вырывное усилие (цилиндр ковша), кН |
146 |
17 |
время подъема, сек |
5,9 |
18 |
время опускания, сек |
4 |
|
Колёса |
|
19 |
Шины |
20,5/25 |
20 |
Колея передних/задних колес, мм |
1930 |
|
Ходовые характеристики |
|
21 |
Наружный габаритный радиус поворота, мм |
6300 |
|
Навесное оборудование |
|
22 |
Вид рабочего органа |
1.ковш стандартный 2,6 куб.м .- 1шт. |
|
2.отвал для снега ширина 5000мм, стальные возжи - 1шт. |
|
3.вилы грузовые грузоподъемность 5 тонн - 1шт. | ||
4.захват челюстной с выталкивателем Ширина захвата,мм-1460 Диаметр охвата,мм-200-1300 Масса, кг-1540 - 1шт. | ||
5.стрела крановая безблочная Масса, кг-450 Грузоподъемность в положениях А/В/С,т - 1,2/1,5/2 Максимальная высота подъема по крюку, мм - 5370/4840/4280 - 1шт. | ||
23 |
Год изготовления |
2016г. |
24 |
Общий пробег (моточасы) |
Не более 5 моточасов |
25 |
Техническое состояние |
Новое |
26 |
Кузов |
Нет дефектов |
27 |
Сервисная книга |
Наличие |
Указывают, что позиции 2,3,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22 технического задания документации электронного аукциона не соответствуют требованиям, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, поскольку указанным характеристикам приобретаемого фронтального погрузчика в совокупности соответствует фронтальный погрузчик единственного производителя - ОАО "Амкодор". В доказательство своей позиции приводит копии коммерческих предложений от ООО "Амкодор-Красноярск", ООО "Челябинский тракторный завод - Уралтрак", ЗАО "Петербургский тракторный завод".
2. Заказчиком при установлении требований к навесному оборудованию закупаемого товара допущена ошибка в описании требуемых характеристик отвала для снега - заказчиком указаны следующие требования: "отвал для снега ширина 5000мм, стальные возжи - 1шт.".
Указывает, что у отвала не имеется стальных возжей, отвал оснащен стальными ножами в основании его режущей поверхности.
Допущение данной ошибки свидетельствует о составлении описания объекта закупки заказчиком методом копировании данных о технических характеристик фронтального погрузчика с официального сайта ОАО "Амкодор", поскольку аналогичная ошибка имеется на вышеуказанном сайте. В доказательство своей позиции приводит скриншоты из сайта ОАО "Амкодор".
Просят признать жалобу обоснованной, восстановить права участника закупки ООО "ЯрСпецСнаб" и выдать заказчику предписание о внесении изменений в аукционную документацию.
Представители заказчика пояснили следующее:
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик обязан указывать в аукционной документации такие требования, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и являются для него существенными.
Основной целью Закона о контрактной системе является удовлетворение потребностей государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных этим законом ограничений.
Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право государственного заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Участником аукциона может стать любое лицо, предлагающее к поставке товар, соответствующие требованиям аукционной документации, установленным исходя из потребностей заказчика. Количество таких участников не ограничено.
Производство фронтального погрузчика единственным производителем не свидетельствует о том, что включение в документацию об аукционе требований к техническим, функциональным, качественным характеристикам приобретаемого погрузчика влечет ограничение количества участников размещения закупок, поскольку товар одного производителя может быть предложен заказчику различными участниками закупки, так как аукцион объявлен на поставку товара, а не на его изготовление.
Требования аукционной документации к поставляемому товару установлены исходя из потребностей заказчика ФБУ "Администрация Ленского бассейна" и являются существенными для него.
Таким образом, согласно принципу обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности закупок, установленному статьей 8 Закона о контрактной системе, заказчик, соблюдая нормы действующего законодательства, установил значимые и необходимые ему характеристики исходя из своих потребностей.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что в подпункте 2 пункта 2 приложения N2 к части II "Техническая часть" аукционной документации заказчиком допущена ошибка - указано, что отвал для снега фронтального погрузчика должен быть оснащен стальными возжами, тогда как такой конструктивный элемент в рабочем органе фронтального погрузчика не предусмотрен.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
29 марта 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" опубликовано извещение N 0316100015216000170 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку фронтального погрузчика с навесным оборудованием для нужд ФБУ "Администрация Ленского бассейна", а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 494 180,00 рублей.
В соответствии с извещением о проведении закупки датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников электронного аукциона установлено 15 апреля 2016 года.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "ЯрСпецСнаб" частично обоснованной на основании следующего:
Заявитель указывает на то, что требованиям, установленным заказчиком к техническим характеристикам закупаемого фронтального погрузчика в аукционной документации в совокупности соответствуют фронтальные погрузчики единственного производителя ОАО "Амкодор".
В соответствии с приложением N2 к части II "Техническая часть" аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к характеристикам поставляемого товара:
N п/п |
Характеристики |
Требуемые параметры |
|
Основные характеристики |
|
1 |
Полное название |
Погрузчик фронтальный |
2 |
Грузоподъёмность, кг |
5000 |
3 |
Общий вес, кг |
13500 |
|
Двигатель |
|
4 |
Тип двигателя |
дизельный |
5 |
Мощность двигателя, кВт (л.с.) |
132 (180) |
6 |
максимальный крутящий момент, Нм |
690 |
7 |
Расчётная частота вращения, об/мин |
2100 |
8 |
Максимальная скорость, км/ч |
39 |
|
Коробка передач |
|
9 |
Число передач КП |
4 |
|
Размеры |
|
10 |
Габаритные размеры, мм |
7900х2550х3450 |
11 |
Вылет кромки рабочего агрегата (ковша), мм |
1100 |
|
Заправочные емкости |
|
12 |
Топливный бак, л |
215 |
13 |
Система охлаждения, л |
31 |
14 |
Гидробак, л |
110 |
|
Эксплуатационные характеристики |
|
15 |
Высота выгрузки, мм |
3050 |
16 |
Вырывное усилие (цилиндр ковша), кН |
146 |
17 |
время подъема, сек |
5,9 |
18 |
время опускания, сек |
4 |
|
Колёса |
|
19 |
Шины |
20,5/25 |
20 |
Колея передних/задних колес, мм |
1930 |
|
Ходовые характеристики |
|
21 |
Наружный габаритный радиус поворота, мм |
6300 |
|
Навесное оборудование |
|
22 |
Вид рабочего органа |
1.ковш стандартный 2,6 куб.м .- 1шт. |
2.отвал для снега ширина 5000мм, стальные возжи - 1шт. | ||
3.вилы грузовые грузоподъемность 5 тонн - 1шт. | ||
4.захват челюстной с выталкивателем | ||
Ширина захвата,мм-1460 | ||
Диаметр охвата,мм-200-1300 | ||
Масса, кг-1540 - 1шт. | ||
5.стрела крановая безблочная | ||
Масса, кг-450 | ||
Грузоподъемность в положениях А/В/С,т - 1,2/1,5/2 | ||
Максимальная высота подъема по крюку, мм - 5370/4840/4280 - 1шт. | ||
23 |
Год изготовления |
2016г. |
24 |
Общий пробег (моточасы) |
Не более 5 моточасов |
25 |
Техническое состояние |
Новое |
26 |
Кузов |
Нет дефектов |
27 |
Сервисная книга |
Наличие |
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
При этом положения Закона о контрактной системе не предусматривают определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только при условии наличия более чем одного производителя (подрядчика, исполнителя) товара, работы, услуги, необходимых заказчику, и не допускают определение участниками закупки и контрольными органами в сфере закупок потребностей заказчика в тех или иных товарах, работах, услугах и их характеристик (потребительских свойств).
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
Заявителем обжалуются положения документации электронного аукциона, предметом которого является поставка фронтального погрузчика с навесным оборудованием. В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым отметить то, что поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и поставщики требуемого заказчику товара.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на заявителя такой жалобы.
При этом ООО "ЯрСпецСнаб" не представило в материалы дела необходимые и достаточные доказательства того, что функционирующий рынок производства фронтальных погрузчиков с навесным оборудованием ограничивается перечнем производителей, приведенных в жалобе (ООО "Амкодор-Красноярск", ООО "Челябинский тракторный завод - Уралтрак", ЗАО "Петербургский тракторный завод").
В связи с вышеизложенным первый довод жалобы ООО "ЯрСпецСнаб" признается необоснованным.
Заказчиком при установлении требований к навесному оборудованию закупаемого товара допущена ошибка в описании требуемых характеристик отвала для снега - заказчиком указаны следующие требования: "отвал для снега ширина 5000мм, стальные возжи - 1шт.".
Указывает, что в отвале фронтального погрузчика отсутствует такой конструктивный элемент как стальные возжи, отвал оснащен стальными ножами в основании его режущей поверхности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В ходе рассмотрения дела представители заказчика согласились со вторым доводом жалобы заявителя и пояснили, что в подпункте 2 пункта 2 приложения N2 к части II "Техническая часть" аукционной документации заказчиком допущена ошибка - указано, что отвал для снега фронтального погрузчика должен быть оснащен стальными возжами, тогда как такой конструктивный элемент в рабочем органе фронтального погрузчика не предусмотрен.
В связи с вышеизложенным, заказчик ФБУ "Администрация Ленского бассейна" признается нарушившим положения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "ЯрСпецСнаб" признается обоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла вышеизложенной нормы следует, что при составлении описания объекта закупки заказчику надлежит указывать либо максимальные, либо минимальные, либо диапазонные значения показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом не допускается указывать по всем характеристикам объекта закупки точные значения показателей, которые не могут изменяться, без указания минимальных и (или) максимальных, либо диапазонных значений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Материалами проверки установлено, что заказчиком в приложении N2 к части II "Техническая часть" аукционной документации по всем параметрам (функциональным характеристиках, техническим и качественным характеристикам) приобретаемого фронтального погрузчика с навесным оборудованием указаны точные значения показателей.
Представителями заказчика данный факт не оспаривается.
Таким образом, действия заказчика по установлению в описании объекта закупки конкретных и неизменных показателей характеристик приобретаемого товара нарушают положения части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЯрСпецСнаб" на действия заказчика Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку фронтального погрузчика с навесным оборудованием для нужд ФБУ "Администрация Ленского бассейна" (извещение N 0316100015216000170) частично обоснованной, в части необъективного описания заказчиком объекта закупки.
2. Признать заказчика Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" нарушившим пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
В. А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 15 апреля 2016 г. N 06-255/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2016