Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 апреля 2016 г. N 06-270/16т
изготовлено в полном объеме 25 апреля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Монолит" (далее также - ООО "Монолит", Общество, заявитель): Михеев М.А. (представитель по доверенности),
от заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" (далее также - Администрация, заказчик): не явились, представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, а также письменное пояснение;
от уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" (далее также - МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Оленекский эвенкийский национальный район"): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "ЦентрДомСтрой" (далее также - ООО "ЦентрДомСтрой", заинтересованной лицо): Эверстов Г.С. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" на действия заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район, уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на долевое строительство 4 квартир в с. Оленек по программе Переселение из аварийного ветхого жилья (2015 этап) (извещение N 0116300022516000004), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
13 апреля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Монолит" на действия заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район/ уполномоченного органа МКУ "Управление муниципальными закупками" МР "Оленекский район" при проведении электронного аукциона на долевое строительство 4 квартир в с. Оленек по программе Переселение из аварийного ветхого жилья (2015 этап) (извещение N 0116300022516000004).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 20 апреля 2016 года в 17 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Монолит" огласил доводы жалобы в полном объеме:
1. Аукционной документацией установлены неправомерные требования к участникам закупки о наличии копий документов, подтверждающих отсутствие обременения, обязательств перед третьими лицами и о подтверждении размещения проектной декларации в средствах массовой информации и в сети Интернет.
2. В проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации не указан срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.
Просит признать жалобу обоснованной, приостановить размещение закупки, признать заказчика нарушившим положения Закона о контрактной системе, выдать предписание об отмене электронного аукциона на долевое строительство 4 квартир в с. Оленек по программе Переселение из аварийного ветхого жилья (2015 этап) (извещение N 0116300022516000004), провести внеплановую проверку процедуры осуществления закупки.
В ходе рассмотрения дела письменные пояснения заказчика/уполномоченного органа оглашены в полном объеме.
1. Требование об отсутствии обременения является обязательным условием участия в электронном аукционе и подтверждается предоставлением свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, предназначенный для строительства многоквартирного дома, либо действующий в течение всего срока строительства договор аренды, либо субаренды такого земельного участка, либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", договор безвозмездного срочного пользования таким земельным участком, декларацией об отсутствии обременения, обязательств перед третьими лицами или справкой регистрирующего органа об отсутствии обременения на данный объект долевого участия на строительство, или копиями договоров (соглашений) о наличии обременения. Указывают, что данное требование не ограничивает конкуренцию между участниками закупки.
Требование о подтверждении размещения проектной декларации в средствах массовой информации и сети Интернет не противоречит Федеральному закону от 30.12.2004г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту решения - Закон об участии в долевом строительстве), так как в части 2 статьи 19 названного Закона указано, что проектная декларация, опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет) не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона контролирующий орган.
2. В проекте муниципального контракта не указан срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства. Однако изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0116300022516000004 от 28.03.2016 г., а также пункт 8 аукционной документации содержат информацию о сроке завершения работ с момента заключения контракта - 01 октября 2016 года. При направлении победителю электронного аукциона проекта контракта, заказчиком в контракте будет указан срок передачи застройщиком объекта долевого строительства.
Просят признать жалобу необоснованной.
Представитель заинтересованного лица поддерживает доводы заказчика/уполномоченного органа и просит признать жалобу ООО "Монолит" необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
20 февраля 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" размещены извещение N 0116300022516000004 о проведении электронного аукциона на долевое строительство 4 квартир в с. Оленек по программе Переселение из аварийного ветхого жилья (2015 этап), а также аукционная документация.
28 марта 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" размещены изменения N ИИ1 извещения N 0116300022516000004 о проведении электронного аукциона на долевое строительство 4 квартир в с. Оленек по программе Переселение из аварийного ветхого жилья (2015 этап), а также измененная аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 561 011,20 руб.
14 апреля 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300022516000004-1-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило две (2) заявки с соответствующими порядковыми номерами. По итогам рассмотрения указанных заявок на предмет соответствия требованиям, установленным аукционной документацией, аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в электронном аукционе обоих участников закупки.
18 апреля 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116300022516000004-2-1.
Согласно указанному протоколу, поступившие от участников электронного аукциона предложения о цене контракта выглядят следующим образом:
Порядковый номер участника |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
1 |
11 445 401,08 руб. |
18.04.2016 03:20:24 (по московскому времени) |
понижение |
2 |
11 503 206,14 руб. |
18.04.2016 03:20:13 (по московскому времени) |
понижение |
На момент рассмотрения жалобы срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Монолит" обоснованной по следующим основаниям.
Довод заявителя о том, что в аукционной документации установлены излишние требования к участникам закупки о наличии копий документов, подтверждающих отсутствие обременения, обязательств перед третьими лицами и о необходимости подтверждения участниками закупки размещения проектной декларации в средствах массовой информации и в сети Интернет признается обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из смысла пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что заказчику надлежит устанавливать требования к участникам закупки о наличии документов, подтверждающих их специальную правоспособность.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 названного Федерального закона.
Предметом закупки является долевое строительство 4 квартир в с. Оленек по программе Переселение из аварийного ветхого жилья (2015 этап). Следовательно, на правоотношения возникающие в рамках данной закупки, распространяются положения Закона об участии в долевом строительстве.
Пунктом 32 "Требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7-10 части 1 и части 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ" части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что к участникам закупки предъявляются, в том числе, требование о наличии копий документов об отсутствии обременения, обязательств перед третьими лицами по жилым помещениям и требование о подтверждении размещения проектной декларации в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Пунктом 37 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г." части 1 "Информационная карта" аукционной документации установлено, что участникам закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе надлежит представить документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, пункта 2 части 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г., или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9-10 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г., в том числе копии документов об отсутствии обременения, обязательств перед третьими лицами по жилым помещениям и документы, подтверждающие размещение проектной декларации в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Изучив материалы дела Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что документ, подтверждающий отсутствие обременения и/или обязательств перед третьими лицами по своей сути является свидетельством отсутствия у участника закупки дополнительных обязательств, накладывающих на него ограничения и не является документом, подтверждающим наличие у участника закупки прав, которые соответствуют целям его деятельности. При этом Закон об участии в долевом строительстве не содержит императивного требования к застройщикам о наличии у них документов, подтверждающих отсутствие обременения и/или обязательств перед третьими лицами.
Частью 2 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве установлено, что проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона контролирующий орган. Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления.
Из смысла вышеизложенной нормы следует, что обязанность застройщика по опубликованию в средствах массовой информации и (или) размещению в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации наступает лишь в том случае, если денежные средства, являющиеся источником финансирования строительства объекта недвижимости, привлекаются посредством распространения рекламы.
Таким образом, опубликование проектной декларации в средствах массовой информации и (или) ее размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования не является подтверждением наличия у участника закупки прав, которые соответствуют целям его деятельности.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона в составе заявки на участие в электронном аукционе предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом действия заказчика/уполномоченного органа, установившего требование к участникам закупки о наличии копий документов об отсутствии обременения, обязательств перед третьими лицами по жилым помещениям, о подтверждении размещения проектной декларации в средствах массовой информации и в сети Интернет и о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов об отсутствии обременения, обязательств перед третьими лицами по жилым помещениям, а также документов, подтверждающих размещение проектной декларации в средствах массовой информации и в сети Интернет нарушают положения пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО "Монолит" признается обоснованными.
Как указано выше, частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Контракт, право заключения которого является предметом закупки, является договором долевого строительства, следовательно, порядок заключения такого договора регулируется нормами Закона об участии в долевом строительстве.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона об участии в долевом строительстве договор об участии в долевом строительстве должен содержать:
1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;
2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства;
3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты;
4) гарантийный срок на объект долевого строительства;
5) способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При этом, согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Из смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных проектом контракта.
Из материалов дела следует, что пунктом 3.3 проекта муниципального контракта установлено следующее: "Объект долевого строительства" должен быть передан "Заказчику" в соответствии с условиями "Контракта" в срок до "____" ________________ г.".
Таким образом, в проекте муниципального контракта на долевое строительство 4 квартир в с. Оленек по программе Переселение из аварийного ветхого жилья (2015 этап) отсутствует обязательное условие о сроке передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства.
На основании вышеизложенного Комиссия Якутского УФАС России по контролю в сфере закупок приходит к выводу о том, что действия заказчика/уполномоченного органа, по не указанию в проекте контракта его существенных условий, а именно сроков передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства, нарушают положения части 1 статьи 2, частей 1 и 13 статьи 34, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе и не соответствуют нормам гражданского законодательства. Третий довод жалобы ООО "Монолит" признается обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" на действия заказчика Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" при проведении электронного аукциона на долевое строительство 4 квартир в с. Оленек по программе Переселение из аварийного ветхого жилья (2015 этап) (извещение N 0116300022516000004) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченный орган Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" нарушившими часть 1 статьи 2, пункт 1 части 1, часть 6 статьи 31, части 1 и 13 статьи 34, пункт 2 части 1, часть 4 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Администрации муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район", уполномоченному органу Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальными закупками" муниципального района "Оленекский эвенкийский национальный район" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т. А. Нанова
М.Н. Мохначевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 20 апреля 2016 г. N 06-270/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2016