Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 апреля 2016 г. N 06-279/16т
изготовлено в полном объеме 26апреля2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Ивановой В.А.-государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителяобщества с ограниченной ответственностью"Стройинвест"(далее также -ООО "Стройинвест", Общество, заявитель):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика муниципального казенного учреждения"Управление строительного комплекса" муниципального района "Сунтарский улус (район)" Республики Саха (Якутия)(далее также - МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я),заказчик):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотревжалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство Многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000019),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
14апреля2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалобаООО "Стройинвест" на действия заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство Многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000019).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте еерассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 21апреля2016 года в 10 часов 00 минут.
Из жалобы ООО "Стройинвест" следует,что в аукционной документации неправомерно отсутствует требование к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также в перечне товаров, используемых при выполнении работ неправомерно содержится указание на товарный знак "EcophonGedinaA" (подвесной акустический потолок) без описания параметров эквивалентности.
Из пояснений МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) следует,что установление требования к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений привело бы к ограничению количества участников закупки, поскольку в аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией. Отмечают, что аукционной документацией не предусмотрено привлечение субподрядчиков. Также указывают, что требование к подвесному акустическому потолку установлено в соответствии с Законом 44-ФЗ, кроме того, детальное описание данного товара содержится в локальной смете.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
31марта 2016 года заказчиком на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru (далее также - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ"размещены извещение N 0316300134416000019о проведении электронного аукциона настроительство Многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса, а также документация об электронном аукционе.
В тот же день в аукционную документациювнесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта составила20 000 000,00 руб.
19апреля2016 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0316300134416000019-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило5 (пять) заявок. Все участники закупки допущены к участию в электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобы процедура электронного аукциона не проведена.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобуООО "Стройинвест" частично обоснованнойна основании следующего.
Довод в части неправомерного отсутствия в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений признан обоснованным в силу следующего.
Предметом закупки является строительство Многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса.
Из материалов дела установлено, что согласно Приложению N1 части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации в перечень выполняемых работ входит, в том числе следующее:
Nпп |
Обоснование (N л.с.) |
Наименование работ |
Всего в текущих ценах, в руб. |
6 |
ЛС N6 |
Пожарная сигнализация и оповещение |
|
6.1 |
|
Пожарная сигнализация |
220 604,06 |
6.2 |
|
Оповещение о пожаре |
54 227,90 |
Данные работы отражены также в локальной смете и проектной документации.
Пунктом 1.1. проекта контракта аукционной документации установлено, что подрядчик выполняет работы в соответствии с условиями контракта, проектной документацией, перечнем выполняемых строительно-монтажных работ по объекту (Приложение N 1), являющихся неотъемлемой частью контракта.
Следовательно, в перечень работ выполняемых подрядчиком, входят в том числе работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации.
Согласно пункту 6 части 5 стати 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участникам закупки должны находить отражение в аукционной документации в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) определен перечень видов деятельности, которые должны выполняться на основании лицензий (разрешений), выданных федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее также - Постановление Правительства РФ N 1225) определен порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - лицензируемая деятельность) осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - лицензирующий орган, МЧС).
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1225 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно приложению (далее также - работы, услуги).
Приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлен перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В данный перечень входят монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Следовательно, Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением Правительства РФ N 1225 предусмотрено императивное требование о выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений исключительно на основании лицензии.
Таким образом, наличие лицензии МЧС России является обязательным условием для осуществления указанной деятельности на всех стадиях жизненного цикла объектов защиты, в том числе при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
В этой связи, в целях соблюдения законодательства Российской Федерации участникам закупки необходимо иметь лицензию МЧС России.
Как установлено выше, в состав работ входят работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации.
Между тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии на выполнение лицензируемых работ не установлены.
Антимонопольный орган также отмечает, что пунктом 12.2. проекта контракта установлен гарантийный срок выполненных строительно-монтажных работ по объекту и входящих в него инженерных систем, оборудования и коммуникаций, кроме случаев преднамеренного повреждения их со стороны третьих лиц - 5 лет.
Из положений части 4 статьи 9 Закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что лицензия выдается на бессрочный период.
Следовательно, при установлении соответствующих требований к участникам закупки, контракт будет заключен с лицом обладающим лицензией МЧС, которое соответствует гарантийным срокам по эксплуатации объекта и несет соответствующую ответственность за ситуации, опасные для имущества, здоровья и жизни граждан.
Условия о том, что подрядчик несет ответственность по гарантийным обязательствам в части пожарной безопасности ни проектом контракта, ни конкурной документацией, ни Законом 44-ФЗ или каким-либо другими нормативно-правовыми актами не установлена.
В отношении указания заказчика на то, что требование к участникам закупки о наличии лицензии МЧС не установлено в связи с тем, что аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией, Комиссия поясняет следующее.Наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией не дает ему право организовывать работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащих лицензированию, равно как и не снимает с него обязанность по получению лицензии для выполнения указанных работ.Следовательно, установление к участникам закупки требования о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией не снимает с заказчика обязанности устанавливать требования к таким участникам в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением Правительства РФ N 1225 в случае, если в перечень выполняемых, входят, в том числе работы по монтажу охранно-пожарной сигнализации. Заказчиком не указаны нормативно-правовые акты, закрепляющие обратное.
Антимонопольный орган также отмечает, что для устранения допущенного нарушения заказчику необходимо внести изменения в аукционную документацию в части включения требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии либо выделить лицензируемые виды работ в отдельную закупку/лот.
Довод в части неправомерного указания в перечне товаров, используемых при выполнении работ товарного знака "EcophonGedinaA" признан необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По мнению заявителя,в пункте 34 раздела 1 "Информационная карта" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации содержится неправомерное указание на товарный знак используемого при выполнении работ подвесного акустического потолка "EcophonGedinaA".
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Между тем, заявителем не приведены надлежащие доказательства, подтверждающие то, что наименование "EcophonGedinaA" является зарегистрированным товарным знаком.
Кроме того, материалами дела установлено, что вучастию в электронном аукционе допущены участники закупки, предлагающие к использованию при выполнении работ подвесной акустический потолок с иным наименованием.
Таким образом, данный довод признан необоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу требований части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее также - Правила), пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:
П = (Ц - В) х С,
где:
Ц - цена контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;
С - размер ставки.
Согласно пункту 7 Правил размер ставки определяется по формуле:
,
где:
- размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Согласно пункту 8 коэффициент К определяется по формуле:
,
где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
Между тем, материалами дела установлено, что заказчиком в нарушение требований части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в разделе 15 "Ответственность сторон" проекта контракта аукционной документации отсутствует формула расчета пени за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по контракту.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство Многофункционального центра культуры в с. Тойбохой, Сунтарского улуса (извещение N 0316300134416000019) частично обоснованной в части отсутствия в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
2. Признать заказчика МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я) нарушившим часть 7 статьи 34,пункт 1 части 1 статьи 31, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику МКУ "УСК" МР "Сунтарский улус (район)" РС(Я)предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Петухова
В.А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 апреля 2016 г. N 06-279/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2016