Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 апреля 2016 г. N 06-299/16т
изготовлено в полном объеме 28 апреля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее также - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от заказчика сельской администрации муниципального образования "село Верхневилюйск" Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "село Верхневилюйск", заказчик): не явились, уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа администрации Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) (далее также - администрация МР "Верхневилюйский улус" РС(Я), уполномоченный орган): на рассмотрение дела не явились, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие заявителя,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика сельской администрации Муниципального образования "Село Верхневилюйск" Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)/уполномоченного органа Администрации Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту крыш и обшивке фасадов многоквартирных домов (извещение N 0116300007016000183), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
18 апреля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Сельской администрации Муниципального образования "Село Верхневилюйск" Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)/уполномоченного органа Администрации Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту крыш и обшивке фасадов многоквартирных домов (извещение N 0116300007016000183).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 25 апреля 2016 года в 17 часов 30 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" оглашена в полном объеме. Как следует из текста жалобы заявителем обжалуются положения аукционной документации в части:
1. Отсутствия в аукционной документации обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в том случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного, занимающегося частной практикой лица.
2. Необъективного описания объекта закупки - не указания технических и качественных характеристик материалов, используемых при выполнении работ.
Просят признать жалобу обоснованной и выдать заказчику/уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения дела письменные пояснения уполномоченного органа администрации МР "Верхневилюйский улус" РС(Я) оглашены в полном объеме. Из пояснений следует, что уполномоченный орган с жалобой не согласен по следующим основаниям.
Норма части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе направлена на устранение неоднозначности в правоприменении норм указанного Федерального закона и положений главы 24 налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующих уплату налога на доходы физических лиц.
При этом часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливает требования к условиям контракта, а не к проекту контракта и позволяет заказчику, в случае заключения контракта с физическим лицом не являющимся индивидуальным предпринимателем или иным лицом, занимающимся частной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет при выплате вознаграждения физическому лицу.
Законом о контрактной системе устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений частей 1-4 статьи 95 Закона о контрактной системе. В указанных случаях цена контракта может быть изменена по соглашению сторон. При реализации отношений в области налогов и сборов указанные правоотношения регулируются законодательством о налогах и сборах, и в случае возникновения противоречий применяются нормы законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, в случае заключения контракта с физическим лицом, налог на доходы физических лиц налог включается в цену контракта, при оплате указанный налог удерживается заказчиком.
Отсутствие в проекте контракта положений части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе не нарушает права участников закупки и не вводит их в заблуждение относительно цены контракта.
2. Учитывая требования НБ: "ФЕР-2001 (эталонная база ФСНБ-2001) с доп. И изм. 9" Государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы, а также универсальность применения указанных материалов (щиты настила, смола каменноугольная для дорожного строительства, гвозди строительные, паста антисептическая, изоспан А, изоспан В, болты с гайками и шайбы строительные, растворитель Р-4), в потребности заказчика даны достаточные характеристики.
Просят признать жалобу необоснованной, а требования, содержащиеся в ней - не подлежащими удовлетворению.
На официальный запрос антимонопольного органа заказчиком документов, сведений и пояснений относительно жалобы не представлено.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
01 апреля 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" опубликовано извещение N 0116300007016000183 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту крыш и обшивке фасадов многоквартирных домов, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 10 726 889,40 рублей.
20 апреля 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300007016000183-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 14 (четырнадцать) заявок, с соответствующими порядковыми номерами. Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, приняла решение о допуске к участию в закупке заявок участников с порядковыми номерами 2, 6, 7, 8, 12 и 13, и об отказе в допуске заявкам участников с порядковыми номерами 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11 и 14.
25 апреля 2016 года состоялся электронный аукцион, о чем составлен протокол N 0116300007016000183-2. Согласно указанному протоколу все поступившие от участников электронного аукциона минимальные предложения о цене контракта выглядят следующим образом:
N п/п |
Предложения о цене контракта, ранжированные по мере убывания |
Тип цены |
Процент снижения |
Время поступления предложения |
Порядковый номер заявки |
1 |
7 771 214,09 |
понижение |
27.55 % |
25.04.2016 3:52 |
8 |
2 |
7 830 561,08 |
понижение |
27.00 % |
25.04.2016 3:52 |
7 |
3 |
7 960 680,16 |
понижение |
25.79 % |
25.04.2016 3:47 |
6 |
4 |
8 073 661,60 |
понижение |
24.73 % |
25.04.2016 3:37 |
13 |
5 |
10 146 365,55 |
понижение |
5.41 % |
25.04.2016 3:28 |
2 |
На момент рассмотрения жалобы срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" частично обоснованной на основании следующего.
Заявитель указывает на отсутствие в проекте контракта обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в том случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного, занимающегося частной практикой лица
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Как установлено материалами дела, в проекте контракта отсутствует обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом из материалов дела не следует, что в электронном аукционе принимали участие физические лица.
Вместе с тем, антимонопольный орган отмечает следующее: согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Поскольку довод заявителя об отсутствии в контракте обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, предполагает, что действиями заказчика ущемляются права и законные интересы заявителя, положение пункта 9 статьи 105 Закона о контрактной системе указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные препятствия для заключения контракта с физическим лицом.
Между тем, жалоба заявителя не содержит сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов участника закупки ООО "Стройинвест" действиями заказчика/уполномоченного органа.
В связи с вышеизложенным первый довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается необоснованным.
Заявитель указывает на то, что действия заказчика по не указанию технических и качественных характеристик материалов, используемых при выполнении работ, нарушают положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в части объективности описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что в том случае, если заказчик в описании объекта закупки устанавливает возможность поставки товаров эквивалентных требуемому товару, ему необходимо установить функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики поставляемого товара. В случае не установления таких характеристик у заказчика и участников закупки отсутствует возможность определить, является ли предлагаемый к поставке товар эквивалентным требуемому товару.
Заказчиком в пункте 9 "Основные допустимые материалы" раздела 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены следующие требования к материалам, используемым для выполнения работ.
1 |
Детали деревянные лесов из пиломатериалов хвойных пород |
2 |
Детали стальных трубчатых лесов,укомплектованные пробками,крючками и хомутами,окрашенные |
3 |
Щиты настила |
4 |
Поковки из квадратных заготовок, массой не менее 2,825 кг |
5 |
Смола каменноугольная для дорожного строительства |
6 |
Толь с крупнозернистой посыпкой гидроизоляционной марки типа ТГ-350 |
7 |
Гвозди строительные |
8 |
Бруски обрезные хвойных пород длиной не менее 4 м не более 6,5м, шириной не менее 75 мм, не более 150 мм, толщиной не менее 100 мм, не более 125 мм, 2 -го сорта |
9 |
Доски обрезные хвойных пород длиной не менее 4 м не более 6,5м, шириной не менее 75 мм, не более 150 мм, толщиной не менее 44 мм, 2-го сорта |
10 |
Доски не обрезные хвойных пород длиной не менее 4 м не более 6,5м,все ширины, толщиной не менее 32, не более 40 мм,3-го сорта |
11 |
Паста антисептическая |
12 |
Лента полиэтиленовая с липким слоем А50 или "эквивалент" |
13 |
Пленка полиэтиленовая толщиной 0,2-0,5 мм, изоловая |
14 |
Изоспан А или "эквивалент" |
15 |
Изоспан В или "эквивалент" |
16 |
Вата минеральная <ISOVER> или "эквивалент", толщина не менее 50 мм |
17 |
Болты с гайками и шайбами строительные |
18 |
Растворитель Р-4 или "эквивалент" |
19 |
Пропан - бутан, смесь техническая |
20 |
Уголок ПВХ со стеклосеткой |
21 |
Бруски обрезные хвойных пород длиной не менее 4м не более 6,5 м, шириной не менее 75 мм, не более 150 мм, толщиной не менее 40,75 мм, 1-го сорта |
22 |
Грунтовка ГФ-021 или "эквивалент" красно-коричневая |
23 |
Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей, средняя масса сборочной единицы от 0,1 до 0,5т |
24 |
Канат двойной свивки типа ТК, конструкции 6*19(1+6+12)+1 о.с., оцинкованный из проволок марки В, маркировочная группа 1770 н/мм2,диаметром 5,5 мм |
25 |
Конструкции стальные нащельников и деталей обрамления |
26 |
Доски обрезные хвойных пород длиной не менее 4 м, не более 6,5м, шириной не менее 75 мм, не более 150 мм, толщиной не менее 19 мм, не более 22 мм, 2-го сорта |
27 |
Обшивка наружная и внутренняя из древесины тип 0-1; 0-2; 0-3; толщиной не менее 13 мм, шириной без гребня от 70 до 90 мм |
Согласно данным из открытых реестров товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, размещенным на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности" (www.fips.ru) слово "ИЗОСПАН" являются обозначением товарного знака. Правообладателем товарного знака "ИЗОСПАН" является Общество с ограниченной ответственностью "Гекса - нетканые материалы" (номер регистрации 472118).
Таким образом, заказчик в перечне основных допустимых материалов по позициям 14 и 15 указал товарный знак и установил условие эквивалентности. При этом функциональные, технические, качественные и/или эксплуатационные характеристики поставляемого товара, позволяющие определить соответствует ли товар, предлагаемый участником закупки к поставке, условиям эквивалентности, установленным заказчиком, в описании объекта закупки отсутствуют.
Между тем, заказчиком в разделе 8 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки" указано следующее: "следует учесть, что если участник предлагает к использованию товар, эквивалентный товару, в отношении которого в документации установлен товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, помимо конкретных показателей такого товара участник обязан указать в заявке его товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В связи с вышеизложенным заказчик/уполномоченный орган признаются нарушившими положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованным.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее:
Как следует из извещения N 0116300007016000183 о проведении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту крыш и обшивке фасадов многоквартирных домов, а также из аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 726 889,40 руб.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99.
В соответствии вышеуказанным Постановлением дополнительные требования к участникам закупки, такие как наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе, с условием, что стоимость ранее исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, устанавливаются в том случае, если предметом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, и если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Частью 4 статьи 31 закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 названной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Из извещения N 0116300007016000183 о проведении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту крыш и обшивке фасадов многоквартирных домов, следует, что работы, являющиеся предметом закупки включены в код ОКПД2 43.39.19.190.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыш и обшивке фасадов многоквартирных домов превышает 10 млн. рублей (составляет 10 726 889,40 рублей), заказчику, при проведении электронного аукциона надлежало установить к участникам закупки требования, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией, должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Между тем, в извещении о проведении закупки отсутствует информация об установлении заказчиком вышеуказанных требований, при этом, в пункте 23 раздела 1 "Информационная карта" документации об электронном аукционе указано, что дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе отсутствуют.
Таким образом, действия заказчика/уполномоченного органа по не установлению обязательных дополнительных требований к участникам закупки нарушают положение части 4 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, в том числе гарантийного обязательства (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком, (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063.
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Согласно пункту 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.
Как установлено материалами дела начальная (максимальная) цена муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыш и обшивке фасадов многоквартирных домов составляет 10 726 889,40 руб.
Материалами дела установлено, что пунктом 7.4 проекта муниципального контракта определено следующее: "За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.".
Пунктом 7.5 муниципального контракта установлено следующее: "За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.".
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что действия заказчика/уполномоченного органа, по установлению неоднозначных, разнородных условий ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, обязательств, предусмотренных контрактом, является ненадлежащим исполнением требований части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требованиях к обеспечению исполнения контракта.
Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Как указано выше, начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыш и обшивке фасадов многоквартирных домов составляет 10 726 889,40 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона регламентируется статьей 70 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 названной статьи в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что при заключении контракта заказчик не вправе вносить изменения в проект контракта в части касающейся условий обеспечения исполнения такого контракта.
Между тем пунктом 9.1 проекта муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту крыш и обшивке фасадов многоквартирных домов установлено следующее: "принять к сведению, что подрядчик внес обеспечение исполнения контракта на сумму 536 344,47 (Пятьсот тридцать шесть тысяч триста сорок четыре) руб. 47 коп., определенную в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, что составляет 5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или внесения денежных средств на счет Заказчика, указанный в п.22 Информационной карты аукционной документации.".
В связи с вышеизложенным, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что действия заказчика/уполномоченного органа по указанию в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения такого контракта, при том, что Законом о контрактной системе предусмотрено возможное применение антидемпинговых мер в случае снижения участником закупки цены контракта на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, нарушают положения пункта 8 части 1 статьи 64, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика сельской администрации Муниципального образования "Село Верхневилюйск" Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)/уполномоченного органа Администрации Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту крыш и обшивке фасадов многоквартирных домов (извещение N 0116300007016000183) частично обоснованной.
2. Признать заказчика сельскую администрацию Муниципального образования "Село Верхневилюйск" Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)/уполномоченный орган Администрацию Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия) нарушившими часть 4 статьи 31, пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, часть 4 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 8 части 1, часть 3 статьи 64, часть 1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику сельской администрации Муниципального образования "Село Верхневилюйск" Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия)/уполномоченному органу Администрации Муниципального района "Верхневилюйский улус (район)" Республики Саха (Якутия), а также аукционной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
М.Н. Петухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 25 апреля 2016 г. N 06-299/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2016