Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 апреля 2016 г. N 06-308/16т
изготовлено в полном объеме 04 мая 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя публичного акционерного общества "Сахапроект" (далее также - ПАО "Сахапроект", заявитель): Нестерова Е.В. (представитель по доверенности);
от заказчика Государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)", заказчик): Павлов Р.Н. (представитель по доверенности);
от уполномоченного органа - Государственного комитета Республики Саха 9Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ПАО "Сахапроект" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ с прохождением государственной экспертизы по объекту: "Школа на 90 учащихся в с. Кыйы Таттинского улуса" (извещение N 0116200007916002130), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
20 апреля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ПАО "Сахапроект" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ с прохождением государственной экспертизы по объекту: "Школа на 90 учащихся в с. Кыйы Таттинского улуса" (извещение N 0116200007916002130).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 27 апреля 2016 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы возражений от заинтересованных лиц не поступило.
В ходе рассмотрения представитель ООО "Сахапроект" огласила доводы жалобы в полном объеме.
Как следует из пояснений представителя ПАО "Сахапроект", заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно установление заказчиком обеспечения исполнения контракта в размере, покрывающем стоимость прохождения государственной экспертизы проектной документации и проверку достоверности определения сметной стоимости.
Указывает, что результаты прохождения проектной документацией государственной экспертизы и проверки достоверности определения сметной стоимости не зависят от проектной организации, коей является ПАО "Сахапроект", следовательно участник закупки ПАО "Сахапроект" не должен покрывать из своих денежных средств риски прохождения проектной документацией проверочных мероприятий.
Подчеркивает, что при этом стоимость услуг государственной экспертизы может быть включена в начальную (максимальную) цену контракта, однако обеспечение исполнения контракта должно быть рассчитано из той суммы, которая покрывает непосредственно услуги исполнителя.
Просит приостановить осуществление закупки, выдать заказчику предписание о внесении изменений в конкурсную документацию, провести внеплановую проверку закупки.
Представитель уполномоченного органа с жалобой не согласилась и пояснила следующее:
Согласно пункту 5.2 Порядка взаимодействия Уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 27.12.2013 N 2425, заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки к документации о закупке и проект государственного контракта (договора), а также обосновывает и утверждает начальную (максимальную) цену контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком.
Предметом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ с прохождением государственной экспертизы по объекту.
Соответственно при формировании НМЦК включена, в том числе и сумма по прохождению государственной экспертизы по объекту.
Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, то есть потребностью заказчика при формировании описания объекта закупки является также и прохождение государственной экспертизы.
Также указывает на то, что в нарушение пункта 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба заявителя не содержит указания на нарушенные заказчиком/ уполномоченным органом нормы Закона о контрактной системе, а также на нарушенные права и законные интересы заявителя.
Просит признать жалобу ПАО "Сахапроект" необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Представитель заказчика с жалобой ПАО "Сахапроект" не согласился, поддержал позицию уполномоченного органа, а также пояснил следующее:
На основании части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной систем, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьдесят миллионов рублей, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение проектно-изыскательских работ с прохождением государственной экспертизы по объекту: "Школа на 90 учащихся в с. Кыйы Таттинского улуса" составляет 4 099 371,19 руб.
Потребностью заказчика при проведении данной закупки является получение готовой к использованию проектной документации.
Согласно извещению об осуществлении закупки обеспечение исполнения контракта установлено в размере 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 409 937,12 руб.
Следовательно действия заказчика по установлению размера обеспечения исполнения контракта являются правомерными и не нарушают положений Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
08 апреля 2016 года уполномоченным органом на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещены извещение N 0116200007916002130 о проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ с прохождением государственной экспертизы по объекту: "Школа на 90 учащихся в с. Кыйы Таттинского улуса", а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 099 371,19 руб.
На момент рассмотрения жалобы срок, установленный для вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (29.04.2016 г.), не наступил.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ПАО "Сахапроект" необоснованной по следующим основаниям.
Заявитель указывает на то, что заказчиком произведен некорректный расчет размера обеспечения контракта - сумма такого обеспечения рассчитана с учетом стоимости прохождения проектной документацией государственной экспертизы, тогда как результаты прохождения государственной экспертизы не зависят от проектной организации.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Следовательно Законом о контрактной системе установлено императивное требование об установлении заказчиком обеспечения исполнения контракта в определенном размере, рассчитанном от начальной (максимальной) цены контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 099 371,19 руб.
В целях осуществления закупки на выполнение проектно-изыскательских работ с прохождением государственной экспертизы по объекту: "Школа на 90 учащихся в с. Кыйы Таттинского улуса" (извещение N 0116200007916002130) заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 409 937,12 руб.
Из содержания части 2 конкурсной документации "Описание объекта закупки" следует, что предметом закупки на выполнение проектно-изыскательских работ с прохождением государственной экспертизы по объекту: "Школа на 90 учащихся в с. Кыйы Таттинского улуса" является:
- создание эскизной документации (стоимость без НДС 38 970,00 руб.);
- проведение инженерных изысканий (стоимость без НДС 1 044 140,26 руб.);
- подготовка проектной документации (стоимость без НДС 1 909 529,72 руб.);
- проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (стоимость без НДС 418 376,76 руб.);
- проведение государственной экспертизы на достоверность определения сметной стоимости (стоимость без НДС 63 026,36 руб.).
При этом представитель заказчика пояснил, что при проведении данной закупки потребностью заказчика является получение готовой к использованию проектной документации.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что по результат осуществления закупки предполагает заключение заказчиком контракта на условиях максимально отвечающих его потребностям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации 3.4. проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 названного Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Из положений конкурсной документации следует, что закупка проводится в целях получения готовой к использованию проектной документации на строительство нового объекта - школы на 90 учащихся в с. Кыйы Таттинского улуса.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти. При этом к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается, в том числе, положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство объекта, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации невозможно без проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы.
При этом государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий представляют собой по сути проверку уполномоченным государственным органом результатов работы исполнителя на соответствие установленным законом требованиям.
Следовательно заказчик, потребность которого заключается в приобретении готовой к использованию проектной документации, правомерно включил в предмет закупки работы по созданию эскизной документации, проведению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также услуги по проведению государственной экспертизы на достоверность определения сметной стоимости, поскольку указанные работы и услуги являются технологически обусловленными, неразрывно связанными и в совокупности направлены на получение единого результата - готовой к использованию проектной документации.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к выводу о том, что действия заказчика по установлению размера обеспечения контракта исходя из стоимости всех работ/услуг, включенных в предмет контракта, в том числе услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также услуг по проведению государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости, поскольку указанные услуги являются неразрывно связанными с другими работами, включенными в контракта, являются правомерными и не противоречат положениям законодательства о контрактной системе. Жалоба ООО "Сахапроект" признается необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок считает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Следовательно, проверка обоснованности расчета начальной (максимальной) цены контракта не входит в полномочия антимонопольного органа. Вместе с тем заявитель вправе направить обращение о проведении проверки обоснованности начальной (максимальной) цены контракта в орган государственного финансового контроля.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу публичного акционерного общества "Сахапроект" на действия заказчика государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" при проведении открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ с прохождением государственной экспертизы по объекту: "Школа на 90 учащихся в с. Кыйы Таттинского улуса" (извещение N 0116200007916002130) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т. А. Нанова
М.Н. Мохначевская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 апреля 2016 г. N 06-308/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2016