Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 ноября 2016 г. N 06-912/16n
изготовлено в полном объеме 17 ноября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Петуховой М.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Система" (далее также - ООО "Система", заявитель): уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя;
от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок" (далее по тексту решения - ГКУ РС(Я) "ЦККЛиОЗ", заказчик): Мухоплева В.Г. (директор), Маркова В.Г., Колодезникова М.С., (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту решения - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Система" на действия заказчика ГКУ РС(Я) "ЦККЛиОЗ" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов ОНЛС (доп.) (изв. N 0116200007916008887), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
07 ноября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Система" на действия заказчика ГКУ РС(Я) "ЦККЛиОЗ" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов ОНЛС (доп.) (изв. N 0116200007916008887).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 14 ноября 2016 года в 16 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ООО "Система" были оглашены в полном объеме.
Как следует из текста жалобы заявителем обжалуется содержание ответа на запрос разъяснений положений аукционной документации , данного заказчиком 27 октября 2016 г.
26 октября 2016 года участником закупки в адрес заказчика был направлен запрос следующего содержания: "1. Просим уточнить, нужно ли, чтобы в инструкции по применению было указание на ревматоидный артрит? 2. Допустимо ли предложить к поставке препарат со сроком годности до 01.12.2017 г.? Письмо от производителя прилагается.".
27 октября 2016 года заказчиком на указанный запрос разъяснений положений аукционной докцментации был дан ответ следующего содержания: "1. В инструкции по применению лекарственного препарата Ритуксимаб необходимо, чтобы было указание на ревматоидный артрит. 2. В связи с отсутствием товарного запаса на территории Республики Саха (Якутия) допустить предложение участника к поставке препаратов со сроком годности до 01.12.2017 года.".
По мнению ООО "Система" ответ заказчика относительно необходимости применения лекарственного препарата Ритуксимаб при заболевании ревматоидным артритом изменяет суть аукционной документации.
Указывают, что единственным лекарственным препаратом с международным непатентованным наименованием (далее по тексту решения - МНН) Ритуксимаб, в инструкции по применению которого указано применение при ревматоидном артрите является лекарственный препарат с торговым наименованием Мабтера.
Считает, что таким образом, действия заказчика по указанию в ответе на запрос разъяснений положений документации об электронном аукционе необходимости применения закупаемого лекарственного препарата с МНН Ритуксимаб при ревматоидном артрите приравниваются к указанию на конкретное торговое наименование закупаемого лекарственного препарата.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представителя заказчика с жалобой не согласились и пояснили следующее.
Представленные заказчиком 27 октября 2016 года разъяснений положений аукционной документации не содержали указания на конкретное торговое наименование лекарственного препарата с МНН Ритуксимаб, не изменили суть документации об электронном аукционе, а носили уточняющий характер.
Представитель заказчика Маркова В.Г. (заведующая ревматологическим отделением ГБУ РС(Я) "Якутская городская клиническая больница") пояснила, что аутоиммунные заболевания включают более 80-ти нозологических форм, относятся к числу наиболее распространенных и тяжелых болезней человека, частота аутоиммунных заболеваний в популяции достигает 8%.
При этом аутоиммунитет составляет основу широкого спектра ревматических болезней, включая ревматоидный артрит, системную красную волчанку, системную склеродермию, системные васкулиты и др.
Ревматоидный артрит является системным заболеванием соединительной ткани с преимущественным поражением мелких суставов по типу эрозивно-деструктивного полиартрита неясной этиологии со сложным аутоиммунным патогенезом.
На базе кабинета терапии генно-инженерными биологическими препаратами при ревматологическом отделении ГБУ РС(Я) "ЯГКБ" лечение препаратом Ритуксимаб получает 120 больных, в том числе:
- 90 больных ревматоидным артритом;
- 14 больных системной красной волчанкой;
- 10 больных системной склеродермией;
- 3 больных полимиозитом/дерматомиозитом;
- 2 больных гранулематозом Вегенера.
Указывает, что таким образом, учитывая большое количество пациентов с диагнозом ревматоидный артрит, исходя из потребностей медицинских организаций, направленных на обеспечения потребностей граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи по нозологии ревматоидный артрит, заказчику необходим лекарственный препарат с МНН Ритуксимаб, в медицинской инструкции которого будет указана возможность применения при ревматоидном артрите.
Представители заказчика подчеркивают, что заказчик обладает правом по включению в документацию о закупке таких требований к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения функций, возложенных на заказчика по роду его деятельности, таким образом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к предмету закупки.
Также представителями заявителя в материалы дела представлена копия заявки на лекарственные средства, медицинские изделия по ФП ОНЛС на 2016 год, утвержденной министром здравоохранения Республики Саха (Якутия) А.В. Гороховым, на основании которой заказчиком определяется потребность в закупке лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также копия письма исх. N 06/25-71 от 26.10.2016 г., направленного Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия) из которого следует, что препарат Ритуксимаб приобретается для пациентов с ревматоидным артритом, системной красной волчанкой, системной склеродермией, полиомиозитом/дерматомиозитом, болезнью Шегрена и т.д.
Просят признать жалобу необоснованной, а требования, содержащиеся в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Представитель уполномоченного органа поддержала позицию представителей заказчика, а также пояснила, что предметом закупки является не производство, а поставка лекарственного препарата, таким образом, в закупке может принять любое лицо, способное поставить требуемый лекарственный препарат. Ответ на запрос разъяснений положений аукционной документации не изменяет суть такой документации, предмет закупки остался прежним, а следовательно действия заказчика не нарушают положений Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
26 октября 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" опубликовано извещение N 0116200007916008887 о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов ОНЛС (доп.), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 743 736,63 рублей.
10 ноября 2016 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916008887-1.
Согласно указанному протоколу, на участие в электронном аукционе поступило 4 (четыре) заявки с порядковыми номерами 3, 5, 6 и 7. Аукционная комиссия приняла решение допустить к участию в аукционе участника с порядковым номером 5 и отказать в допуске остальным участникам закупки по следующему основанию: "Не допустить участника осуществления закупок на основании п. 2 ч. 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в связи с несоответствием требованиям, установленным документации ЭА. Предлагаемый участником осуществления закупок товар не соответствует части 2 "Описание объекта закупки" документации об ЭА (в инструкции по применению лекарственного препарата Ритуксимаб необходимо, чтобы было указание на ревматоидный артрит)".
Электронный аукцион был признан несостоявшимся.
17 ноября 2016 года состоялось рассмотрение второй части заявки единственного участника закупки, допущенного по итогам рассмотрения первых частей заявок, о чем составлен протокол N 0116200007916008887-3.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия, рассмотрев вторую часть заявки единственного участника электронного аукциона на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, приняла решение признать указанную заявку соответствующей таким требованиям.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Система" необоснованной на основании следующего:
Заявитель указывает на то, что ответ на разъяснения положений аукционной документации 27 октября 2016 года изменил суть аукционной документации и ограничил количество участников закупки, поскольку с учетом указанного ответа, требованиям, установленным заказчиком соответствует единственный лекарственный препарат - препарат с торговым наименованием Мабтера.
Согласно части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Лекарственная форма, состав, форма выпуска |
Упаковка лекарственного препарата, количество доз в упаковке, комплектность упаковки |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Ритуксимаб |
концентрат для приготовления раствора для инфузий 10 мг/мл (в РУ - 500 мг/50 мл) |
50 мл - флаконы - пачки картонные |
уп |
23 |
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частями 3 и 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
По общим правилам, суть является самым важным, существенным и основополагающим в чем-либо.
Исходя из изложенного определения сутью аукционной документации является предмет закупки.
Изучив ответ, данный 27 октября 2016 года на запрос разъяснений положений аукционной документации, поступивший от участника закупки 26 октября 2016 года, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что предмет закупки остался прежним - лекарственный препарат с МНН Ритуксимаб, а в разъяснении дано уточнение относительно того, что закупаемый препарат должен использоваться при лечении заболевания ревматоидный артрит, при этом данное разъяснение не изменило суть аукционной документации
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, при этом, исходя из смысла части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, а также учитывая, что разъяснения положений аукционной документации носят уточняющий характер и предоставляются заказчиком до окончания срока подачи заявок на участие в закупке, участникам закупки при формировании предложения о поставляемом товаре, надлежит руководствоваться, в том числе, разъяснениями положений аукционной документации.
Из пояснений заказчика следует, что препарат Ритуксимаб закупается для лечения больных аутоиммунными заболеваниями, в том числе ревматоидным артритом, при этом доля больных ревматоидным артритом в общем объеме больных аутоиммунными заболеваниями составляет 75%.
Учитывая вышеизложенное, а также положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, согласно которым указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к заключению о том, что установленные заказчиком требования к поставляемому товару, обусловлены потребностями пациентов, получающих лечение, и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика, целям результативности. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Кроме того, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, установленные заказчиком требования к поставляемому товару, не влекут за собой ограничение участников закупки в рамках Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к выводу о том, что в действиях заказчика ГКУ РС(Я) "ЦККЛиОЗ" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов ОНЛС (доп.) (изв. N 0116200007916008887) отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе. Жалоба ООО "Система" признается необоснованной.
По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов ОНЛС (доп.) (изв. N 0116200007916008887) нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Система" на действия заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр контроля качества лекарств и организации государственных закупок" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов ОНЛС (доп.) (изв. N 0116200007916008887) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии М.Н. Мохначевская
Члены комиссии: М.Н. Петухова
В. А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 14 ноября 2016 г. N 06-912/16n
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2016