Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 ноября 2016 г. N ГЗ-908/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
В присутствии представителей:
Заказчик: Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства"
- Бородин Константин Евгеньевич (доверенности);
- Фаррахов Ильназ Раилевич (доверенность).
Заявитель: ГУП "УРАЛДОРТРАНС"
- Титова В.В. (доверенность).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступили жалобы (вх.15852) 03.11.2016 от ГУП "УРАЛДОРТРАНС" (далее - заявитель) на действия членов комиссии заказчика, в лице ФКУ "Управление автомобильной магистрали Самара - Уфа - Челябинск Федерального дорожного агентства" (далее - заказчик) при определении поставщика путем проведения открытого конкурса N 0301100012716000133 "Проектные и изыскательские работы на капитальный ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по объектам: "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург км 178+000- км 181+293, Республика Башкортостан", "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург км 181+293-км 191+000, Республика Башкортостан", "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург км 223+000-км 228+000, Республика Башкортостан", "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург км 275+000-км 280+941, Республика Башкортостан"".
По мнению заявителя, комиссией заказчика нарушен Федеральный закон от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчиком была представлена информация по открытому конкурсу N 0301100012716000133.
В ходе заседания Комиссии УФАС России по РБ был объявлен перерыв до 15:00 11.11.2016г. в связи с необходимости дачи дополнительных пояснений от Заказчика.
После перерыва до заседания Комиссии в адрес Управления ФАС России по РБ 10.11.2016 (вх.16242) поступило письмо из Управления ФСБ России по РБ исх. N 4/12-2420 в котором указано, что согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе 0301100012716000133 27.10.2016 ООО "Центрпроект" признано победителем закупки. Вместе с тем, по имеющимся в Управлении данным, ООО "Центрпроект" представило недостоверные сведения к конкурсной заявке, в части касающейся опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема в виде разработки в 2015 году рабочих документаций по заказу ООО "Строительное предприятие Стройпроект".
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
30.09.2016 г. Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок опубликована закупка по электронному аукциону N 0301100012716000133. Начальная (максимальная) цена контракта 28 182 150,00 рублей.
Согласно доводам жалобы заявителя комиссией Заказчика нарушен порядок оценки заявок представленных участниками закупки, установленный в документации об открытом конкурсе.
По окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подано 7 заявок, из них соответствовали требованиям все 7 шт. заявок.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок участнику закупки ГУП ППЦ "Уралдортранс" РБ присвоен 5 порядковый номер, оценка заявки составила - 83.15.
Непосредственно по обжалуемо части, а именно "квалификация участников закупки" оценка заявка по критерию составила - 4.
В соответствии с пп.15.5.2 конкурсной документации, в отношении критерия "квалификация участника закупки" установлен порядок расчета баллов, а именно:
15.5.2. Оценка заявок по критерию "Квалификация участников закупки": Коэффициент значимости критерия: 0,2
15.5.3. В отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" устанавливается показатель: опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года (величина значимости показателя 100%). Шкала оценки показателя "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года":
Показатель |
Количество баллов |
|
Сведения о наличии у участника опыта успешного выполнения работ сопоставимого характера и объема |
При отсутствии информации по данному показателю, или при отсутствии подтверждающих сведения документов заверенных подписью и печатью участника открытого конкурса |
0 баллов |
1) От 1 до 4 контрактов включительно |
20 баллов |
|
2) От 4 до 6 контрактов включительно |
50 баллов |
|
3) От 7 контрактов и более |
100 баллов |
Согласно заявке подателя жалобы представлено 3 контракта в подтверждение опыта согласно формуле расчет производится следующим образом 3 контракта = 20 баллов согласно указанной выше таблице, и умножается на 0,2 = 4.
В соответствии с ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Таким образом, доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения, жалоба заявителя является необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия Башкортостанского УФАС России проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, а также на основании письма поступившей из Управления ФСБ России по РБ от 10.11.2016г. содержащее информацию о нарушениях в действиях комиссии Заказчика, заказчика установила следующее.
В соответствии с пп.15.5.2., в том числе указано следующее, участник размещения заказа подтверждает сведения по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за последние три года" представленными в составе заявки копиями успешно выполненных контрактов (договоров) на проектные и изыскательские работы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт на автомобильных дорогах общего пользования, заключенных за последние три года с данным участником и копиями оформленных актов выполненных работ, при этом стоимость каждого из контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу.
В случае отсутствия в составе заявки участника вышеуказанных копий документов, представленная информация при определении показателя не учитывается. Стоимость, указанная участником в сведениях о квалификации и стоимость в копиях оформленных актов выполненных работ, должны быть идентичными.
Согласно п. 4.5 Раздела 4 ГОСТ 33100-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог" (далее - ГОСТ) стадийность проектирования определяется заказчиком и устанавливается в договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и конкретизируется в задании на проектирование, приведенном в приложении А.
Согласно п.4.6 ГОСТ, разработку проектов на новое строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования и платных, а также искусственных сооружений на них рекомендуется осуществлять для сложных объектов в три стадии.
Для объектов, строящихся по проектной документации массового применения, а также технически несложных объектов и объектов капитального ремонта следует предусматривать проектирование с разработкой рабочей документации в одну стадию.
То есть, согласно вышеуказанной норме ГОСТ проектирование подразделяется на три стадии: изыскания, проект и разработка рабочей документации.
Согласно требованиям документации заказчиком установлены требования к опыту работу только на проектные и изыскательские работы, опыт работы по разработке рабочей документации не предусмотрен согласно указанному выше пункту документации.
Исходя из анализа заявки участника закупки ставшего победителем ООО "ЦЕНТРПРОЕКТ", Комиссия УФАС России по РБ установила, что указанной организацией в подтверждения "Квалификация участников закупки" представлены 8 контрактов (договоров) предметом всех указанных контрактов являлась разработка рабочей документации.
Вместе с тем, представление опыта в части успешного выполнения контракта по разработке рабочей документации, во-первых, не предусмотрено документацией о проведении открытого конкурса, во-вторых, не является подтверждением опыта успешного выполнения контрактов (договоров) проектно изыскательских работ.
Согласно ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Кроме того, Комиссия УФАС России по РБ обращает внимание Заказчика на то, что согласно письму Управления ФСБ России по РБ исх. N 4/12-2420 от 10.11.2016 информация, содержащаяся в документах, которые были представленные победителем торгов, в части подтверждения опыта выполнения работ, а именно договор о разработке в 2015 году рабочей документации по заказу ООО Строительное предприятие Стройпроект, являются недостоверными.
Таким образом, Комиссией УФАС России по РБ установлено, что комиссия заказчика осуществила оценку заявки ООО "ЦЕНТРПРОЕКТ" не на основании критериев установленных в документации, следовательно, в действиях комиссии заказчика установлено нарушение ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно, Изучив представленные Заказчиком документы и информацию Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок установила следующее.
Согласно п.17 "Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению" конкурсной документации заказчиком установлено следующее "участник открытого конкурса представляет документ, подтверждающий внесение денежных средств, в качестве обеспечения исполнения контракта (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения)".
Согласно информации опубликованной в ЕИС извещение о проведении данной закупки размещено 30.09.2016 г.
Вместе с тем, 29.12.2015 года в Закон о контрактной системе 44-ФЗ были внесены изменения Федеральным законом о внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N390-ФЗ (далее - Закон о внесении изменений N390).
А именно согласно п.5 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе изложен в иной редакции, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования указанных выше норм, так как документация содержит "размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению" не предусмотренные указанной нормой статьи.
В соответствии с конкурсной документацией Заказчиком установлено требование в соответствии с п. 12.1. Конкурсной документации к участнику закупки устанавливаются следующие обязательные требования:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ являющихся объектом закупки:
1.1.) наличие у участника закупки свидетельства о допуске к видам работ по предмету конкурса, выданного саморегулируемой организацией, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, в соответствии с Перечнем видов работ утвержденным Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 года N 624, а именно:
I. Виды работ по инженерным изысканиям;
1. Работы в составе инженерно-геодезических изысканий;
1.1. Создание опорных геодезических сетей;
1.2. Геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами;
1.3. Создание и обновление инженерно-топографических планов в масштабах 1:200 - 1:5000, в том числе в цифровой форме, съемка подземных коммуникаций и сооружений;
1.4. Трассирование линейных объектов;
1.5. Инженерно-гидрографические работы;
1.6. Специальные геодезические и топографические работы при строительстве и реконструкции зданий и сооружений.
2. Работы в составе инженерно-геологических изысканий;
2.1. Инженерно-геологическая съемка в масштабах 1:500 - 1:25000;
2.2. Проходка горных выработок с их опробованием, лабораторные исследования физико-механических свойств грунтов и химических свойств проб подземных вод;
2.3. Изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории;
2.4. Гидрогеологические исследования
2.5. Инженерно-геофизические исследования;
2.7. Сейсмологические и сейсмотектонические исследования территории, сейсмическое микрорайонирование.
3. Работы в составе инженерно-гидрометеорологических изысканий;
3.1. Метеорологические наблюдения и изучение гидрологического режима водных объектов;
3.2. Изучение опасных гидрометеорологических процессов и явлений с расчетами их характеристик;
3.3. Изучение русловых процессов водных объектов, деформаций и переработки берегов;
3.4. Исследования ледового режима водных объектов.
4. Работы в составе инженерно-экологических изысканий;
4.1. Инженерно-экологическая съемка территории;
4.2. Исследования химического загрязнения почвогрунтов, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, источников загрязнения;
4.3. Лабораторные химико-аналитические и газохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды;
4.4. Исследования и оценка физических воздействий и радиационной обстановки на территории;
5. Работы в составе инженерно-геотехнических изысканий;
(Выполняются в составе инженерно-геологических изысканий или отдельно на изученной в инженерно-геологическом отношении территории под отдельные здания и сооружения);
5.1. Проходка горных выработок с их опробованием и лабораторные исследования механических свойств грунтов с определением характеристик для конкретных схем расчета оснований фундаментов;
5.2. Полевые испытания грунтов с определением их стандартных прочностных и деформационных характеристик (штамповые, сдвиговые, прессиометрические, срезные). Испытания эталонных и натурных свай;
5.3. Определение стандартных механических характеристик грунтов методами статического, динамического и бурового зондирования;
5.4. Физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой;
5.5. Специальные исследования характеристик грунтов по отдельным программам для нестандартных, в том числе нелинейных методов расчета оснований фундаментов и конструкций зданий и сооружений;
5.6. Геотехнический контроль строительства зданий, сооружений и прилегающих территорий.
6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений.
II. Виды работ по подготовке проектной документации
1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка
1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта
1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения
2. Работы по подготовке архитектурных решений.
3. Работы по подготовке конструктивных решений.
5. Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
5.1. Работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений
5.2. Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений
5.3. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения до 35 кВ включительно и их сооружений
5.4. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения не более 110 кВ включительно и их сооружений
5.5. Работы по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения 110 кВ и более и их сооружений
5.6. Работы по подготовке проектов наружных сетей слаботочных систем
5.7. Работы по подготовке проектов наружных сетей газоснабжения и их сооружений
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.4. Работы по подготовке технологических решений объектов транспортного назначения и их комплексов
6.5. Работы по подготовке технологических решений гидротехнических сооружений и их комплексов
6.8. Работы по подготовке технологических решений объектов нефтегазового назначения и их комплексов
7. Работы по разработке специальных разделов проектной документации:
7.1. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне
7.2. Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности
11. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению доступа маломобильных групп населения
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, установлено что, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
В соответствии с ч.4 ст.48 ГрК РФ, виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.5 ст.48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.
В силу ч.5.1 ст.48 ГрК РФ, в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Исходя из ч.5.2 ст.48 ГрК РФ договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Перечень установленный в ч.4 ст.48 ГрК РФ, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Согласно аукционной документации предусмотрены работы, которые входят в Перечень в соответствии с Постановлением N624.
В соответствии с проектом контракта, а именно п.6.4.6 исполнитель при исполнении настоящего Контракта обязан привлечь субподрядные организации.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 5, 5.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц. В случае выполнения таким лицом указанных работ лично данное лицо должно обладать при выполнении таких соответствующим свидетельством о допуске к отдельным видам работ.
Таким образом, Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что требование документации о наличии всех допусков, по видам работ предусмотренных документацией с учетом того что проектом контракта предусмотрено право привлечения исполнителем субподрядных организаций ограничивает количество участников закупки.
Следовательно, и на основании всего вышеизложенного в действиях заказчика присутствуют нарушения ч.6 ст.31 и п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, уведомление о блокировании процедуры закупки в части заключения контракта было направлено 08.11.2016г. в ходе заседания Комиссии Башкортостанского УФАС России контракт в рамках данной закупки заключен Заказчиком 08.11.2016г. в 17:35 как пояснил представитель Заказчика до получения уведомления о блокировании процедуры.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ГУП ППЦ "Уралдортранс" РБ на действия комиссии заказчика, при определении поставщика путем проведения открытого конкурса N 0301100012716000133 - необоснованной.
2. В действиях комиссии заказчика, установлено нарушение ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе.
3. В действиях Заказчика, установлено нарушение п.4 ч.1 ст.50, ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
4. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку в рамках указанной закупки заключен государственный контракт.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 ноября 2016 г. N ГЗ-908/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2016