Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 25 апреля 2016 г. N 05-05-06/78-16
Резолютивная часть решения объявлена 21.04.2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.04.2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии Хаджиев Ф.А. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Оюн С.С. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии:
от аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва":
- "_.", секретарь комиссии,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей заказчика - МБОУ СОШ им. Н.С. Конгара с. Бай-Тал муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" и подателя жалобы - ООО "Активы",
рассмотрев жалобу (вх. N 1453 от 14.04.2016 года) ООО "Активы" ("_.") на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона N 0312300056916000002 на поставку каменного угля с учетом транспортировки и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ООО "Активы" аукционной комиссией неправомерно приняты решения о соответствии вторых частей заявок участников закупки требованиям, установленным аукционной документацией, так как в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300056916000002 установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Представитель аукционной комиссии не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок действовала в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в свою очередь, при проведении электронного аукциона N 0312300056916000002 дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не устанавливались.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лица, участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312300056916000002 на поставку каменного угля с учетом транспортировки, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 17.03.2016 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300056916000002 на поставку каменного угля с учетом транспортировки, начальная (максимальная) цена контракта - 1 872 673 рублей.
Документация электронного аукциона на поставку каменного угля с учетом транспортировки утверждена директором МБОУ СОШ им. Н.С. Конгара с. Бай-Тал муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва".
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0312300056916000002 от 28.03.2016 года на момент окончания срока подачи заявок поступило 7 заявок, которые аукционной комиссией допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протокола проведения электронного аукциона N 0312300056916000002 от 31.03.2016 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 6 в размере 1 381 437,95 рублей, участником закупки N 3 - 1 391 222,17 рублей, участником закупки N 4 - 1 557 553,91 рублей, участником закупки N 1 - 1 870 648,95 рублей, участниками закупки N 2, N 5 и N 7 ценовые предложения не представлены.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона N 0312300056916000002 от 04.04.2016 года заявки участников закупки N 6, N 3, N 4 и N 1 аукционной комиссией признаны соответствующими требованиям, установленным аукционной документацией.
Согласно информации, представленной оператором электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 1478 от 18.04.2016 года), ООО "Активы" является участником электронном аукционе N 0312300056916000002 под регистрационным номером N 2.
Таким образом, ООО "Активы" в силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В результате изучения извещения о проведении электронного аукциона N 0312300056916000002 и аукционной документации Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0312300056916000002 не установлены.
Кроме того, в пункте 21 Информационной карты аукционной документации указано, что предоставление участниками закупки в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих соответствие такого участника требованиям, установленным части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не оговорено.
Таким образом и с учетом того, что при проведении электронного аукциона N 0312300056916000002 дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлены, предоставление участниками закупки в составе вторых частей заявок документов, подтверждающих соответствие такого участника требованиям, установленным части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, не требуется. Следовательно, довод ООО "Активы" о неправомерном принятии аукционной комиссией решения о соответствии вторых частей заявок участников закупки требованиям, установленным аукционной документацией, не нашел своего подтверждения.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Функциональные, технические и качественные характеристики каменного угля установлены в части 3 аукционной документации с указанием максимальных значений показателей каменного угля.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В результате изучения первых частей заявок Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что первая часть заявки участника закупки N 1 не содержит конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным аукционной документацией, и наименование страны происхождения товара.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Таким образом, аукционной комиссией уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе неправомерно принято решение о допуске к участию в электронном аукционе N 0312300056916000002 заявки участника закупки N 1.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Порядок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации установлен в пункте 24 Информационной карты аукционной документации. При этом, аукционная документация не содержит конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации.
Таким образом, уполномоченным органом - Администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в аукционной документации не установлены конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации.
Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тывинского УФАС России при решении вопроса о выдаче (не выдаче) предписание об устранении допущенных уполномоченным органом - Администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушений части 4 статьи 67, пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14 в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона.
При этом, в соответствии с частью 15 статьи 70 Закона о контрактной системе в случае если участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании изложенного следует, что Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность заключения контракта с участниками электронного аукциона, занявшими третье и последующие места, ранжированными в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе, и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе.
Согласно протокола проведения электронного аукциона N 0312300056916000002 от 31.03.2016 года участник закупки N 1 занял четвертое место с ценовым предложением 1 870 648,95 рублей.
Таким образом, в силу требований Закона о контрактной системе контракт по результатам электронного аукциона N 0312300056916000002 не может быть заключен с участниками закупки, занявшими третье и последующие места, ранжированными в соответствии протоколом проведения электронного аукциона N 0312300056916000002 от 31.03.2016 года, в том числе с участником закупки N 1.
Также, не указание в аукционной документации конкретных дат начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации не может влиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что установленное в действиях уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушения части 4 статьи 67, пункта 11 части 1 статьи 64, не повлияет (не может повлиять) на результаты электронного аукциона N 0312300056916000002.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Активы" необоснованной.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях:
2.1. аукционной комиссии уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушение части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного допуска к участию в электронном аукционе N 0312300056916000002 заявки участника закупки N 1;
2.2. уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в аукционной документации конкретных дат начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений аукционной документации.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли и не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание уполномоченному органу - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" не выдавать.
4. Передать материалы дела N 05-05-06/78-16 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных производствах в отношении виновного лица.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
С.С. Оюн
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 25 апреля 2016 г. N 05-05-06/78-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016