Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 марта 2016 г. N 304
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Лишутина А.В. на действия уполномоченного органа - Администрации города Ачинска (далее - уполномоченный орган) и муниципального заказчика - Управления образования Администрации города Ачинска (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка материальных запасов (хозяйственные товары)" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 18.03.2016 поступила жалоба ИП Лишутина А.В. (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного органа, заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119300000116000077.
Существо жалобы: документация об электронном аукционе составлена с нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, уполномоченного органа, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Фиськов Александр Николаевич (доверенность от 24.03.2016, паспорт).
- представитель заказчика Жукова Юлия Викторовна (доверенность от 23.03.2016, паспорт).
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу податель жалобы, уполномоченный орган не обеспечили. Податель жалобы представил ходатайство о проведении заседания Комиссии в отсутствие своего представителя (вх. N 4557 от 24.03.2016).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации заказчиком было допущено нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно: в техническом задании установлены требования к конкретному составу моющих средств (позиции 2, 3, 6, 7, 19 Технического задания), которые приводят к ограничению количества участников закупки, так как под такие требования подходят только конкретный производитель и конкретная марка.
На вышеуказанный довод подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме возражения, в которых представитель заказчика отметил, что жалоба является необоснованной, в аукционной документации не устанавливаются конкретные значения к составу синтетического моющего средства, требования к синтетическому моющему средству обусловлены его экологической безопасностью и не противоречат требованиям закона. Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Законом о контрактной системе не установлен запрет на включение в документацию о закупке требований к физико-химическим показателям товара. Требования к химическому составу относят синтетическое моющее средство не к конкретному производителю и марке товара.
В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, а также отметил, что в техническом задании в графе "Характеристика товара" допущена опечатка: вместо слов "не более 30 %" указано "менее 30 %".
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку материальных запасов (хозяйственные товары).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Часть 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещает ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставкой, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Из пункта 1.2 раздела 1 "Общие положения" аукционной документации следует, что Наименование и описание объекта закупки и требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки указаны в Информационной карте и (или) Техническом задании документации об электронном аукционе.
В соответствии с разделом 2 "Информационная карта" аукционной документации поставка товаров должна осуществляться в соответствии с "Техническим заданием" (Раздел 3 документации об электронном аукционе).
Требования к поставляемым товарам по позициям, указанным в жалобе, изложены заказчиком в разделе 3 "Техническое задание" аукционной документации следующим образом:
Наименование товара |
Характеристика товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Мыло туалетное |
Масса нетто: не менее 150 г. По внешнему виду мыло плотное, однородное. Состав: натриевые соли жирных кислот пищевых жиров, пальмового и кокосового масел, вода, парфюмерная композиция, хлорид натрия, антал П-2, диоксид титана. На поверхности нет полос, трещин, пятен, выпотов, неровных срезов куска. Штамп завода четкий. Упаковано в индивидуальную упаковку. На транспортной таре нанесён манипуляционный знак- "Боится сырости". Безопасность продукции подтверждена СЭЗ и Паспортом безопасности. |
шт. |
48 |
Стиральный порошок |
Синтетическое моющее средство для использования в стиральных машинах любого типа, для белого и цветного белья из хлопчатобумажных и льняных тканей, а также для изделий из смешанных волокон. Без фосфатный, гипоаллергенный и экологически безопасный гранулированный порошок. Состав: натуральные ПАВ в виде мыльной основы на основе кокосового и пальмового молока - не менее 30%, кислая соль угольной кислоты и натрия, цеолиты, энзимы, оптические отбеливатели. Упаковка: пэт-мешок весом не менее 0,450 кг Безопасность продукции должна быть подтверждена СЭЗ и Паспортом безопасности. Соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормам. |
пачка |
122 |
Чистящие средство для посуды |
Масса нетто: не менее 400 г. Должно быть упаковано в индивидуальную упаковку. Должно быть предназначено для эффективного удаления стойких загрязнений, чистки кухонной посуды (кастрюль, сковородок), чистки и дезинфекции ванн, унитазов. Должно иметь антибактериальное действие. Средство должно представлять собой смесь поверхностно- активных веществ, мягкого абразивного материала и отдушки. Сочетание ПАВ в составе позволяет максимально расщепить и удалить жировые загрязнения, карбоксиметицелпюлоза предохранит поверхность от повторного оседания загрязнённых частиц, а мягкий абразивный наполнитель позволит очистить поверхность без механических повреждений. Средство должно быть очень экономично и удобно в использовании. При высыхании должно сохранять свои свойства. Состав: поверхностно- активные вещества, мягкий абразивный материал, отдушки, ПАВ, карбоксиметицелпюлоза, мягкий абразивный наполнитель. Срок годности не ограничен. Безопасность продукции должна быть подтверждена СЭЗ и Паспортом безопасности. Соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормам. |
шт. |
66 |
Белизна |
Масса нетто: не менее 1 000 г. Должно быть упаковано в индивидуальную упаковку. Должно быть предназначено для целей гигиены: Гиперпятновыводитель нового поколения, сочетающий энергию кислорода, энзимов и активных добавок. Должно отбеливать и дезинфицировать при пониженной температуре, не более 30°. Должно иметь антибактериальное действие. Усиленная формула средства с максимальным содержанием активного кислорода специально разработана для отбеливания без кипячения всех видов тканей, включая шерсть и шёлк, при низких температурах. Должно быть совместимо с любыми моющими средствами, удалять трудновыводимые пятна, дезинфицировать бельё и различные поверхности, обладать дезинфицирующим действием в отношении кишечной палочки, стафилококка и других видов бактерий. Состав: кислородный отбеливатель, активатор ТАЕД, ПАВ, комплексообразователи, полимеры, натриевые соли сульфата, карбоната, силиката, ароматические добавки. Не содержит хлора. Срок годности не ограничен. Безопасность продукции должна быть подтверждена СЭЗ и Паспортом безопасности. Соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормам. |
бутыль |
156 |
Средство для мытья стекол |
Масса нетто: не более 500 мл. Упаковка - прозрачная пластиковая бутылка с курковым распылителем (жидкость и активная пена). Должен быть предназначен для мытья оконных стекол, зеркал, витрин, пластиковых рам, кафеля, фарфора, а так же изделий из нержавеющей стали и хромированных поверхностей, не должен содержать агрессивных веществ, повреждающих пластиковую поверхность. Должен легко распыляться и удаляться с поверхности без разводов. Не содержит метанол и этанол. <5% А-ПАВ, вода, изопропиловый спирт, аммиак, моноэфиры этиленглиголия, отдушка, краситель. Срок годности 2 года. Безопасность продукции должна быть подтверждена СЭЗ и Паспортом безопасности. Соответствует действующим санитарно-гигиеническим нормам. |
шт. |
12 |
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий поставке в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к поставляемым участниками закупок товарам, а именно, к веществам и компонентам, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия заказчика, уполномоченного органа, установивших указанные требования к хозяйственным товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ИП Лишутина А.В. обоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе ИП Лишутина А.В. уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 24 марта 2016 г. N 304
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2016