Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 марта 2016 г. N 322
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела контроля закупок, П.М. Зинкеева, государственного инспектора, рассмотрев жалобу Регионального Общественного Благотворительного Фонда Красноярского края помощи животным "Белка и Стрелка" (далее - податель жалобы) на действия Заказчика - администрации Тасеевского района (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными на территории Тасеевского района" (далее - электронный аукцион) на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба Регионального Общественного Благотворительного Фонда Красноярского края помощи животным "Белка и Стрелка" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель Заказчика Макаренко И.А. (на основании Распоряжения администрации Тасеевского района N74 от 14.05.2016, удостоверения личности);
- представитель Регионального Общественного Благотворительного Фонда Красноярского края помощи животным "Белка и Стрелка" Лубенец И.Е. (доверенность N1 от 17.02.2016)
Жалоба Регионального Общественного Благотворительного Фонда Красноярского края помощи животным "Белка и Стрелка" содержит следующие доводы:
1. "Предметом открытого аукциона определены услуги, совершенно не относящиеся к продукции и услугам сельского хозяйства и охоты (код ОКПД 01.70.10.000) - обращение с безнадзорными животными, а именно отлов, содержание и иное обращение (код ОКПД 75.00.19.000), что является нецелевым использованием краевых средств.
2. В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0319300159716000003, опубликованного на портале, при описании объекта закупки указано: "В соответствии со Статьей 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке".
Такое условие оплаты устанавливается данной статьей в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить.
В то же время в Техническом задании, являющимся Приложением N1 к документации об электронном аукционе, утвержденной постановлением главы Тасеевского района, указывается количество животных, которых надо отловить (не менее 121 голов), провести кастрацию (стерилизацию) безнадзорных домашних животных (не менее 36 голов), провести эвтаназию безнадзорных домашних животных, уничтожение трупов безнадзорных домашних животных (не менее 85 голов). Таким образом извещение и документация содержат противоречивую информацию, что является нарушением закона.
3. Администрация Тасеевского района при выборе способа закупки определила проведение электронного аукциона. В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона N44-ФЗ, включение товаров, работ, услуг в перечень, согласно которому Заказчик обязан проводить электронный аукцион, установленный Правительством Российской Федерации, осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Но в нарушение статьи 33 описание объекта закупки не имеет ни подробного и точного описания объекта закупки ни как условной единицы, ни как конкретную услугу, так как предметом закупки является набор услуг, причем из разных групп ОКПД, имеющих каждая в соответствии с обоснованием начальной (максимальной) цены (Приложение N2 к документации) свою цену; ни количественную и денежную оценку критерия определения победителя, так как согласно Технического задания (приложение N1 к документации) часть услуг должно быть оказано 121 животному, а часть услуг - 36-ти и 85-ти животным, и какие услуги будут оказаны одному конкретному животному неизвестно".
Заказчиком представлены следующие пояснения:
1. "Предметом электронного аукциона определены услуги по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными животными на территории Тасеевского района. Код ОКПД 75.00.19.000, на который ссылается РОБФ КК помощи животным "Белка и Стрелка", относится к оказанию прочих ветеринарных услуг. Согласно Постановлению N284-п от 04.06.2013 года "Об утверждении порядка отлова и содержания безнадзорных животных на территории Красноярского края" (далее Порядок) услуги, оказываемые ветеринарным специалистом в данном случае сводятсятолько к клиническому осмотру животного и эвтаназии в случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 14 Порядка.Все остальные услуги, оказываемые в рамках Порядка, а именно, отлов, транспортировка, учет, содержание и другие, в том числе и эвтаназия, допускаемая случаями, указанными в подпунктах 3 и 4 пункта 14 Порядка, осуществляются сотрудниками организации по отлову безнадзорных животных, не имеющих специального ветеринарногообразования и относить данный вид услуг к ветеринарным не корректно.
Согласно Бюджетному кодексу нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Таким образом, неправильно выбранный, по мнению РОБФ КК помощи животным "Белка и Стрелка", код ОКПД не может являться подтверждением нецелевого использования бюджетных средств.
По пунктам 2 и 3 жалобы.
Вероятно, при формировании извещения об объявлении электронного аукциона произошел сбой в работе сети интернет (в сельской местности интернет работает не стабильно), в результате чего маркер, подтверждающий невозможность определения объема оказанной услуги, был зафиксирован в активном положении и была допущена техническая ошибка в виде отражения данного условия в извещении. Согласно документации о проведении электронного аукциона данное условие не имеет место быть, поскольку, определено минимальное количество безнадзорных животных, которых необходимо отловить (121),также определено количество животных, которые подлежат стерилизации (36) и эвтаназии (85) из общего числа отловленных животных. Все данные были получены в результате анализа фактически предоставленных аналогичных услуг за период 2014-2015 годов. Кроме того, учитывалось естественное увеличения популяции животных за счет размножения в привычной среде обитания, а также с учетом безответственного отношения владельцев животных, которые просто их выбрасывают или вывозят на территорию другого населенного пункта. Начальная (максимальная) цена контракта была определена исходя из стоимости услуг, приведенных в Методике определения общего объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов края на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, утвержденной Законом Красноярского края от 13.06.2013 N4-1402.
РОБФ КК помощи животным "Белка и Стрелка" в абзаце 4 п.3 жалобы указывает на то, что услуги, запрашиваемые в рамках данного электронного аукциона относятся к разным группам ОКПД, тогда как в п.1 утверждают, что данные услуги подлежат классификации по ОКПД 75.00.19.000.
Поскольку код ОКПД для оказания каждого вида услуг, предусмотренного документацией об электронном аукционе, не подлежит более точной детализации, то в извещении о проведении электронного аукциона единица измерения принимается за условную единицу (усл.ед.) и сумма за оказанные услуги ставится общая, а в Техническом задании указывается более детальное описание оказываемых услуг".
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе писание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 статьи 42 закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 указанного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований указанного Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:
1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Объектом закупки является оказание услуг по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными.
Согласно документации о проведении электронного аукциона (раздел 1 технического задания) Заказчиком определен следующий объем оказываемых услуг:
N п/п |
Наименование оказываемых услуг |
Количество животных, шт. |
1 |
Отлов и транспортировку безнадзорных домашних животных |
Не менее 121 |
2 |
Осмотр и учет безнадзорных домашних животных |
Не менее 121 |
3 |
Содержание безнадзорных домашних животных |
Не менее 36 |
4 |
Кастрация (стерилизация) безнадзорных домашних животных |
Не менее 36 |
5 |
Эвтаназия безнадзорных домашних животных |
Не менее 85 |
6 |
Уничтожение трупов безнадзорных домашних животных |
Не менее 85 |
Таким образом, Заказчиком определено минимальное количество безнадзорных животных, которых необходимо отловить (121), также определено количество животных, которые подлежат стерилизации (36) и эвтаназии (85) из общего числа отловленных животных.
Комиссия делает вывод о правомерности выбора Заказчиком способа определения исполнителя путем проведения электронного аукциона, поскольку аукционной документацией определено подробное и точное описание объекта закупки, а так же критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Рассмотрев извещение о проведении электронного аукциона, Комиссия делает вывод об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, поскольку указанным Законом не определены требования к коду ОКПД, содержащегося в извещении. При этом, извещение о проведении электронного аукциона содержит наименование оказываемых услуг: "Оказание услуг по отлову, учету, содержанию и иному обращению с безнадзорными домашними животными на территории Тасеевского района", что соответствует требованиям статей 33, 42 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев обстоятельства жалобы Регионального Общественного Благотворительного Фонда Красноярского края помощи животным "Белка и Стрелка" в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила: признать жалобу Регионального Общественного Благотворительного Фонда Красноярского края помощи животным "Белка и Стрелка" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
П.М. Зинкеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 28 марта 2016 г. N 322
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2016