Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 марта 2016 г.
Резолютивная часть оглашена 23.03.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РаумПрофи-Гарант" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем электроснабжения зданий и помещений Управления Федерального казначейства по Ивановской области (закупка N 0828100000716000060), в открытом заседании, в присутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "РаумПрофи-Гарант" (далее - ООО "РаумПрофи-Гарант", Общество, заявитель) <_>, представителей заказчика - Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г.Владимире (далее - Межрегиональный филиал ФКУ "ЦОКР" в г.Владимире, заказчик) <_>, <_>.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
16.03.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "РаумПрофи-Гарант" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем электроснабжения зданий и помещений Управления Федерального казначейства по Ивановской области (закупка N 0828100000716000060).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
ООО "РаумПрофи-Гарант" была подана заявка на участие в электронном аукционе 0828100000716000060.
Аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок отклонила заявку Общества с формулировкой: "На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка с номером 1 признается несоответствующей требованиям, установленным разделом 25 документации об электронном аукционе, в связи с непредставлением информации, которая предусмотрена пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно, данный участник во второй части заявки на участие в электронном аукционе не продекларировал своё соответствие следующему требованию: о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики".
Заявитель считает, что его заявка была отклонена необоснованно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 года N1457 (далее - Постановление N1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены, в том числе, работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона N44-ФЗ и действующим законодательством Российской Федерации.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона N44-ФЗ, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ).
Таким образом, в случае, если Постановлением N1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
Такое требование Постановления N1457 Заказчиком было выполнено следующим образом:
"23. Требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а также требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме в соответствии с частями 1 и 1.1. статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
23.1. Требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, а также требования, предъявляемые к участникам аукциона в электронной форме в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Поскольку, законодательством Российской Федерации не установлено требований к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, указанные требования к участникам аукциона в электронной форме не предъявляются.
24.Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457 установлен запрет допуска услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".
Однако, заявитель считает, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона N44-ФЗ статьи документов и информации, не допускается.
Предоставление деклараций в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе предусматривается только в пунктах 2 и 7 части 5 статьи 66 Закона N44-ФЗ:
"... 2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. ...".
Предоставление каких-либо иных деклараций в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе Законом N44-ФЗ не предусмотрено.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона N44-ФЗ, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона N44-ФЗ).
Заказчик в силу положений пунктов 2, 3 и 6 части 5 статьи 66 Закона N44-ФЗ обязан в документации об аукционе установить требование о содержании в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным указанным Постановлением Правительства РФ, или копий этих документов.
В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют утвержденные формы документов и требования к их содержанию, которые бы подтверждали соответствие участников закупок требованиям, установленным Постановлением N1457.
Исходя из изложенного, ООО "РаумПрофи-Гарант" считает, что:
1. Установление требования предоставления участниками закупки декларации о соответствии требованиям Постановления N1457 не соответствует требованиям Закона N44-ФЗ (требование предоставить не упомянутую в статье 66 Закона N44-ФЗ декларацию).
2. Отклонение заявки за непредставление такой декларации является нарушением требований части 7 статьи 69 Закона N44-ФЗ.
Представители заказчика - Межрегиональный филиал ФКУ "ЦОКР" в г.Владимире пояснили следующее.
Заказчик полагает, что доводы ООО "РаумПрофи-Гарант", изложенные в жалобе, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление N 1457) во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ) установлен Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее - организации, находящиеся под контролем Турецкой Республики), запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В разделе 24 документации об аукционе во исполнение вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчиком установлен запрет на оказание услуг, являющихся объектом закупки, организациями, находящимися под контролем Турецкой Республики.
При этом в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального Закона 44-ФЗ, или копии этих документов.
Таким образом, участники закупки обязаны представить документы, подтверждающие их соответствие запрету, установленному разделом 24 документации, а заказчик обязан указать в документации об аукционе на необходимость представления таких документов в составе заявок на участие в аукционе, определить перечень таких документов.
Заказчиком в документации об электронном аукционе в качестве такого документа указана декларация (в произвольной форме).
Однако ООО "РаумПрофи-Гарант" свое соответствие требованию о непринадлежности к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а так же организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики не продекларировал.
Таким образом, заявка ООО "РаумПрофи-Гарант" была отклонена аукционной комиссией заказчика обоснованно, с четким соблюдением действующего законодательства, по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 6 статьи 69 Федерального Закона 44-ФЗ, поскольку заявка не соответствовала требованиям, установленным разделом 25 документации об электронном аукционе, в связи с непредставлением информации, которая предусмотрена пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального Закона 44-ФЗ.
Следовательно, по мнению заказчика, действия аукционной комиссии являются законными и обоснованными.
2. Кроме того, по мнению ООО "РаумПрофи-Гарант", заказчик не вправе был указывать в документации об электронном аукционе декларацию в качестве документа, подтверждающего соответствие участника запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального Закона 44-ФЗ, поскольку, как указал заявитель в своей жалобе, "в настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют утвержденные формы документов и требования к их содержанию, которые бы подтверждали соответствие участников закупок требованиям, установленным Постановлением N 1457".
При этом, по мнению ООО "РаумПрофи-Гарант", предоставление деклараций в составе второй части заявки участника предусмотрено только в пунктах 2 и 7 части 5 статьи 66 Федерального Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, отсутствие в Указе и Постановлении N 1457 конкретного перечня и требования к документам, подтверждающим ненахождение организации под контролем Турецкой Республики, не дает заказчику права освобождать участников закупки от необходимости подтверждения ими своего соответствия установленному указанными нормативными правовыми актами и самим заказчиком запрету допуска для участия в закупке услуг, оказываемых иностранными лицами.
Более того, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Федерального Закона 44-ФЗ заявка на участие в аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов.
При этом, по аналогии закона, если заказчиком приобретается товар, на который в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации установлены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ от 25.03.2014 N 155)), то заказчиком устанавливается требование об указании (декларировании) участником аукциона в заявке на участие в аукционе страны происхождения поставляемого товара, соответственно в составе второй части заявки заказчик потребовал бы предоставить декларацию, подтверждающую страну происхождения товара (часть 13 Приказа от 25.03.2014 N 155).
Таким образом, декларация в составе второй части заявки участника подлежит представлению не только в соответствии с пунктами 2 и 7 части 5 статьи 66 Федерального Закона N 44-ФЗ, как указано в жалобе.
Также заказчик считает, что запрет на допуск к закупкам работ или услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, может действовать и в рамках применения специальных экономических мер (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ), а не только в "развитие статьи 14 Федерального Закона N 44-ФЗ", как утверждает ООО "РаумПрофи-Гарант".
Кроме того, в документации заказчик никаких требований к оформлению декларации не устанавливал, продекларировать свое соответствие участник вправе в произвольной форме (в виде информационного письма, заявления, сообщения и так далее).
Аналогичная позиция изложена в решениях Комиссии по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд УФАС по Новгородской области.
Так, УФАС по Новгородской области выявлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона 44-ФЗ, выразившееся в неустановлении в документации об аукционе обязательных требований к содержанию заявки участников закупки: поскольку заказчиком был установлен запрет, заказчик должен был в числе требований к составу заявки на участие в аукционе указать документы, подтверждающие соответствие участников закупки установленным запретам.
При этом, УФАС по Новгородской области указал, что выписка из ЕГРЮЛ и учредительный документ не могут служить в качестве документов, подтверждающих соответствие запретам, поскольку из их содержания невозможно установить подконтрольность участника закупки гражданам или организациям Турецкой Республики.
Кроме того, в документации, размещенной в единой информационной системе Минэкономразвития России, Федеральной Антимонопольной службой также установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки именно декларации.
В связи с чем заказчик полагает, что необходимо соблюдение единообразия в применении и толковании норм действующего законодательства и требование в документации о представлении декларации является правомерным.
Не обжаловав в установленные сроки положения документации и подав заявку на участие в аукционе, ООО "РаумПрофи-Гарант" тем самым согласился с требованиями, установленными документацией, в том числе и с требованием предоставления декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
С учетом изложенного, заказчик полагает, что аукционная комиссия правомерно отклонила данного участника аукциона, действия заказчика являются законными, обоснованными и соответствуют требованиям законодательства, в связи с чем заказчик просит жалобу ООО "РаумПрофи-Гарант" признать необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
26.02.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0828100000716000060 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем электроснабжения зданий и помещений Управления Федерального казначейства по Ивановской области.
Заказчик - Межрегиональный филиал Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" в г.Владимире.
Начальная (максимальная) цена контракта - 287 000,00 руб.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона 0828100000716000060 N 68-16-эа/ив от 15.03.2016 следует, что аукционная комиссия приняла решение о признании заявки участника с порядковым номером 1 (ООО "РаумПрофи-Гарант") несоответствующей по следующим основаниям: На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка с номером 1 признается несоответствующей требованиям, установленным разделом 25 документации об электронном аукционе, в связи с непредставлением информации, которая предусмотрена пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно, данный участник во второй части заявки на участие в электронном аукционе не продекларировал своё соответствие следующему требованию: о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В пункте 13 извещения и в разделе 24 документации об электронном аукционе заказчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015г. N 1457 установлен запрет допуска услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с пунктом 4 раздела 25 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению" вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе декларацию о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
В силу пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 о контрактной системе в сфере закупок, или копии этих документов.
Проанализировав вторую часть заявки ООО "РаумПрофи-Гарант" на участие в электронном аукционе N 0828100000716000060, Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок установила, что в заявке не продекларирована непринадлежность участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий, правомерно приняла решение о признании заявки ООО "РаумПрофи-Гарант" не соответствующей требованиям аукционной документации и Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Относительно довода заявителя о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок в связи с наличием в документации об электронном аукционе незаконных требований, Комиссией Владимирского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0828100000716000060 дата окончания срока подачи заявок - 09.03.2016.
Жалоба ООО "РаумПрофи-Гарант" подана во Владимирское УФАС России 16.03.2016 (Вх.N 1289 от 16.03.2016), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, довод заявителя о том, что положения документации об электронном аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, не подлежит рассмотрению Комиссией.
При этом, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 5836 от 28.11.2015 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ Президента РФ N 583) в целях защиты национальной безопасности и национальных интересов Российской Федерации, защиты граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" Правительство Российской Федерации должно утвердить прилагаемый перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года.
В соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики" (далее - Постановление Правительства РФ N 1457) перечнем отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона и аукционной документации, предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем электроснабжения зданий и помещений Управления Федерального казначейства по Ивановской области.
В связи с этим, в пункте 13 извещения и в разделе 24 документации об электронном аукционе заказчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015г. N 1457 установлен запрет допуска услуг, оказание которых на территории Российской Федерации осуществляется организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Таким образом, действия заказчика, установившего запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики не противоречат требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно Указу Президента Российской Федерации N 583, признаки нахождения организаций под контролем граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, определяются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.05.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон N 57) .
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 57, хозяйственное общество, имеющее стратегическое значение, - контролируемое лицо, за исключением хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, считается находящимся под контролем иностранного инвестора, группы лиц - контролирующего лица при наличии одного из следующих признаков:
1) контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица;
2) контролирующее лицо на основании договора или по иным основаниям получило право или полномочие определять решения, принимаемые контролируемым лицом, в том числе условия осуществления контролируемым лицом предпринимательской деятельности;
3) контролирующее лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа контролируемого лица и (или) имеет безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления контролируемого лица;
4) контролирующее лицо осуществляет полномочия управляющей компании контролируемого лица.
Также, в силу части 2 статьи 5 Федерального закона N 57, контролируемое лицо считается находящимся под контролем контролирующего лица также при наличии признака, при котором контролирующее лицо имеет право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества, договора поручения или в результате других сделок либо по иным основаниям) менее чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица, при условии, что соотношение количества голосов, приходящихся на указанные акции (доли), которыми вправе распоряжаться контролирующее лицо, и количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал контролируемого лица и принадлежащие другим акционерам (участникам) контролируемого лица, таково, что контролирующее лицо имеет возможность определять решения, принимаемые контролируемым лицом.
В пункте 4 раздела 25 аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее - декларация).
При этом, ни Постановлением Правительства РФ N 1457, ни Указом Президента Российской Федерации N 583 не установлен конкретный перечень документов, в соответствии с которыми возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, а также не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Исходя из изложенного, заказчик самостоятельно определил, что в целях подтверждения соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии со статьей 14 и пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, необходимо предоставить декларацию о соответствии вышеуказанным требованиям.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика и положениях аукционной документации противоречий требованиям Закона о контактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "РаумПрофи-Гарант" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем электроснабжения зданий и помещений Управления Федерального казначейства по Ивановской области (закупка N 0828100000716000060) необоснованной.
2. Рассмотрение довода жалобы на положения документации не проводится в соответствии с частями 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 23 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2016