Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 марта 2016 г.
Резолютивная часть решения оглашена 24.03.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта,
ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Стройинвест" (г.Уфа) на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 г.Петушки, расположенной по адресу: ул.Чкалова, д.12 (извещение N 0328300003216000013) в присутствии представителя заказчика администрации Петушинского района (доверенность N КУИ-1509/01-19 от 21.03.2016 года), (доверенность N КУИ 600/19-01),
Заявитель ООО "Стройинвест", надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 148-04/2016 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Стройинвест" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 г.Петушки, расположенной по адресу: ул.Чкалова, д.12 (извещение N 0328300003216000013).
В частности в пункте 3.3 проекта муниципального контракта, указано, что оплата выполненных Подрядчиком и принятых Заказчиком Работ по Контракту производится Заказчиком по безналичному расчету в течении 60 (шестидесяти) календарных дней со дня подписания сторонам акта приемки выполненных работ (по форме КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3), на основании счета, счета-фактуры.
По мнению заявителя, формулировка "оплата в течении 60 дней" содержит коррупционную составляющую, поскольку дает возможность производить оплату как через один день, так и через 60 дней, то есть ставит срок оплаты в зависимость от отношений заказчика и подрядчика. Из содержания данного пункта не предоставляется возможным установить, когда будет производиться оплата выполненных работ.
Статьей 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что контрактная системе в сфере закупок основывается на принципах открытости, обеспечения конкуренции, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. В приведенной формулировке усматривается нарушение указанных принципов, в части установления сроков оплаты, не позволяющих принять участие в закупке большему количеству участников, допускает чрезмерную свободу усмотрения для заказчик при исполнении обязательств по оплате выполненных работ, устраняет равноправие сторон по государственному контракту, дискредитирует подрядчика в праве на разумные сроки оплаты по исполненным обязательствам, несут угрозы стабильной хозяйственной деятельности заказчика.
Также в нарушение положений пункта 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок в проект муниципального контракта заказчика не в включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, в нарушение положений части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение оказание которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" в аукционной документации не содержится запрета на участие в указанном электронном аукционе организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, вынести в отношении заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности действий заказчика представители муниципального заказчика заявили следующее.
Положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок не регламентируются минимальные и максимальные сроки оплаты по контрактам, заключенным при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исключения из общего правила установлены частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок при установлении в извещении об осуществлении закупки ограничения на участие в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Рассматриваемый электронный аукцион проводится без ограничений участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчика считает доводы заявителя несостоятельными, поскольку в пункте 3.3 проекта контракта четко прописан срок оплаты за выполненные работы - в течение 60 (шестидесяти) календарных дней со дня подписания сторонами акта приемки выполненных работ. Данное условие не противоречит требованиям ст.190 ГК РФ, согласно которой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлена обязанность Заказчика включать в контракты условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Постановлением администрации Петушинского района от 29.02.2016 года N 266 утверждена документация об электронном аукционе на выполнение работ по реконструкции здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 г.Петушки, расположенной по адресу: ул.Чкалова, д.12 (извещение N 0328300003216000013). Постановлением администрации Петушинского района от 16.03.2016 года N 433 внесены изменения в документацию об электронном аукционе.
Согласно пункту 6.7 проект контракта на выполнение работ по реконструкции здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 г.Петушки, расположенной по адресу: ул.Чкалова, д.12 Подрядчик при исполнении настоящего Контракта в соответствии с частями 5 и 6 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и\или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 % от цены контракта (Данное условие не применяется в случае, если контракт заключается с подрядчиком, являющимся СМП или СОНО).
Согласно пункта 9.18 проекта контракта "Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта, субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и/или социально ориентированных некоммерческих организаций согласно пункта 9.3 настоящего Контракта".
По мнению заказчика, довод участника в части не включения в контракт обязательного условия о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнения условия, предусмотренного частью 6 статьи 30 Федерального закона, несостоятелен.
В силу части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
22.03.2016 года постановлением администрации Петушинского района N 467 внесены изменения в документацию о проведении указанного электронного аукциона в части дополнения её едиными требованиями к участникам закупки в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457.
23.03.2016 года данные изменения размещены в Единой информационной системе. На момент рассмотрения жалобы по существу, указанные в пункте 3 доводы жалобы устранены заказчиком путем внесения изменений в аукционную документацию, в предусмотренный законодательством срок.
В силу изложенного, представитель заказчик просит признать жалобу ООО "Стройинвест" необоснованной по всем пунктам.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 3.3. проекта контракта на выполнение работ по реконструкции здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 г.Петушки, расположенной по адресу: ул.Чкалова, д.12 установлен срок оплаты за выполненные работы - в течении 60 (шестидесяти) календарных дней со дня подписания сторонами акта приемки выполненных работ.
Данное условие не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности положениям части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Данное условие установлено пунктом 9.18 проекта контракта в соответствии с которым Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с положениями части 1 статьи 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение оказание которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен запрет на участие в торгах на выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Между тем, в нарушение требований указанных норм законодательства в документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 г.Петушки, расположенной по адресу: ул.Чкалова, д.12 на момент поступления жалобы ООО "Стройинвест" во Владимирское УФАС России (18.03.2016 года) отсутствовал запрет на участие в торгах организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" (г.Уфа) на положения документации о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 1 г.Петушки, расположенной по адресу: ул.Чкалова, д.12 (извещение N 0328300003216000013) частично обоснованной (в части не установления в аукционной документации запрета на участие в торгах организациям, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики на момент подачи жалобы).
2. Признать муниципального заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении муниципального заказчика не выносить, так как на момент рассмотрения жалобы нарушения устранены и они не повлияли на результаты проведения торгов.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2016