Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере государственного оборонного заказа (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Туров А.А. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
|
|
Запорожан Н.И. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
Малков К.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
в отсутствие представителей подателя жалобы ООО ПКФ "Сатурн Конверсия": уведомлено надлежащим образом;
в присутствии представителей заказчика - ФКУ "СОУМТС МВД России": Ковалевой Вероники Владимировны (по доверенности), Острикова Андрея Радиевича (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО ПКФ "Сатурн Конверсия" на действия заказчика - ФКУ "СОУМТС МВД России" при проведении электронного аукциона на поставку устройств остановки колесного транспорта, извещение N 0351100018116000050,
УСТАНОВИЛА:
29.02.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0351100018116000050 на поставку устройств остановки колесного транспорта.
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО ПКФ "Сатурн Конверсия" с жалобой на действия заказчика - ФКУ "СОУМТС МВД России" при проведении электронного аукциона на поставку устройств остановки колесного транспорта.
Податель жалобы сообщил следующее.
Податель жалобы сообщил, что устройства остановки колесного транспорта не относятся ни к одному из перечисленных в ст. 4 ФЗ N 275-ФЗ видов военной техники, товаров и военного имущества, обеспечивающих оборону страны. Таким образом, по мнению подателя жалобы, проводя закупку в рамках государственного оборонного заказа, заказчик нарушает положения ФЗ N 275-ФЗ и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, податель жалобы сообщил, что заказчик нарушил п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ N 275-ФЗ и п. 13(1) Постановления Правительства РФ от 26.12.2013 г. N 1275 "О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу".
По мнению подателя жалобы, размещенный заказчиком проект государственного контракта не соответствует требованиям законодательства, так как в проекте государственного контракта не содержится обязательных к включению в государственный контракт требований по осуществлению расчетов только с использованием отдельного счета.
ООО ПКФ "Сатурн Конверсия" сообщило, что объектом закупки N 0351100018116000050 являются устройства остановки колесного транспорта с перекрываемой шириной проезда 3 метра и 4 метра изготовленные по техническому условию ШЮЭГ.304281.001.ТУ (СЗАО "Завод Сантэкс").
Податель жалобы считает, что заказчик нарушил требования ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ не сопроводив описание объекта закупки словами "или эквивалент".
По мнению ООО ПКФ "Сатурн Конверсия", заказчик нарушил порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта установленный Постановлением Правительства Российской Федерации N 407 от 28.04.2015.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, заказчик нарушил требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выбрав способ определения поставщика в форме электронного аукциона.
Исходя из изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу ООО ПКФ "Сатурн Конверсия" поступили возражения от заказчика - ФКУ "СОУМТС МВД России" следующего содержания.
Заказчик пояснил, что лимиты бюджетных обязательств в рамках государственного оборонного заказа на 2016 год на приобретение устройств остановки колесного транспорта выделены заказчику по коду бюджетной классификации 188 0302 0842019 211 310, где в соответствии с бюджетной классификацией цифры "211" являются кодом направления расходов - закупка вооружения, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения.
Таким образом, устройство остановки колесного транспорта, включено в перечень имущества приобретаемого в рамках государственного оборонного заказа на 2016 год и на его приобретение из средств федерального бюджета, выделенных на финансовое обеспечение государственного оборонного заказа, заказчику выделены лимиты бюджетных обязательств.
Также заказчик пояснил, что в соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ установленная п. 6 ст. 7 ФЗ N 275-ФЗ обязанность о включении в государственный контракт условия об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов, вступает в силу с 1 января 2017 г.
Заказчик пояснил, что устройства остановки колесного транспорта не подходят ни под одну из категорий, указанных в п. 7 Постановления Правительства N 407 от 28.04.2015 г.Таким образом, в соответствии с п. 7 Постановления Правительства N 407 от 28.04.2015 г., определение начальной (максимальной) цены контракта проводится в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик сообщил, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта использовался метод сопоставимых рыночных цен. Запросы о предоставлении ценовой информации были направлены в адрес пяти потенциальных поставщиков. Наличие функционирующего рынка подтверждает факт получения ответов от трех предполагаемых поставщиков.
Кроме того, заказчик сообщил, что закупка устройств остановки колесного транспорта проводится в рамках государственного оборонного заказа для нужд подразделений МВД России.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации N 189с от 12.02.2008 г., вооружение, военная и специальная техника, военное имущество не принятые на снабжение в установленном порядке не могут использоваться (применяться) сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск МВД России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 2400-р "О принятие на вооружение органов внутренних дел Российской Федерации" на вооружение органов внутренних дел Российской Федерации принято устройство остановки колесного транспорта (УОКТ) (ТУ BY800017817.001-2013), разработанное в инициативном порядке СЗАО "Завод Сантэкс". Распоряжением Правительства Российской Федерации N 24.10.2015 N 2171-р внесены изменения на УОКТ касаемые наименования технических условий УОКТ.013000 ШЮЭГ.304281.001 ТУ.
В связи с чем, заказчиком было установлено требование, что устройства остановки колесного транспорта должны быть изготовлены по техническому условию ШЮЭГ.304281.001.ТУ (СЗАО "Завод Сантэкс").
Вместе с тем, технические характеристики товара, их показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям, содержаться в п. 7.1 раздела 7 аукционной документации.
Также заказчик пояснил, что закупка устройств остановки колесного транспорта не относится к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44-ФЗ, в связи с чем, заказчиком был выбран способ определения поставщика в форме электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, заказчик просит признать жалобу ООО ПКФ "Сатурн Конверсия" необоснованной.
Рассмотрев материалы жалобы, возражения на жалобу, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ N 275-ФЗ, государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации
В соответствии с ч. 4 ст.4 ФЗ N 275-ФЗ, предложения по основным показателям государственного оборонного заказа разрабатываются при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по предложениям государственных заказчиков.
В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 65н от 01.07.2013 г. "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что закупка N 0351100018116000050 на поставку устройств остановки колесного транспорта проводилась заказчиком в рамках государственного оборонного заказа.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что лимиты бюджетных обязательств в рамках государственного оборонного заказа на 2016 год на приобретение устройств остановки колесного транспорта выделены заказчику по коду бюджетной классификации 188 0302 0842019 211 310, где в соответствии с бюджетной классификацией цифры "211" являются кодом направления расходов - закупка вооружения, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения.
Таким образом, устройство остановки колесного транспорта, включено в перечень имущества приобретаемого в рамках государственного оборонного заказа на 2016 год и на его приобретение из средств федерального бюджета, выделенных на финансовое обеспечение государственного оборонного заказа заказчику выделены лимиты бюджетных обязательств. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
В соответствии с п. 6 ст. 7 ФЗ N 44-ФЗ, государственный заказчик включает в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ, положения ФЗ N 275-ФЗ (в редакции ФЗ N 159-ФЗ) применяются: с 1 сентября 2015 года в отношении государственных контрактов, государственным заказчиком по которым является Министерство обороны Российской Федерации, включая государственные контракты, которые заключены до 1 сентября 2015 года и расчеты по которым будут осуществляться Министерством обороны Российской Федерации после 1 сентября 2015 года; с 1 января 2017 года в отношении государственных контрактов иных государственных заказчиков государственного оборонного заказа, включая государственные контракты, которые заключены до 1 января 2017 года и расчеты по которым будут осуществляться такими государственными заказчиками после 1 января 2017 года.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что обязанность заказчика о включении в государственный контракт условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельных счетов вступает в силу с 01.01.2017 г. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 ФЗ N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с ч. 6 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ, особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться ФЗ N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
В соответствии с ч. 3 ст. 6 ФЗ N 275-ФЗ, при размещении государственного оборонного заказа на поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, конкурсная документация, документация об аукционе, документация о проведении запроса предложений должны содержать указание на наименования или товарные знаки таких вооружения, военной и специальной техники, военного имущества.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа для нужд подразделений МВД России.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 189с от 12.02.2008 г., вооружение, военная и специальная техника, военное имущество не принятые на снабжение в установленном порядке не могут использоваться (применяться) сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск МВД России.
Вместе с тем, установлено, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 2400-р "О принятии на вооружение органов внутренних дел Российской Федерации" и распоряжением Правительства Российской Федерации N 24.10.2015 N 2171-р, устройство остановки колесного транспорта УОКТ.013000 (ШЮЭГ.304281.001ТУ), разработанное в инициативном порядке СЗАО "Завод Сантэкс", принято на вооружение органов внутренних дел Российской Федерации.
В связи с чем, заказчиком в документации об электронном аукционе установлено требование о соответствии закупаемого товара техническим условиям ШЮЭГ.304281.001.ТУ, разработанным СЗАО "Завод Сантэкс".
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в п. 7.1 Раздела 7 аукционной документации заказчиком установлены технические характеристики товара, их показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, установленным заказчиком требованиям.
Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация составлена заказчиком с соблюдением всех правил, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок в части описания объекта закупки. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ N 44-ФЗ, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных ФЗ N 44-ФЗ случаях, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
В соответствии с ч. 21 ст. 22 ФЗ N 44-ФЗ, особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с ФЗ N 275-ФЗ.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ N 275-ФЗ, определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства N 407 от 28.04.2015 г. устанавливает порядок определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу.
В соответствии с ч. 6 Постановления Правительства N 407 от 28.04.2015 г., при осуществлении закупок продукции начальная (максимальная) цена государственного контракта, а также цена государственного контракта с единственным поставщиком определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом особенностей, установленных настоящим Положением.
В соответствии с ч. 7 Постановления Правительства N 407 от 28.04.2015 г., определение начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта с единственным поставщиком осуществляется: при закупках продукции, связанной с серийным выпуском вооружения, военной и специальной техники, ракетно-космической техники (в том числе для объектов космической инфраструктуры), а также их сервисным обслуживанием, ремонтом или утилизацией, комплектующих изделий и материалов, вещевого и военного имущества, за исключением указанной продукции, к которой государственными заказчиками не установлены обязательные для применения и исполнения требования, - с применением методов определения цены в соответствии с разделом IV настоящего Положения; при закупках продукции, связанной с созданием новых (модернизированных) образцов вооружения, военной и специальной техники, а также ракетно-космической техники (в том числе для объектов космической инфраструктуры), комплектующих изделий и материалов, - с применением, как правило, затратного метода определения цены в соответствии с разделом IV настоящего Положения на основе анализа расчетных цен, определенных с учетом результатов (технико-экономических обоснований) прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по созданию указанных образцов, изделий, материалов и (или) идентичной либо однородной продукции (далее - аналогичная продукция).
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что закупка устройств остановки колесного транспорта не относится к закупкам, указанным в ч. 7 Постановления Правительства N 407 от 28.04.2015 г.
Таким образом, заказчик при определении начальной (максимальной) цены контракта руководствовался ч. 6 Постановления Правительства N 407 от 28.04.2015 г., ч. 1 ст. 22 ФЗ N 44-ФЗ.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчик при обосновании начальной (максимальной) цены контракта использовал метод сопоставимых рыночных цен.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком были направлены запросы о предоставлении ценовой информации пяти потенциальным поставщикам. В ответ на запросы, заказчиком получены три коммерческих предложения от потенциальных поставщиков.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что расчет начальной (максимальной) цены контракта был произведен заказчиком в соответствии с ч. 6 Постановления Правительства N 407 от 28.04.2015 г., а также ч. 1 ст. 22 ФЗ N 44-ФЗ, с применением метода сопоставимых рыночных цен на основании полученных коммерческих предложений. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Случаи осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика предусмотрены ч. 1 ст. 93 ФЗ N 44-ФЗ.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что для закупки устройств остановки колесного транспорта у единственного поставщика оснований не имеется. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
При проведении внеплановой проверки на основании ч. 15 ст.99 ФЗ N 44-ФЗ и ч. 4 ст. 15.4 ФЗ N 275-ФЗ данного электронного аукциона были выявлены нарушения законодательства сфере государственного оборонного заказа и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в ч. 27 аукционной документации установлено требование к участникам аукциона о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Кроме того, заказчик в аукционной документации не конкретизирует, каким требованиям должен соответствовать участник закупки.
Вместе с тем, комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что законодательство Российской Федерации не устанавливает каких-либо требований при поставке устройств остановки колесного транспорта. Следовательно, заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 ФЗ N 44-ФЗ, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ФЗ N 44-ФЗ.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что информация об обеспечении исполнения контракта содержится в разделе 10 проекта государственного контракта.
Однако, Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что заказчиком, в разделе 10 проекта государственного контракта, не указана вся необходимая информации относительно обеспечения исполнения контракта, предусмотренная ФЗ N 44-ФЗ, а именно, размер обеспечения исполнения контракта. Следовательно, заказчик нарушил ч. 1 ст. 96 ФЗ N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ N 275-ФЗ, государственный контракт по государственному оборонному заказу - договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства N 1275 от 26.12.2013 г. "О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу", в государственном контракте (контракте) указывается, что он заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что данная закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
Также Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в проекте государственного контракта не указано, что государственный контракт заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Таким образом, заказчик нарушил требования п. 5 Постановления Правительства N 1275 от 26.12.2013 г. "О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу".
Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данные нарушения не повлекли за собой ограничения количества участников закупки, так как на момент рассмотрения жалобы было подано три заявки на участие в электронном аукционе.
Таким образом, Комиссией Новосибирского УФАС России было принято решение предписание в части нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ не выдавать. Нарушения ч.1 ст. 96 ФЗ N 44-ФЗ, ст. 7 ФЗ 275-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства N 1275 от 26.12.2013 г. устранить при заключении контракта.
Руководствуясь ч.10 ст.99 ФЗ N 44-ФЗ, ст. 15.1, ч. 4 ст. 15.4, п. 2 ч. 1 ст. 15.2 ФЗ N 275-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО ПКФ "Сатурн Конверсия" на действия заказчика - ФКУ "СОУМТС МВД России" при проведении электронного аукциона N 0351100018116000050 на поставку устройств остановки колесного транспорта, необоснованной.
2) Признать заказчика нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31, ч.1 ст. 96 ФЗ N 44-ФЗ, ст. 7 ФЗ 275-ФЗ, п. 5 Постановления Правительства N 1275 от 26.12.2013 г.
3) Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
А.А. Туров |
Члены Комиссии: |
|
Н.И. Запорожан
К.А. Малков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2016