Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СпецМебель" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Дирекция единого заказчика" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение и поставку мебели для детского сада на 145 мест (изв. N 0356300003516000003),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300003516000003, Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение и поставку мебели для детского сада на 145 мест.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. "б" п.1 ч.3 ст.66 Закона о закупках первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на поставку товара, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в п.1 Раздела 6 информационной карты аукционной документации установлены требования, аналогичные обозначенным.
Согласно пп.1 п.1 Раздела 6 Информационной карты аукционной документации показатели, товар должны соответствовать значениям, установленным в Главе IV "Техническое задание" (далее - Техническое задание, ТЗ).
Вместе с тем, изучив Техническое задание, Комиссия установила, что помимо показателей поставляемого товара, Техническое задание содержит, в том числе, обязательные требования к поставке товара, сроки поставки, требования к качеству и безопасности товара, а также указание на то, что товар должен быть новым, не раннее 2015 года, не бывшим в употреблении.
В свою очередь, представитель Заказчика пояснил, что участникам закупки в своей заявке надо отразить не все пункты Технического задания, а лишь показатели поставляемого товара и их значения.
Более того, в пп.5 п.2 Раздела 6 информационной карты аукционной документации указано, что год выпуска, поставляемого товара, указывается по каждой позиции товара, включенного в ТЗ, исходя из чего, так же невозможно определить, как необходимо отразить в своей заявке информацию относительно года выпуска, тогда как разные положения аукционной документации устанавливают разные требования для участников закупки.
Таким образом, положения аукционной документации, утвержденной Заказчиком, вводят участников закупки в заблуждение, относительно содержания первой части заявки и, с учетом того, что положения инструкции по заполнению заявок и техническое задание не коррелируют между собой, в действиях Заказчика имеется нарушение пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно разъяснению положений аукционной документации N 2 от 02.03.2016 г. относительно пунктов 9, 10, 11 ТЗ Заказчик пояснил, что если в инструкции нет точного указания, что стол является регулируемым, то необходимо предоставить параметры не регулируемого стола в соответствии с установленными стандартами.
Исходя из указанного, следует, что в пунктах 9-11 ТЗ необходимо указать значения показателей для нерегулируемых столов. Следовательно, довод Заявителя о том, что не возможно определить какие столы необходимо поставить в п.9, 11 признается несостоятельным.
Вместе с тем, в п.9 Технического задания Заказчиком установлены следующие требования: стол должен соответствовать размерам номера стола 1-3 по ГОСТ 19301.1-94; высота рабочей плоскости стола должна быть не более 600 мм; длина крышки стола должна быть не более 1200 мм; расстояние от пола до нижней кромки выступающей конструкции под крышкой стола должно быть не менее 300 мм; в соответствии ГОСТ 16371-93, на видимых поверхностях стола, в зависимости от ростовых номеров, должна быть нанесена цветная маркировка в виде круга диаметров более 10 мм или горизонтальной полосы размером более 10х15 см оранжевого; фиолетового или желтого цветов.
В соответствии с п.3.1 ГОСТ 19301.1-94 функциональные размеры детских столов должны соответствовать указанным на рисунках 1 и 2 и в таблице 2.
Таблица 2
|
|
|
|
|
|
В миллиметрах | |||||
Наименование функциональных размеров столов |
Размеры столов |
||||
|
00 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Длина крышки стола L: |
700 |
700 |
700 |
- |
- |
четырехместного |
- |
- |
1200 |
1200 |
1200 |
двухместного |
600 |
600 |
600 |
600 |
600 |
одноместного |
|
|
|
|
|
Длина крышки стола трапециевидной формы: |
|
|
|
|
|
L1 |
900 |
900 |
900 |
1100 |
1100 |
L2 |
450 |
450 |
450 |
520 |
520 |
Ширина крышки стола : |
|
|
|
|
|
четырехместного |
700 |
700 |
700 |
- |
- |
двухместного |
- |
- |
450 |
450 |
450 |
одноместного |
450 |
450 |
450 |
450 |
450 |
трапециевидной формы |
450 |
450 |
450 |
500 |
500 |
Высота рабочей плоскости стола H: |
340 |
400 |
460 |
520 |
580 |
Расстояние от пола до нижней кромки выступающей конструкции под крышкой стола, H1, не менее |
270 |
310 |
350 |
410 |
470 |
В совокупности с установленными значениями показателей в п.9 ТЗ и таблицей 2 ГОСТ 19301.1-94 следует, что высота рабочей плоскости стола может быть исключительно пяти размеров (340, 400, 460, 520, 580 мм) при этом Заказчиком указан диапазон возможных числовых значений высоты (не более 600 мм), допускающий указание более пяти различных значений высоты рабочей плоскости стола (например, 1 мм, 7 мм, 599 мм и т.п.), что формально будет соответствовать положениям аукционной документации, но не будет соответствовать положениям ГОСТ 19301.1-94. Такие же разночтения между установленными значениями показателей и требованиями ГОСТ допускается при указании длины крышки стола и расстояния от пола до нижней кромки выступающей конструкции под крышкой стола.
Более того, согласно п.2.4.6 ГОСТ 16371-93 на видимых поверхностях детских столов должна быть нанесена цветная маркировка в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 см. Следовательно, ГОСТ предусматривает нанесение горизонтальной полосы размером 10х15 см, тогда как, ТЗ такое значение не допускается.
Таким образом, Комиссия установила, что в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках. Более того, аналогичное нарушение положений Закона о закупках допускается Заказчиком при установлении требований к товарам в пунктах 10, 11 ТЗ.
В п.12 ТЗ Заказчиком установлено, что стол детский с регулируемыми параметрами должен соответствовать размерам номера стола 00 по ГОСТ 19301.1-94.
Согласно п.2.1 ГОСТ 19301.1-94 детские столы должны изготовляться пяти типов, в том числе, V - стол с регулируемыми параметрами.
В соответствии с п.2.1 ГОСТ 19301.1-94 столы типа V должны регулироваться по высоте и изготовляться: для столов: номеров 00-3 - вариант 1 и номеров 1-3 - вариант 2.
Таким образом, исходя из положений ГОСТ 19301.1-94, следует, что регулируемые столы изготавливаются либо для номеров 00-3 либо для номеров 1-3, то есть, конкретным значением для такого показателя будет диапазон значений, который не может изменяться.
Следовательно, в действиях Заказчика, установившего требование о том, что регулируемый стол должен быть номером 00, имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно п.1 ТЗ Заказчиком установлено, что кровать с опорными спинками, ограждением должна иметь ложе высотой до 500 мм., размерами более 1200х600, также установлено соответствие ГОСТ 19917-93.
В п.1 ГОСТ 19917-93 указано, что функциональные размеры изделий должны соответствовать требованиям ГОСТ 13025.1, ГОСТ 13025.2, ГОСТ 19301.2, ГОСТ 19301.3, ГОСТ 17524.2, ГОСТ 19178, ГОСТ 26682, ГОСТ 26800.2, ГОСТ 26800.3.
Согласно п.2.1 ГОСТ 19301.3-94 детские кровати должны изготовляться двух типов:
I - кровать с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет;
II - кровать для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В п.3.1 ГОСТ 19301.3-94 указано, что функциональные размеры детских кроватей должны соответствовать указанным на рисунках 1 и 2. Согласно рисунку 1 ГОСТ 19301.3-94 для детский кроватей типа I указаны следующие значения показателей: высота ложе 500 мм, длина не менее 1200, ширина не менее 600.
Из указанного следует, что высота ложе детской кровати в п.1 ТЗ может быть исключительно 500 мм, тогда как Заказчик допускает указание значения такого показателя менее 500 мм, что будет соответствовать аукционной документации, но будет противоречить требованиям ГОСТ 19301.3-94. Более того, исходя из положений аукционной документации Заказчиком не допускается указание в п.1 ТЗ длины и ширины детской кровати 1200х600, тогда как по ГОСТ 19301.3-94 такие значения показателей допускаются.
Таким образом, положения аукционной документации вводят участников закупки в заблуждение, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно п.2 ТЗ Заказчиком установлено, что кровать с опорными спинками, без ограждения должна иметь ложе высотой до 500 мм., размерами более 1200х600, также установлено соответствие ГОСТ 19917-93.
В п.1 ГОСТ 19917-93 указано, что функциональные размеры изделий должны соответствовать требованиям ГОСТ 13025.1, ГОСТ 13025.2, ГОСТ 19301.2, ГОСТ 19301.3, ГОСТ 17524.2, ГОСТ 19178, ГОСТ 26682, ГОСТ 26800.2, ГОСТ 26800.3.
Согласно п.2.1 ГОСТ 19301.3-94 детские кровати должны изготовляться двух типов:
I - кровать с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет;
II - кровать для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В п.3.1 ГОСТ 19301.3-94 указано, что функциональные размеры детских кроватей должны соответствовать указанным на рисунках 1 и 2. Согласно рисунку 2 ГОСТ 19301.3-94 для детский кроватей типа 2 указаны следующие значения показателей: высота ложе 300 мм, длина не менее 1400, ширина не менее 600.
Из указанного следует, что высота ложе детской кровати в п.2 ТЗ может быть исключительно 300 мм, тогда как Заказчик допускает указание значения такого показателя менее 500 мм (например, 499, 356, 250 и т.п.), что будет соответствовать аукционной документации, но будет противоречить требованиям ГОСТ 19301.3-94. Более того, исходя из положений аукционной документации Заказчиком не допускается указание в п.1 ТЗ длины и ширины детской кровати 1200х600, тогда как по ГОСТ 19301.3-94 минимальные значения таких показателей установлены 1400х600 включительно.
Таким образом, положения аукционной документации вводят участников закупки в заблуждение, в связи с чем, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона о закупках Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно с ч.3 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о закупках, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.67 Закона о закупках отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.03.2016 г., участнику закупки с номером заявки 2 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с тем, что в пунктах 10-12 "Стол детский" заявки участником закупки представлены недостоверные сведения относительно твердости защитно-декоративного покрытия.
Однако изучив, положения ТЗ, Комиссия установила, что пункты 10-12 ТЗ не содержат показателя твердости защитно-декоративного покрытия и, следовательно, отказывать в допуске по основанию предоставления недостоверных сведений относительно показателя, не установленного Заказчиком, является не законным. Таким образом, в действиях аукционной комиссии МКУ "Дирекция единого заказчика" (далее - Аукционная комиссия) имеется нарушение ч.5 ст.67 Закона о закупках.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.03.2016 г., участнику закупки с номером заявки 14 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с тем, что в пунктах 1-2 "Кровать детская" заявки участником закупки представлены недостоверные сведения относительно значения показателя "детей в возрасте".
Так, в п.1 ТЗ указано, что размеры кровати соответствуют возрастным особенностям и ростовым характеристикам детей в возрасте от 1 года до 3 лет. В п.2 ТЗ указано, что размеры кровати соответствуют возрастным особенностям и ростовым характеристикам детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Согласно пп.5 п.2 Раздела 6 информационной карты аукционной документации, если при описании показателей Заказчик использует слова, в том числе, "от" и "до", то участник закупки должен указать конкретное значение показателя.
Таким образом, руководствуясь указанным выше пунктом инструкции по заполнению заявок, следует, что в пунктах 1,2 ТЗ необходимо указать конкретное числовое значение возраста детей, для детских кроватей. Следовательно, в данной части заявка N 14 соответствует требованиям аукционной документации.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение ч.5 ст.67 Закона о закупках.
Более того, аналогичное нарушение допускается Аукционной комиссией при отказе в допуске участнику закупки с номером заявки 16.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 11.03.2016 г. участнику закупки с номером заявки 7 отказано в допуске к участию в электронном аукционе в связи с предоставлением недостоверной информации в п.60 заявки.
В п.60 ТЗ указано, что глубина сейфа должна быть менее 500 мм. С учетом инструкции по заполнению заявок, в данном случае необходимо было указать конкретное значение ниже 500 мм, при этом 500 мм указывать не допускается. Вместе с тем, в п.60 заявки N 7 указано, что глубина сейфа будет 500 мм, что не соответствует требованиям аукционной документации.
В свою очередь, в протоколе рассмотрения заявок от 11.03.2016 г. основание для отказа в допуске поименовано как предоставление недостоверной информации, что не соответствует действительности.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках.
Резюмируя результаты контроля, Комиссия отмечает, что выявленные в действиях Заказчика нарушения Закона о закупках ввели участников закупки в заблуждение, что не позволило сформировать соответствующую требованиям Закона о закупках и аукционной документации заявку, с учетом выявленных в действиях Аукционной комиссии нарушений Закона о закупках, указанное привело к отказу в допуске к участию в электронном аукционе участникам под номерами заявок 2, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17. На основании изложенного, следует отметить, что данная закупка не отвечает принципам статей 7, 8 ,11, 12 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СпецМебель" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение и поставку мебели для детского сада на 145 мест (изв. N 0356300003516000003) обоснованной в части второго довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения пунктов 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
4. Признать в действиях Аукционной комиссии выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения ч.5 ст.67 Закона о закупках, п.2 ч.6 ст.67 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2016