Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 марта 2016 г. N 44-35/16
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев ООО "Фармаком М" на положения документации об аукционе на поставку лекарственных препаратов (номер извещения: 0157100006916000070) (далее - электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
11 марта 2016 года Заказчиком - Управлением ФСБ по Псковской области объявлен электронный аукцион на поставку лекарственных препаратов (номер извещения: 0157100006916000070).
Извещение о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 11 марта 2016 года в 09:58.
Начальная (максимальная) цена контракта - 99 996,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 21.03.2016 года в 10:00.
На участие в аукционе подано 3 (три) заявки, всем отказано в допуске к участию в аукционе (Протокол N 50/2016 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22 марта 2016 года).
18 марта 2016 года в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 25 марта 2016 года в 14 часов 15 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, исх.N37 от 18.03.2016 года).
Документация об аукционе содержит неправомерное требование о предоставлении лицензии на оптовую торговлю лекарственными препаратами.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (отзыв на жалобу б/н от 25.03.2016 года, в материалах дела).
Согласно пункту 34 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе и требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, поскольку объектом закупки является поставка лекарственных средств, Заказчик установил требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации, а именно о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом согласно части 2 указанной статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Одним из требований, предъявляемым к участникам закупки, является соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Закона.
Объектом закупки является - поставка лекарственных препаратов (12 позиций).
Пунктом 9 Информационной карты предусмотрено требование к содержанию заявки на участие в аукционе:
"2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, или копии этих документов:
копию лицензии на осуществление фармацевтической деятельности (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке."
Согласно пункту 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено "Положение о лицензировании фармацевтической деятельности", согласно которому фармацевтическая деятельность включает в себя как оптовую, так и розничную торговлю лекарственными препаратами.
Согласно статьи 53 Федерального закона от 12.04.2010 года N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N61-ФЗ) оптовая торговля лекарственными средствами предполагает продажу или передачу лекарственных средств иным организациям, перечисленным в пунктах 1-7 названной статьи.
При этом статьей 55 Закона N 61-ФЗ установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно материалам дела Управление ФСБ РФ по Псковской области имеет лицензию NФС-60-02-000032 от 21.10.2013 года на осуществление фармацевтической деятельности.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что необходимость поставки лекарственных препаратов обусловлена потребностью структурного подразделения Управления, которое оказывает амбулаторное лечение сотрудников ведомства, в том числе и бесплатное обеспечение лекарственными препаратами во время осуществления амбулаторного лечения, то есть в целях, не связанных с дальнейшей реализацией в порядке статьи 53 Закона N 61-ФЗ.
Таким образом, установление Заказчиком требования о наличии лицензии на осуществление исключительно оптовой торговли лекарственными средствами не обусловлено предметом закупки и необходимостью достижения должных результатов, в связи, с чем противоречит требованиям законодательства в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок считает, что поскольку Заказчик является конечным покупателем лекарственного препарата, то требования установленное в аукционной документации к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление только оптовой торговли лекарственными средствами является необоснованным, поскольку участником такой закупки могут быть и лица, имеющую лицензию и на розничную торговлю.
В действиях Заказчика установлены нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части установления требований к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия установила следующие нарушения:
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N0157100006916000070 Заказчику необходима поставка лекарственных препаратов в следующих объемах:
Наименование товара, работ, услуг |
Код по ОКПД2 |
Единица измерения |
Количество |
Цена за ед.изм. |
Стоимость |
Артишока полевого листьев экстракт таб.N60 |
21.20.10.110 |
УПАК |
10.00 |
311.00 |
3110.00 |
Пиридоксин+Цианокобаламин+Тиамин+Лидокаин р-р д/ин.2мл N5 |
21.20.10.110 |
УПАК |
200.00 |
143.00 |
28600.00 |
Поливитамины+Минералы таб.п/о N60 |
21.20.10.110 |
УПАК |
30.00 |
164.00 |
4920.00 |
Пальмы ползучей плодов экстракт капс.320мг N30 |
21.20.10.110 |
УПАК |
30.00 |
500.00 |
15000.00 |
Гемицеллюлоза+Желчи компоненты+Панкреатин таб.N20 |
21.20.10.110 |
УПАК |
80.00 |
144.00 |
11520.00 |
Пиритион цинк крем д/нар.прим.0,2% 50г |
21.20.10.110 |
УПАК |
2.00 |
627.00 |
1254.00 |
Троксерутин капс.300мг N50 |
21.20.10.110 |
УПАК |
20.00 |
203.00 |
4060.00 |
Расторопши плодов экстракт таб.100мг N30 |
21.20.10.110 |
УПАК |
30.00 |
116.00 |
3480.00 |
Простаты экстракт супп.рект.50мг N10 |
21.20.10.110 |
УПАК |
2.00 |
818.00 |
1636.00 |
Бетаксолол гл.кап.0,5% 5мл |
21.20.10.110 |
УПАК |
20.00 |
104.00 |
2080.00 |
Таурин гл.кап. 4%5мл |
21.20.10.110 |
УПАК |
112.00 |
28.00 |
3136.00 |
Алгедрат+Магния гидрооксид таб.N20 |
21.20.10.110 |
УПАК |
100.00 |
212.00 |
21200.00 |
Раздел 1.3 документации об аукционе содержит обоснование начальной максимальной цены контракта по данному перечню, в указанном в извещении объеме.
Однако часть 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе по позиции "Артишок полевой" и "Таурин" содержит иное количество лекарственного препарата необходимое Заказчику, а именно:
N п/п |
Международное непатентованное наименование |
Характеристика |
Ед изм |
Кол-во |
8 |
Таурин |
Глазн.капли 4% 5 мл |
уп |
107 |
1 |
Артишока полевого листьев экстракт |
Таблетки N 60 |
уп |
20 |
Таким образом, документация об аукционе и извещение содержит противоречивую информацию о количестве лекарственных препаратов и нарушает требования п.2 статьи 42 и п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
По запросам участников закупки Заказчиком в ЕИС были размещены следующие разъяснения положений документации об электронном аукционе:
"При определении количества товара, указанного в строках 8 и 12 таблицы Описания объекта закупки, следует руководствоваться данными, указанными в единой информационной системе и обосновании начальной (максимальной) цены контракта.".
Таким образом, разъяснения, данные Заказчиком, изменяют суть требований, в части количества упаковок лекарственных препаратов, установленных в документации об аукционе, при этом изменения в документацию об аукционе Заказчиком не вносились.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в Единой информационной системе размещены разъяснения документации об аукционе, изменяющие ее суть.
3. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, единая комиссия по осуществлению закупок проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
При рассмотрении первых частей заявок члены Единой комиссии Заказчика приняли решение об отклонении всех 3 (трех) заявок, поданных на участие в аукционе, в связи с несоответствием конкретных показателей, указанных в заявке на участие в электронном аукционе значениям, установленным документацией об электронном аукционе.
Изучив все заявки, поданные на участие в аукционе Комиссия Псковского УФАС России установила, что в 2 (двух) заявках количество упаковок по позиции "Таурин" и "Артишок" соответствует количеству, установленному Заказчиком в описании объекта закупки документации об аукционе, а следовательно заявки соответствуют документации об аукционе.
Своевременное внесение изменений в документацию об аукционе, в части приведения в соответствие потребности Заказчика в объеме лекарственных препаратов указанной в извещении и документации об аукционе, позволило бы исключить необоснованный отказ в допуске к участию в аукционе заявок с порядковым номером 2 и 3.
4. Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, содержащий информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
В нарушении п.2 ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе протокол N 50/2016 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22 марта 2016 года не содержит обоснования отказа в допуске, в части указания положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие и указание на положения заявки которые не соответствуют документации об аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фармаком М" обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика Управление ФСБ РФ по Псковской области нарушение части 6 статьи 31 и части 5 статьи 65, п.2 ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что аукцион признан не состоявшимся предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 25 марта 2016 г. N 44-35/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2016