Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 марта 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
К.А. Коренченко |
Члены Комиссии: |
М.С. Ратникова Ю.В. Моргунова |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Областной центр конкурсных торгов" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Служба Заказчика" Сальского района при проведении электронного аукциона N 0358300197316000038 "Долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома для предоставления жилого помещения Прочановой Марине Владимировне (предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Гречко Ю.В., Каюдина Т.М.), Заявителя (Шелобод Е.С.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя. Заявитель оспаривает положения документации.
Заказчик представил письменные пояснения по существу жалобы; просил признать ее необоснованной.
Комиссией Ростовского УФАС России при рассмотрении жалобы проведена в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона и п. 3. 31 Регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
15.02.2016 г. в единой информационной системе размещено извещение о проведении аукциона. Согласно извещению в редакции от 28.02.2016 г. начальная цена контракта составляет 825 000.00 рублей.
1) Заявитель указывает, что Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 66 Закона, поскольку им от участников торгов истребуются документы, по мнению Заявителя, не предусмотренные ко включению в состав второй части заявки. Таковым документом Заявитель считает положительное заключение экспертизы проектной документации на малоэтажный многоквартирный дом.
Пункт 22 информационной карты документации содержит перечень документов для регистрации договора долевого участия. К таковым документам Заказчик относит, в том числе, положительное заключение экспертизы проектной документации на малоэтажный многоквартирный дом, строительство которого ведется с привлечением бюджетных средств.
Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе установлены в "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе". Указанным разделом документации представление положительного заключения проектной документации не установлено.
Таким образом, Заказчик не возлагает на участников торгов представление во второй части заявки оспариваемого Заявителем документа.
Довод Заявителя необоснован.
2) Заявитель, ссылаясь на п.п. 2, 3 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ, указывает на отсутствие у подрядчика, исполнителя обязанности по получению положительного заключения проектной документации.
Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Согласно ч. 2 ст. 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
В соответствии с частью 3.3 статьи 49 ГрК РФ застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, в том числе указанных в частях 2 и 3 указанной статьи, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
Согласно п.1.1 проекта контракта "по настоящему договору участия в долевом строительстве (далее - "договору") Застройщик - юридическое лицо, имеющее в собственности (на праве аренды, субаренды) земельный участок по адресу: __________________, кадастровый номер: _________, свидетельство о государственной регистрации (государственная регистрация договора аренды) от "___"________ ___ г. N _____, и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирного дома на основании полученного разрешения на строительство обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить многоквартирный жилой дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома передать Заказчику - Участнику долевого строительства в собственность жилое помещение (квартиру) в этом доме, а Заказчик - Участник долевого строительства обязуется оплатить обусловленную договором цену и принять квартиру, при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, на условиях и в порядке, предусмотренных договором".
Федеральным закон от 29.12.2015 N 402-ФЗ установлено, что, если для строительства или реконструкции привлекаются средства из бюджета, проектная документация объекта капитального строительства с 1 января 2016 г. подлежит экспертизе. Нововведение касается жилых домов блокированной застройки и малоэтажного многоквартирного жилья.
При таких обстоятельствах, ссылка Заявителя на указанные нормы права не состоятельна; довод Заявителя необоснован.
3) В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 3 ст. 14 Закона).
В рамках применения специальных экономических мер (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ) установлен запрет на допуск к закупкам работ или услуг, выполняемых (оказываемых) иностранными лицами.
С 1 января 2016 г. запрещено выполнять работы (оказывать услуги) для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациям:
находящимся под юрисдикцией Турции;
контролируемым организациями, которые находятся под юрисдикцией Турции, и (или) ее гражданами (п. 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457).
Запрет не распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) по контрактам, которые заключены до 30.12.2015, в течение всего срока их действия (примечание к названному Перечню).
Извещение, документация по данной закупке запрета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 не содержат.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона документация должна содержать, в том числе, сведения, указанные в извещении.
Заказчиком нарушены ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона.
4) Согласно разделу "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации вторая часть заявки должна содержать, в том числе, документы или копии документов, подтверждающие соответствие лиц, осуществляющих поставку товара, являющегося объектом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также правомочность участника закупки заключать контракт.
В соответствии с Федеральным законом N 140-ФЗ от 04.06.2014 г. "О внесении изменений в Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона (правомочность участника закупки заключать контракт) утратил законную силу.
Согласно части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
Установив к участникам закупки требование о представлении в составе второй части заявки документов или копий документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт, Заказчик нарушил ч. 6 ст. 31, ч. 1 ст. 64 Закона.
5) Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона вторая часть заявки должна содержать, в том числе, декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст. 66 Закона документов и информации, не допускается.
Согласно разделу "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" вторая часть заявки должна содержать, в том числе, декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона.
Однако, Закон не устанавливает обязанности декларирования участниками торгов своего соответствия п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
6) Согласно разделу "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 2 названной статьи виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Частью 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Объектом закупки является долевое участие в строительстве многоквартирного жилого дома, а не строительство объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах, наличие у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации не требуется.
Установив к участникам закупки требование о представлении в составе второй части заявки допуска СРО при отсутствии необходимости его представления, Заказчик нарушил ч. 1 ст. 64 Закона в части установления требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в нарушение норм законодательства.
7) Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 22 информационной карты документации договор долевого участия подлежит регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО.
Однако, согласно п. 10.1 проекта контракта "договор подлежит государственной регистрации в Сальском отделе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области".
Согласно п. 22 информационной карты документации для регистрации договора необходимо представить, в том числе, положительное заключение экспертизы проектной документации на малоэтажный многоквартирный дом, строительство которого ведется с привлечением бюджетных средств (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 402-ФЗ).
Однако, п. 5.2.2 проекта контракта, устанавливающий перечень документов, необходимых для регистрации договора в соответствующей службе, указанного документа не содержит.
Заказчиком допущены противоречия.
При таких обстоятельствах, Заказчиком объект закупки описан не объективно.
Заказчиком нарушена ч. 1 ст. 64 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Областной центр конкурсных торгов" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 6 ст. 31, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона.
3. Выдать Заказчику, комиссии Заказчика предписание об отмене сформированных протоколов и аннулировании аукциона.
4. Оператору электронной торговой площадке обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
5. Рассмотреть вопрос привлечения должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок К.А. Коренченко
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.С. Ратникова
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 17 марта 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2016