Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 22 марта 2016 г. N 98/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.,
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Солонина К.В.,
в присутствии представителей:
от заявителя - не явился, уведомлен;
от заказчика - Голубкиной И.Г. (доверенность N57 от 21.03.2016), Самининой И.В. (член единой комиссии - распоряжение о единой комиссии N1352-р от 11.12.2015), Болдыревой И.Ю. (доверенность N56 от 21.03.2016),
рассмотрев жалобу ООО "СибПроектНИИ" на действия заказчика - Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области" (извещение N0161200001516000001),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступила жалоба ООО "СибПроектНИИ" на действия заказчика - Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области" (извещение N0161200001516000001).
Жалоба подана до истечения срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Заказчиком утверждена конкурсная документация ""Выполнение работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области" (извещение N0161200001516000001), размещенная 26.02.2016 на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
Заявитель считает, что Заказчиком утверждена конкурсная документация с нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика считает, что конкурсная документация не содержит нарушений положений Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком было размещено извещение N0161200001516000001 и конкурсная документация о проведении открытого конкурса 26.02.2016 в сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке составляет 2300000 рублей 00 копеек.
В своих доводах Заявитель говорит о том, что Заказчик не установил в конкурсной документации требования о наличии квалификационного аттестата кадастрового инженера и наличии в штате участника открытого конкурса - юридического лица минимум двух кадастровых инженеров. Таким образом, нарушается норма статьи 31 Закона о контрактной системе. При осуществлении закупки Заказчик не указал требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Также в нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе заказчик включил в состав требований условие о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, наличие лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Заказчик в своих возражениях, а также в рамках заседания Комиссии, пояснил следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 N78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) под землеустройством понимаются, в том числе мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. При этом объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федераций, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.
В соответствии с п. 6 ст. 69 Закона о землеустройстве юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Правила описания местоположения границ объектов землеустройства утверждены приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 N267. В результате проведения работ по описанию местоположения границ объектов землеустройства формируется землеустроительная документация, в состав которой входит карта (план) объекта землеустройства, форма которой, а также требования к составлению которой, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2009 N621.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона о кадастре кадастровые работы выполняются управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер), в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.
Следует отметить, согласно положениям Закона о кадастре подготовка карты (плана) объекта землеустройства не осуществляется в результате проведения кадастровых работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре государственный кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
Согласно положениям ст. 22 Закона о кадастре документами, подготавливаемыми в результате кадастровых работ, необходимыми для проведения кадастрового учета являются межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории (оформляется по итогам проведения комплексных кадастровых работ).
Таким образом, карта (план) объекта землеустройства к вышеуказанным документам не относится и является результатом землеустроительных, а не кадастровых работ.
На основании изложенного, Законом о кадастре не установлены требования о необходимости проведения кадастровых работ в отношении объектов землеустройства и подготовке карты (плана) объекта землеустройства кадастровым инженером. Не установлены такие требования и Законом о землеустройстве.
В этой связи требование о наличии квалификационного аттестата кадастрового инженера и наличии в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность, является избыточным, а, следовательно, включение такого требования в конкурсную документацию безосновательно. Таким образом, нормы, установленные ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не нарушены.
Согласно ст. 10 Закона о землеустройстве материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства. Геодезические и картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
В соответствии с п. 1, 2 ст. 3 указанного Федерального закона геодезическая и картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение, к которым в том числе относится обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ муниципальных образований.
В соответствии с п. 42 ст. 12 "Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии" Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), подлежат лицензированию.
Таким образом, для проведения работ по описанию границ муниципальных образований требуется наличие лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности.
В процессе проведения геодезических и картографических работ обязательным условием: является получение сведений в федеральном картографо-геодезическом фонде о пунктах государственной геодезической сети в государственных или местных системах координат.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 17.03.2008 N01 "Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации":
- сведения, раскрывающие координаты центров геодезических пунктов государственных геодезических сетей, государственных гравиметрических сетей, государственных нивелирных сетей, специальных геодезических сетей, а также сведения, раскрывающие содержание каталогов государственных геодезических, нивелирных или гравиметрических пунктов или списков координат на территорию;
- сведения о координатах центров геодезических пунктов государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей, специальных геодезических сетей в местных системах координат,
- являются ограниченными в получении и использовании и относятся к сведениям, составляющим государственную тайну.
Для получения указанных сведений необходимо наличие лицензии Федеральной службы безопасности России на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4 5 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пп. 1.1.1 п. 1 Информационной карты конкурсной документации наименованием объекта закупки является Лот N 1. "Выполнение работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области".
В п. 17 Информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в том числе: 1) соответствие требованиям, установленным в рамках законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки, а именно: 1.2) Карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером; 1.2) наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; 1.3) наличие лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности.
В разделе 4 Технического задания конкурсной документации Заказчиком установлены также требования, предъявляемые к Исполнителю, а именно: "Карта (план) объекта землеустройства составляется лицом, обладающим в соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации правом выполнения работ по землеустройству, в том числе кадастровым инженером.
Исполнитель должен соответствовать следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
2) наличие лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности".
Исходя из вышесказанного, в опровержение доводов Заявителя Комиссия антимонопольного органа установила, что согласно положениям Закона о кадастре подготовка карты (плана) объекта землеустройства не осуществляется в результате проведения кадастровых работ, а является результатом землеустроительных работ.
В свою очередь, Законом о кадастре не установлены требования о необходимости проведения кадастровых работ в отношении объектов землеустройства и подготовке карты (плана) объекта землеустройства кадастровым инженером. Не установлены такие требования и Законом о землеустройстве. В этой связи установление требований о наличии квалификационного аттестата кадастрового инженера и наличии в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность, неоправданно и неправомерно.
Установление Заказчиком требований к наличию лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности обусловлено положениями Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", а также п. 42 ст. 12 "Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии" Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.
Комиссия, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА
Признать жалобу ООО "СибПроектНИИ" на действия заказчика - Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Выполнение работ по описанию местоположения границ муниципальных образований Сахалинской области" (извещение N0161200001516000001) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Ю.А. Пахомова
Члены комиссии О.О. Щур
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 22 марта 2016 г. N 98/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2016