Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 марта 2016 г. N 252-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" - ,
- заинтересованного лица ООО "Стройкор" - ,
- в отсутствии заявителя в лице ООО "СТРОЙИНВЕСТ", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (450010, г. Уфа, ул. Летчиков, д. 6, оф. 14) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (624992, Свердловская обл., г. Серов, ул. Якова Свердлова, 26) законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ" (извещение N 0362300149816000004) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст.99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (вх. N 01- 2710 от 26.02.2016г.) о нарушении заказчиком в лице Муниципального казенное учреждение "Управление капитального строительства" законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ" (извещение N 0362300149816000004), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "СТРОЙИНВЕСТ" указал, что положения аукционной документации нарушают нормы Закона о контрактной системе, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представив письменные возражения на доводы жалобы, пояснили, что закупочной документацией не предусмотрено выполнение работ по монтажу, установке пожарной сигнализации, в п. 22 информационной карты аукционной документации установлены размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок его предоставления, требования к обеспечению исполнения контракта, установленные на основании ст. 45, 96 Закона о контрактной системе, п. 6.4 проекта контракта регламентирует отношения, вязанные с исполнением контракта, просили признать жалобу необоснованной.
Представитель заинтересованного лица ООО "Стройкор" также возражал против доводов жалобы, пояснил, в том числе, что строительство жилого дома в г. Серов осуществляется в рамках целевой программы по переселению граждан из ветхого жилого фонда со сроком реализации - конец 2017 года. Данная программа является частью майских указов Президента Российской Федерации, заявленных при вступлении в должность Президента в мае 2012 года.
В конце срока реализации данной программы Президент должен отчитаться перед населением страны о выполнении майских указов. Учитывая, что в 2018 году в России состоятся очередные выборы Президента, срыв выполнения майских указов может привести к недовольству граждан нынешней властью, что в последствии будет использовано несистемной оппозицией, выполняющей политический заказ конкурирующих государств, к проявлениям народного недовольства, организации "майданов" вплоть до попыток смены конституционного строя в стране, т.е. "цветной революции".
В связи с невыполнением программы по расселению аварийного жилья уже по решению Президента отправлен в отставку губернатор Забайкалья Константин Ильковский и губернатору Карелии Александру Худилайнену объявлен выговор.
В настоящее время заявители жалоб в очередной раз пытаются сорвать реализацию строительства жилого дома, используя для этого надуманные доводы, используя как инструмент для своих мутных целей организации, которые и не могут быть участником закупки, используя организации помимо воли руководителей, пытаются использовать антимонопольный орган как инструмент для реализации своих мутных задач, возможно направленных на продвижение интересов иностранных разведок, которые по словам Президента России также начали готовиться к предвыборным кампаниям в нашей стране.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
05 февраля 2016 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300149816000004 и аукционная документация на выполнение работ по строительству 57-квартирного дома по адресу: г. Серов, ул. Маяковского, 4 на условиях "под ключ", в действующей редакции от 11.02.2016г.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 98 100 640,00 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать единым требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457 (далее - Постановление) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
Документация о закупке для государственных и муниципальных нужд разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию документации о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае если Постановлением установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
При этом выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, представляемая участником закупки во второй части заявки на участие в электронном аукционе, является документом, с помощью которого заказчик, в том числе устанавливает соответствие такого участника требованиям п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Постановление не издано в развитие ст.14 Закона о контрактной системе, в связи с чем при установлении в извещении, документации о закупке запрета, предусмотренного Постановлением, оснований полагать, что такой запрет установлен в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной систем у Комиссии не имеется.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа).
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Данной нормой также предусмотрена возможность выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других лиц.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением ст. 31 Закона о контрактной системе (данная позиция также разъяснена ФАС России в письме N ИА/26163 от 07.07.2011 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства").
Кроме того, необходимо учесть, что объектом закупки является выполнение работ по реконструкции (строительству, капитальному ремонту) объекта капитального строительства как основного вида работ, определенного государственными (муниципальными) нуждами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту - Перечень), утвержден приказом Министерства регионального развития России N 624 от 30.12.2009 года "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В соответствии с указанным Перечнем виды работ, содержащиеся в нем, по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту могут выполняться только с привлечением работников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Работы по монтажу электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации (п. 23.6) требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Общероссийским классификатором кодов экономической деятельности "ОК 029-2014" определено, что раздел "строительство" включает группировку "производство электромонтажных работ", включая монтаж пожарной сигнализации, систем охранной сигнализации ( код 43.21).
Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно ч.3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Из предложенных положений закона следует, что выполнять работы, которые оказывают влияния на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурного-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капительного строительства, имеющие выданное саморегулируемой организации свидетельство о допуске к таким работам. При этом закон не требует для выполнения этих работ иметь лицензию, что подтверждается Решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 N ГКПИ 13-7.
Таким образом, нормы Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с которым деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию, не распространяются на строительную деятельность, которая регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации и не подлежит лицензированию (данная позиция подтверждается Решением Арбитражного суда Свердловской области NА60-4785/2013).
Частью 4 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что к аукционной документации прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно п.6.4 проекта контракта установлено, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Генподрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней представить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту.
Свобода договора, предусмотренная ст. 421 ГК РФ, позволяет сторонам заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, при этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
К отношениям по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных в части, не урегулированной гражданским законодательством, на основании ст. 768 ГК РФ применяются специальные нормы, закрепленные Законом о контрактной системе. Контракт, заключаемый по результатам закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, должен соответствовать ст. 34 Закона о контрактной системе, которая предусматривает наличие в проекте контракта ряда обязательных условий, в том числе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (п. 27). Соответственно включение в контракт иных условий определяется заказчиком, который в соответствии с п. 1 ст. 528 ГК РФ самостоятельно разрабатывает проект контракта.
Оснований полагать, что в данном случае имело место нарушение ст. 34, 64 Закона о контрактной системе, у Комиссии не имеется.
Доказательств обратного, Комиссии предоставлено не было.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 марта 2016 г. N 252-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2016