Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 марта 2016 г. N 54
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальника отдела Верзуна Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "Дезмир" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки) не явился, извещен надлежащим образом,
от заказчика: Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 24" (далее также - заказчик) не явился, извещен надлежащим образом,
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее также-уполномоченный орган) Золотарева И.А. по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Дезмир" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N АЭ-0723/16 (реестровый номер закупки: 0167200003416001009) на поставку дезинфицирующих средств (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 14.03.2016 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного органа и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 16.03.2016 г. N 56 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
Согласно жалобе пункты 1-6 описания объекта закупки электронного аукциона N АЭ-0723/16 содержат требования о поставке дезинфицирующих средств, содержащих в качестве действующих веществ комплекс ЧАС, полигексаметиленбигуанида гидрохлорид ( является гуанидовым соединением) и NN-бис (3-аминопропил) додециламина (является представителем группы аминов).
При этом, в описании объекта закупки указано, что дезинфицирующие средства должны быть предназначены для стерилизации изделий медицинского назначения, включая эндоскопы, инструменты к ним, дезинфекции высокого уровня эндоскопов.
Вместе с тем, в соответствии с пп. 7.5, 7.6 СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.06.2015 N 20) (далее также СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах") для дезинфекции высокого уровня и стерилизации эндоскопов и инструментов к ним применяются лишь растворы альдегидсодержащих, кислородоактивных и некоторых хлорсодержащих средств в спорицидной концентрации. Применение средств на основе ЧАС, гуанидиновых соединений, аминов и иных компонентов, не поименованных в вышеуказанном СанПиНе, не предусмотрено, следовательно такие средства нельзя использовать для дезинфекции высокого уровня и стерилизации эндоскопов и инструментов к ним.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель уполномоченного органа не согласился с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 17.03.2016 N 0208), согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-0723/2016 на поставку дезинфицирующих средств не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению электронного аукциона.
Заказчиком в материалы дела представлены письменные пояснения с обоснованием позиции по обстоятельствам, изложенным в жалобе заявителя (письмо от18.03.2016 N588).
Согласно которым применение дезсредств в составе которых содержатся ЧАС+гуанин+амин, в том числе для дезинфекции эндоскопов официально разрешено на территории РФ. Потребность заказчика заключается в закупке дезсредств с широким спектром примеенения и в основу требований к закупаемому товару по пунктам 1-6 описания объекта закупки положена информация официальных производителей дезсредств и инструкций по их применению, зарегистрированных на территории РФ (Септолит-Софт, МД-1, Ника-Амин, Фрисент-Гамма, Амиксидин).
Кроме того, из пункта 7.5, 7.6 СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах" не следует, что запрещено использовать средства содержащие ЧАС+гуанин+амин при дезинсекции высокого уровня (далее-ДВУ) и стерилизации.
Объектом закупи электронного аукциона N АЭ-0723/16 является поставка дезсредств с широким спектром бактерицидной активности и предназначенных для дезинфекции и обработки, как медицинских инструментов, изделий медицинского назначения, так и поверхностей в помещениях, санитарно-технического оборудования, посуды, лабораторной и столовой и т.д. Для дезинсекции высокого уровня (далее также ДВУ) эндоскопов заказчик закупает дезинфицирующие средства, характеристика которых указана в п. 7 и п. 8 Описания объекта закупки.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, уполномоченного органа, заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Следует отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения аукциона, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По смыслу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару исходя из своей потребности с учетом специфики его деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств в интересах Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 24".
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003416001009.
Согласно пункту 4 Извещения о проведении электронного аукциона N АЭ-0723/16 объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств.
Приложение N1 к аукционной документации N АЭ-0723/16 содержит описание объекта закупки при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств.
Согласно п. 7.1 СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах" при обработке эндоскопов и прочих медицинских изделий в составе эндоскопических и эндохирургических комплексов (систем), а также инструментов к эндоскопам должны использоваться изделия медицинской техники, моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные к применению для этих целей в РФ.
При выборе средств очистки, дезинфекции (в том числе ДВУ), а также средств и методов стерилизации должны учитываться рекомендации изготовителей эндоскопов и инструментов к ним, касающиеся воздействия конкретного средства (стерилизующего агента) на материалы этих медицинских изделий (п. 7.2 СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах").
Для ДВУ эндоскопов применяются растворы альдегидсодержащих, кислородактивных и некоторых хлорсодержащих средств в спороцидной концентрации (п. 7.5 СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах").
Для стерилизации эндоскопов и инструментов к ним применяются:
- растворы альдегидсодержащих, кислородактивных и некоторых хлорсодержащих средств в спороцидной концентрации (п. 7.6 СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах").
Запрещается использовать для стерилизации эндоскопов и инструментов к ним озоновые стерилизаторы и пароформалиновые камеры(п. 7.7 СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах").
Согласно письменным пояснениям заказчика для дезинсекции высокого уровня закупается дезинфицирующе средство, указанное в пункте 7 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к аукционной документации), в состав которого входит пероксид водорода и надуксусная кислота (кислородосодержащие средства), что в свою очередь соответствует п. 7.5, 7,6 СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах").
Кроме того, по пункту 8 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к аукционной документации) закупаются индикаторные полоски к дезсредству N 7 для контроля концентрации действующих веществ в рабочем растворе дезсредства, применяемого для ДВУ и стерилизации эндоскопов.
Комиссия указывает, что согласно требованиям СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах" при выборе средств очистки, дезинфекции (в том числе ДВУ), а также средств и методов стерилизации должны учитываться рекомендации изготовителей эндоскопов и инструментов к ним, касающиеся воздействия конкретного средства (стерилизующего агента) на материалы этих медицинских изделий. При этом из пунктов 7.5, 7.6 СанПиН N СП 3.1.3263-15 "Профилактика инфекционных заболеваний при эндоскопических вмешательствах" не следует, что запрещается применение средств содержащие ЧАС+гуанин+амин при дезинсекции высокого уровня (далее-ДВУ) и стерилизации.
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, нарушений законодательства в сфере закупок Комиссией антимонопольного органа при описании заказчиком объекта закупки не установлено.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона N N АЭ-0723/16 на поставку дезинфицирующих средств противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью ООО "Дезмир" на действия заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная больница N 24", уполномоченного органа: Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона N АЭ-0723/16 на поставку дезинфицирующих средств, реестровый номер закупки 0167200003416001009, необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 марта 2016 г. N 54
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2016