Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 марта 2016 г. N 44-959/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ детский сад N 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ООО "Кузнец" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5758-ЭП/16 от 16.03.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке ограждения территории государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 63 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.02.2016 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200022516000001. Начальная (максимальная) цена контракта 2 580 045,00 руб.
В жалобе ООО "Кузнец" указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске к участию в аукционе заявке Заявителя по итогам рассмотрения первых частей заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 11.03.2016, заявка Заявителя отклонена по следующим основаниям:
"Участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме на основании п.1 и 2 части 4 ст. 67 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ) в ввиду непредставления сведений, предусмотренных ч. 3 ст.66 44-ФЗ, а именно: согласно требованиям, установленным в документации об аукционе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать сведения в соответствии с п.п.б) п.3 ч.3 ст.66 44-ФЗ. Участник в заявке указал не достоверные сведения о товаре : П.27 "Семена" в заявке указано: "Состав смеси: 15 % Овсяница красная F.rubra L., 45 % овсяница красная F.pratensisHuds, 15 % мятлик луговой P.pratensis L., 25 % Райграс пастбищный L. perenne L. Содержание семян сорняков, %, 0,1". Полный состав смеси указан в процентах 100,1 %. П. 11 "Щебень" в заявке указано: "Полные остатки, %, на контрольных ситах с диаметром отверстий размером равному наибольшему номинальному размеру зерен: 0". В соответствии с методами испытаний значения "0" является техническим невозможным показателем. При определении показателя качества смеси фракций испытывают отдельно каждую фракцию и определяют средневзвешенное значение определяемого показателя в соответствии с содержанием фракции в смеси".
Документация об электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пп. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Исходя из буквального толкования, пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе обязывает предоставлять участников согласие, конкретные характеристики, соответствующие положениям документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии) (его словесное обозначение), наименование страны происхождения товара.
1. Заказчиком, в Приложении 2 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" документации по закупке к товару по позиции 27 "Семена" установлено требование:
"Состав смеси:
не менее 15 % Овсяница красная F. rubra L.,
не менее 45 % овсяница красная F.pratensis Huds,
не менее 15 % мятлик луговой P.pratensis L.,
не менее 20 % Райграс пастбищный L. perenne L.",
"Содержание семян сорняков, %, не более 1,5",
а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 52325-2005.
В ходе анализа заявки Заявителя в рамках заседания Комиссии УФАС установлено, что к товару по позиции 27 "Семена" Заявителем представлены следующие значения:
Состав смеси:
15 % Овсяница красная F.rubra L.,
45 % овсяница красная F.pratensisHuds,
15 % мятлик луговой P.pratensis L.,
25 % Райграс пастбищный L",
"Содержание семян сорняков, %, 0,1", что соответствует требованиям документации о закупке.
Согласно пояснениям представителей Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС, общий объем семян согласно представленной Заявителем в составе заявки информации составляет 100,1 %, соответственно полный состав смеси превышает 100 %.
Вместе с тем, инструкция по заполнению первых частей заявок, а так же описание технических характеристик товара не позволяет установить, включается ли объем семян сорняков в общий состав смеси или указывается в составе заявки в процентном соотношении от общего состава при описании конкретных характеристик.
Таким образом, данный довод жалобы признается обоснованным.
2. Заказчиком, в Приложении 2 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" документации по закупке к товару по позиции 11 "Щебень" установлено требование:
"Основная фракция должна быть: св. 20 до 40 мм. Полные остатки, %, на контрольных ситах с диаметром отверстий размером равному наибольшему номинальному размеру зерен: до 10", а так же установлено требование соответствие товара ГОСТ 8267-93.
В ходе анализа заявки Заявителя в рамках заседания Комиссии УФАС установлено, что к товару по позиции 11 "Щебень" Заявителем представлены следующие значения: "Основная фракция: св. 20 до 40 мм. Полные остатки, %, на контрольных ситах с диаметром отверстий размером равному наибольшему номинальному размеру зерен: 0", что соответствует требованиям документации о закупке.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, значение "0" является технически невозможным показателем по результатам испытаний, представив в качестве подтверждения паспорта на товар.
Вместе с тем, показатель "Полные остатки на контрольных ситах при фракции св. 20 до 40 мм" определяется путем процеживания фракции через сито с диаметром отверстия 40 мм. Показатель "Полные остатки, %, на контрольных ситах с диаметром отверстий размером равному наибольшему номинальному размеру зерен: 0" означает, весь щебень указанной фракции не содержит фракции непосредственно равной 40 мм и проходит сквозь сито без остатка.
Поскольку согласно требованиям государственной стандартизации фракция характеризуется исключительно диапазоном значений (св. 20 до 40 мм) указать иное, более узкое значение, в том числе согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в закупки участниками не представляется возможным.
Так же, представление ряда технических паспортов определенных партий товара определенных производителей не может свидетельствовать о невозможности представления товара, характеристики которого представлены в составе заявки на участие в закупке.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе, выраженное в необоснованном отказе в допуске заявки с защищенным номером 603887 на участие в аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Анализ документации об аукционе, в том числе Инструкции по заполнению заявки и Приложения 2 к Техническому заданию документации об аукционе показал следующее.
Заказчиком, в Приложении 2 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" документации по закупке к товару по позиции 27 "Семена" установлено требование:
"Состав смеси:
не менее 15 % Овсяница красная F. rubra L.,
не менее 45 % овсяница красная F.pratensis Huds,
не менее 15 % мятлик луговой P.pratensis L.,
не менее 20 % Райграс пастбищный L. perenne L.",
"Содержание семян сорняков, %, не более 1,5",
а так же установлено требование соответствия товара ГОСТ 52325-2005.
Вместе с тем, инструкция по заполнению первых частей заявок, а так же описание технических характеристик товара не позволяет установить, включается ли объем семян сорняков в общий состав смеси или указывается в составе заявки в процентном соотношении от общего состава при описании конкретных характеристик.
Выявленное противоречие привело к отказу в допуске ряда заявок на участие в закупке, в связи с чем в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении надлежащих требований к заполнению первой части.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком необходимо использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 вышеназванной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком, в Приложении 2 к Техническому заданию "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности товара используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика" документации по закупке к товару по позиции 11 "Щебень" установлено требование:
"Полные остатки, %, на контрольных ситах с диаметром отверстий размером равному наибольшему номинальному размеру зерен: до 10", а так же установлено требование соответствие товара ГОСТ 8267-93.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке, значение показателя "Полные остатки, %, на контрольных ситах с диаметром отверстий размером равному наибольшему номинальному размеру зерен" не может быть равен нулю, поскольку "является техническим невозможным показателем".
Вместе с тем, документация о закупке позволяет участникам закупки представить соответствующее значение.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении нестандартных характеристик, не позволяющих установить потребности Заказчика.
Следует отметить, что к участию в закупке отказано в допуске 8 заявкам, по результатам проведения аукциона снижение от начальной (максимальной) цены контракта минимально, в связи с чем выявленные нарушения признаются существенными, повлияли на результаты рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке, повлекли отклонение ряда заявок, что является основанием для выдачи предписания об устранении вышеуказанных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст., 33, 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кузнец" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 5 ст. 67, ч. 2 ст. 33 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица и аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 марта 2016 г. N 44-959/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2016