Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 марта 2016 г. N 44-1039/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГБСУСО "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N4" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителя ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6032-ЭП /16 от 18.03.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту здания литера А, 2 очередь (помещений 2-го этажа, помещений 1-го этажа, NN 160, 166-176) по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Елизаветинская, д.9-15, закрепленного за Санкт-Петербургским государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N4" (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 04.03.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200123416000023. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 448 818,57 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
1. В соответствии с ч. 1. ст.37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с ч. 4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Заказчиком в пункте 7.8. Проекта контракта установлено следующее:
" Подрядчик гарантирует обеспечение исполнения Контракта - 10% от начальной цены контракта в размере 3 444 881,86 руб. В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если Подрядчиком предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере 5 167 322,83 руб., или обеспечения исполнения контракта в размере 3 444 881,89 руб. и информации, подтверждающей добросовестность Подрядчика на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Таким образом, Заказчиком был учтен порог снижения начальной (максимальной) цены контракта и предусмотрены возможные случаи снижения начальной (максимальной) цены контракта на двадцать пять процентов и более в соответствии с ч. 1. ст.37 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушена ч.1 ст.96 Закона о контрактной системе является необоснованным.
2. Заявитель в жалобе указал на неправомерное неустановление, по мнению Заявителя, дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с п. 2 Приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99) установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 04.03.2016 N0372200123416000023 начальная (максимальная) цена контракта - 34 448 818,57 рублей, Код ОКПД- 43.99.90.190. Согласно Постановлению Правительства N 99 исключения по объему необходимых для выполнения работ неустановлены.
Следовательно, Заказчиком неправомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки. В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 4 ст.31 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.1. ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчик в Приложении N2 к Техническому заданию установил следующие требования:
п. "Шпаклевка": "Прочность сцепления с основанием: (не менее)** 0,15 Мпа".
п. "Краска" Технические характеристики:
-массовая доля нелетучих веществ, % : (не менее 53)**
-степень перетира, мкм: (не более 40)**
Расход 1кг краски (при условии покрытия в один слой): минимальное значение ( 5-7 м.кв.)** или минимальное значение (160-200 гр./м.кв.)**.
п. "Вата минеральная" Теплоемкость, Дж/кг*К*** : не менее 900.
В инструкции по заполнению первой части заявки Заказчик указал, что при заполнении заявки на участие в аукционе участнику закупки надлежит руководствоваться следующим: "участник закупки в своей заявке на участие в аукционе должен в точности повторить любые сведения (выраженные в виде чисел, сравнительных степеней, определений, терминов и. т. д.) о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках товара, заявленные в настоящей документации об аукционе, в случае, если данные сведения о характеристиках товара взяты в скобки и одновременно отмечены знаком* (исключение: если в документации об аукционе указаны показатели товара для которых заказчиком установлены варианты значений и один или несколько вариантов значений показателя отмечены знаком *, то в этом случае участник закупки должен выбрать один из вариантов значений показателя товара на свое усмотрение не обращая внимания на наличие знака *. В случае выбора участником закупки варианта значений показателя товара взятого в скобки и одновременно отмеченного знаком* участник закупки в точности должен повторить данные значения показателя товара взятого в скобки и одновременно отмеченного знаком*). Все остальные сведения о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках товара, установленные в документации об аукционе, указаны заказчиком со следующими видами показателей: с показателями значения которых не могут изменяться; с показателями, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения; с показателями для которых установлены диапазоны значений и показателями для которых установлены варианты значений"
Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке.
В Приложении N2 к Техническому заданию в графе "Описание товара (материалов, изделий, деталей, комплектующих и оборудования) с указанием функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик" Заказчиком установлены требования к значениям показателей с одновременным использованием нескольких знаков "*".
Таким образом, участника закупки вводит в заблуждение наличие знаков "**", "***", так как, непонятно, будет ли в знаке "**" первая "*" обозначать неизменяемое значение, как указано в инструкции, а вторая "*" обозначает ссылку или обе "**" являются ссылкой.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В разъяснениях положений аукционной документации, опубликованных Заказчиком 17.03.2016 на официальном сайте, по ряду вопросов отсутствуют содержательные ответы на запрос, например:
Вопрос: "заказчик устанавливает в форме 2 знаки "**" и "***". Участник просит разъяснить, как следует трактовать данные знаки?"
Разъяснение: "в инструкции по заполнению заявки об этом ничего не сказано, данные знаки означают сноски технических характеристик товара и никакого значения не имеют".
Вопрос: " заказчик устанавливает требование: "Номинальный уровень на линейном входе, дБ: 0 (0,77 В)**" Участник просит разъяснить, как трактовать знак "*"?"
Разъяснение: " трактовать знак "*" нужно в соответствии с п.п.5 инструкции".
Следовательно, пояснения Заказчика не соответствуют Разъяснениям документации, из чего следует, что инструкция по заполнению заявки не позволяет определить потребности Заказчика в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п.2 ч.1 ст.64, п.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В Приложении N2 к Техническому заданию в п. " Смесь сухая" Заказчик установил требование: "Предел прочности на сжатие Через 28 суток, мпа - 14".
В соответствии с ГОСТ 8.417-2002 "Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Единицы величины", обозначение "мпа" можно представить как Мегапаскаль - "МПа" или как Миллипаскаль- "мПа", значения которых сильно различаются.
Таким образом, участникам закупки непонятно, какую именно единицу измерения имел ввиду Заказчик при описании технических характеристик, что в свою очередь, не позволяет участнику закупки заполнить заявку в соответствии с требованиями документации.
В п. "Поручни" Заказчик установил требование: "Поручни хромированные пристенные в 3 уровня, д=40 мм ФОРМА: круглые (диаметр (мм): максимальное значение (42-52), прямоугольные со скошенными краями
(52ммх25мм)". Следовательно, Заказчик устанавливает противоречивые требования к диаметру поручня, указывая одновременно диаметр равный 40 мм и диапазон значений диаметра 42-52 мм.
В п. "Блоки оконные" Заказчик установил требование: "Блоки оконные трехстворные ПВХ: 15-18 (пл. 3,28 м2)".
Таким образом, значение показателей "15-18" не сопровождаются какими-либо указаниями на наименование показателя, следовательно, нельзя сделать вывод к какому показателю относятся эти значения, так как не установлены единицы измерения.
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.64 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В разъяснениях положений аукционной документации, размещенных заказчиком 17.03.2016 на официальном сайте, по ряду вопросов отсутствуют содержательные ответы на запрос, например:
Вопрос: "заказчик устанавливает "Блоки оконные трехстворные ПВХ: 15-18" Участник просит разъяснить, что значит 15-18, какие единицы измерения имеет?"
Разъяснение: " если участник закупки является на самом деле легальной ремонтно-строительной организацией, а не посредником "купи-продай", и имеет в своем штате грамотных сотрудников он должен знать азы строительной грамотности - Обозначения классов окон по эксплуатационным характеристикам принимают по буквенно-цифровым обозначениям, приведенным в п. 4.7. ГОСТ 23166-99 (Блоки оконные. Общие технические условия)".
Следовательно, пояснения Заказчика не соответствуют Разъяснениям документации, из чего следует, что инструкция по заполнению заявки не позволяет определить потребность Заказчика в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.1. ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, установленных документацией о закупке.
В Приложении N2 к Техническому заданию в п. "Плитки герамогранитные" Заказчиком установлено требование: "Размеры (длин х ширина х толщина) (мм): не менее 400; не более 700 х не менее 400; не более 700 х не менее 7; не более 12", в п. Стопор дверной" установлены требования: "Размеры (мм): диаметр наружный 44; высота по вертикали 26; толщина буферного слоя 4; толщина опорной пяты 4; диаметр отверстия под крепежный шуруп 4,5".
В инструкции по заполнению первой части заявки Заказчик указал: "в случае, если Заказчиком установлено требование, выраженное в словесном или в цифровом обозначении путем перечисления значений показателя товара с использованием слов "или", "либо" - указать одно из перечисленных заказчиком значений". Заказчиком в документации использовано перечисление значений показателя товара через знак ";", однако в инструкции отсутствует порядок заполнения показателей, которые перечисляются через знак ";". Исходя из инструкции нельзя сделать вывод, какие показатели удовлетворят потребность Заказчика, например, Заказчиком установлено: "не менее 400; не более 700 х не менее 400;".
В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.64 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В разъяснениях положений аукционной документации, опубликованных заказчиком 17.03.2016 на официальном сайте, по ряду вопросов отсутствуют содержательные ответы на запрос, например:
Вопрос: "заказчик устанавливает требование: "Размеры (длин х ширина х толщина) (мм): не менее 400; не более 700 х не менее 400; не более 700 х не менее 7; не более 12" Участник просит разъяснить, как трактовать знак ";"?"
Разъяснение: "знаки ";" трактуются как точка с запятой".
Следовательно, пояснения Заказчика не соответствуют разъяснениям документации, из чего следует, что инструкция по заполнению заявки не позволяет определить потребности Заказчика в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика выявлены нарушения п.2 ч.1 ст.64, п.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 31, 33, 34, 64, 65, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.4 ст.31, п.1 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 марта 2016 г. N 44-1039/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2016