Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 марта 2016 г. N 44-1086/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС):
в присутствии представителей:
Комитет по строительству (далее - Заказчик);
ООО "Региональное бюро комплексного проектирования" (далее - Заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 6184/16 от 21.03.2016) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по проектированию строительства многоквартирного дома со встроенным подземным гаражом по адресу: г. Санкт-Петербург, Колпинский р-н, пос. Металлострой, Центральная улица, участок 1 (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 26.02.2016 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002616000011. Начальная (максимальная) цена контракта 35 118 001,24 руб.
Заявитель обжалует действия Заказчика в части критериев оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Комиссия УФАС, рассмотрев жалобу, пришла к следующим выводам.
1. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен закрытый перечень из 4 (четырех) видов критериев.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п. 25 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила) указано, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Заказчик конкурсной документации установил следующие критерии оценки заявок: цена контракта; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом в качестве показателя критерия оценки заявок "Качество услуг, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" Заказчиком предусмотрены показатели согласно следующей таблице:
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки - |
100 % / 1 |
Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта или непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта |
0 |
0 |
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием видов работ, указанных в приложении N4 к техническому заданию |
30 |
30 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта не в полном объеме, с описанием всех видов работ, указанных в приложении N4 к техническому заданию, но без указания технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов по одному или более виду работ, указанных в приложении N4 к техническому заданию |
60 |
60 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием по всем видам работ, указанным в приложении N4 к техническому заданию и описанию по каждому виду работ: технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов |
100 |
100 |
Согласно доводам жалобы Заявителя, в конкурсной документации отсутствует однозначный порядок заполнения заявки, что позволяет конкурсной комиссии субъективно оценивать заявки участников.
Вместе с тем, Заказчиком в разъяснении критерия "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степень его проработки" установлено следующее:
"Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии производства работ, описание контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N5 к техническому заданию, и такое описание технологии производства, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов соответствует конкурсной документации.
Технология производства работ включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Контроль качества выполнения работ - действия (комплекс мер), включающие проведение измерений, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик проведенных работ и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества".
В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в рамках документации о закупке раскрывается понятие "Описание технологии производства работ, представленное в полнм объеме", позволяющее определить объем документов и информации, необходимых для получения максимального балла по вышеуказанному показателю. На дату заседания Комиссии УФАС Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие невозможность предоставления документов и информации, необходимых для получения максимального балла по итогам рассмотрения заявок.
Таким образом, в действиях Заказчика не установлено нарушения п. 1 ч. 9 ст. 50 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе, п. 25 Правил, выраженное в установлении необъективных критериев оценки заявок на участие в закупке.
Следовательно, данный довод жалобы признан необоснованным.
2. Заявитель в жалобе указал на установление, по его мнению, порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Согласно п. 2.2. Раздела 11 Части II документации о закупке Заказчиком установлено, что оценка заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки осуществляется согласно Таблице N 1:
Таблица N1
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя / коэффициент значимости |
Значение показателя |
Шкала оценки в баллах |
Количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя |
1 |
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки - |
100 % / 1 |
Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта или непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта |
0 |
0 |
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием видов работ, указанных в приложении N4 к техническому заданию |
30 |
30 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта не в полном объеме, с описанием всех видов работ, указанных в приложении N4 к техническому заданию, но без указания технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов по одному или более виду работ, указанных в приложении N4 к техническому заданию |
60 |
60 |
|||
Наличие предложений о качественных характеристиках объекта с описанием по всем видам работ, указанным в приложении N4 к техническому заданию и описанию по каждому виду работ: технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов |
100 |
100 |
Согласно примечанию к п. 2.2. Раздела 11 к Части II конкурсной документации Заказчиком установлено описание критерия, исходя из которого, следует, что является частичным описанием качества работ и что является полным описанием: "Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов и/или описание необходимых трудовых ресурсов по одному из видов работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N4 к техническому заданию, или описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов (например, указания малые инструменты механизации, без указания конкретного наименования оборудования не допускается и оценивается как не в полном объеме) и машин (например, указанная сметная программа, без указания конкретного наименования программы не допускается и оценивается как не в полном объеме) и/или описание необходимых трудовых ресурсов (например указание инженеров, без указания конкретных профессий не допускается и оценивается как не в полном объеме) не соответствует конкурсной документации.
Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание технологии производства работ, описание контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N4 к техническому заданию, и такое описание технологии производства, контроля качества выполнения работ, используемого технического оборудования и специализированных компьютерных программных продуктов, необходимых трудовых ресурсов соответствует конкурсной документации".
Так же, Заказчиком в Разделе 13 Раздела II документации о закупке установлено требование: "Участнику закупки при формировании конкурсной заявки необходимо использовать следующий порядок заполнения формы "Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки:
В случае если предлагаемые участником закупки технические (технологические) решения, соответствуют (идентичны) требованиям заказчика, изложенным в техническом задании, участник в графе 3 формы "Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки" указывает следующее: "Работы будут выполнены в соответствии со всеми требованиями, указанными в техническом задании"
В случае если участник предлагает иные технические (технологические) решения, связанные с производством работ, в графе 3 формы "Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки" участником указываются соответствующие характеристики (описание, показатели и т.д.), позволяющие определить соответствие выполняемых работ качественным потребностям заказчика (по показателям, указанным в техническом задании). В графе 2 формы "Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки" указывается ссылка на соответствующие пункты технического задания и/или позиции соответствующих приложений технического задания".
Таким образом, исходя из положений документации о закупке, в рамках предложения участника конкурса в отношении объекта закупки, не связанного с квалификацией участника, может быть представлено предложение участника конкурса в отношении объекта закупки не в соответствии с требованиями Технического задания документации о закупке, что не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в случае несоответствия конкурсного предложения участника закупки документации о закупке, такая заявка должна быть признана несоответствующей и конкурсной комиссией Заказчика не может быть произведена оценка в отношении такой заявки.
Комиссия УФАС установила в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе в части установления критериев оценки заявок на участие в конкурсе не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 7, 32, 50, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Региональное бюро комплексного проектирования" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику и конкурсной комиссии не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 марта 2016 г. N 44-1086/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2016