Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 марта 2016 г. N 44-1121/16
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 37" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
АО "СтомАтом" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленном о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 6366-ЭП/16 от 22.03.2016) на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку стоматологического инструмента для нужд СПб ГБУЗ "Поликлиника N 37" в 2016 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.02.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200088816000013. Начальная (максимальная) цена контракта - 91 670,00 рублей.
В жалобе ООО "СтомАтриум" указывает на неправомерные действия Заказчика, в части необоснованного отказа в допуске к участию в закупке по результатам рассмотрения вторых частей заявок заявки ООО "СтомАтриум".
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены статьями 62, 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 15.03.2016 заявке Заявителя отказано в доступе к участию в закупке по следующим основаниям: "Признать заявку не соответствующей требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 6 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме: пп. 4 п. 1.3.3. - Документы, подтверждающие страну происхождения товара (для товаров, страной происхождения которых являются территории государств-членов Евразийского экономического союза) - декларация страны происхождения товара".
Заказчиком, в пп. 4 п. 1.3.3. Раздела 1.3. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" Части I документации о закупке установлено требование к содержанию вторых частей заявок на участие в закупке, содержащее, в том числе, следующее требование:
"Документы, подтверждающие страну происхождения товара (для товаров страной происхождения, которых являются территории государств - членов Евразийского экономического союза) - декларация страны происхождения товара
Для целей реализации Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участник аукциона в заявке на участие в аукционе:
указывает (декларирует) страну происхождения поставляемого товара, при этом наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе несет участник закупки.
указывает (декларирует) соотношение долей товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения".
В ходе анализа второй части заявки Заявителя на участие в электронном аукционе в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что в составе заявки представлена декларация соответствия участника требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе и аукционной документацией. В п. 5 декларации присутствует таблица "Указание (декларирование) страны происхождения поставляемого товара", в рамках которой указана страна происхождения каждого из видов товаров.
Согласно ч. 1 ст. 60 Таможенного кодекса таможенного союза декларация о происхождении товара приставляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное производителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
Согласно ч. 2 ст. 60 Таможенного кодекса таможенного союза, если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Таким образом, законодательством не урегулирован точный перечень и объем документов, требуемых при декларировании соответствующего положения, а так же форма данного декларирования, соответственно участник закупки может предоставить соответствующую декларацию в свободной форме. В ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что участником в составе заявки на участие в закупке представлена декларация, удовлетворяющая требованиям Заказчика.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, выраженное в признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации о закупке по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза, страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Согласно п. 1 ст. 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации, наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а так же обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Так же, согласно ст. 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации,, положения п. 1 указанной статьи соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом указанного пункта.
Заказчиком, в пп. 4 п. 1.3.3. Раздела 1.3. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" Части I документации о закупке установлено требование к содержанию вторых частей заявок на участие в закупке, содержащее, в том числе, следующее требование:
"Для целей реализации Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участник аукциона в заявке на участие в аукционе:
указывает (декларирует) страну происхождения поставляемого товара, при этом наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в аукционе несет участник закупки".
С учетом положений ст. 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности предоставлении информации об историческом, неофициальном или сокращенном наименовании страны происхождения товара, а так же ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза о возможности предоставлении информации о стране происхождения товара, как о группе стран, требование документации о закупке о строгом соответствии наименования страны происхождения товара постановлению Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст, Комиссия УФАС ограничивает возможность участников для однозначного указания на наименование конкретной страны происхождения предлагаемого для поставки товара с учетом всех нормативно-правовых актов данного порядка.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе, выраженное в требовании предоставления участниками закупки сведений и информации не в соответствии с положениями закона.
При установленных обстоятельствах допущенные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтомАтриум" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 7 ст. 69 и ч. 6 ст. 31 (ч. 6 ст. 66) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 марта 2016 г. N 44-1121/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2016