Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2016 г. N 2-57-2012/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Заместителя председателя комиссии - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Ермаковой М.В.,
Членов комиссии:
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Абегяна А.Г.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы": Болотова Я.А., Антиповой Е.О.,
при участии представителя Департамента города Москвы по конкурентной политике: Сахно В.В.,
в отсутствие представителей ООО "МосСтройПодряд", уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/9069 от 14.03.2016,
рассмотрев жалобу ООО "МосСтройПодряд" (далее - Заявитель) на действия ГКУЗ ПТО КРиС ДЗМ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на на выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий направленных на восстановление и устранение неисправностей элементов зданий, сооружений, систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в образовательных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы (Закупка N 0173200001415001464) (далее - Аукцион) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.03.2016 NМГ/9059 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. 48 "Растворитель уайт-спирит" установлено требование "90% уайт-спирита перегоняется при температуре: должна быть выше 195 °С", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 3134-78 "Уайт-спирит. Технические условия", согласно которому 90% уайт-спирита должно перегоняться при температуре не превышающей 195 °С;
- в п. 15 "Гипсовые вяжущие (гипс) для штукатурных работ" установлено требование "Цвет гипсового вяжущего: должен быть белый, серый, розовый", что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к товару, поскольку ГОСТ 125-79 "Вяжущие гипсовые. Технические условия", требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации, не регламентируетцвет гипсового вяжущего;
- в п. 77 "Краски масляные готовые к применению" установлены требования "Тип: должны быть цветные краски", "Марка: должна быть МА-15/МА-22", "Предназначение: должна быть предназначена для наружных и внутренних отделочных работ", "Пленкообразующее вещество, входящее в состав красок: должна быть олифа комбинированная К-2; К-5; К-3", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", согласно которому краски масляные марки МА-22 предназначены только для внутренних работ, при этом краски указанной марки изготавливаются с добавлением пленкообразующего вещества олифы оксоли;
- в п. 62 "Замок врезной" установлены требования "Тип замка: должен быть ЗВ4", "Усилие воздействия на регулируемый роликовый фиксатор: должен быть 30-45 Н", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 5089-2011 "Замки, защелки, механизмы цилиндровые. Технические условия", согласно которому замки типа ЗВ4 не изготавливаются с использованием роликового фиксатора;
- в п. 81 "Доски обрезные" установлены требования "Сорт: должен быть первый", "Параметр шероховатости поверхности пиломатериала: должен быть >1 мм", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 8486-66 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", согласно которому параметр шероховатости поверхности пиломатериала первого сорта не должен превышать 1250 мкм. Таким образом, в аукционной документации не установлено требование к максимальному параметру шероховатости поверхности пиломатериала;
- в п. 8 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки" установлены требования "Кривизна лицевой поверхности не должна быть 1, что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как Заказчиком не установлено требование к единице измерения по данному параметру;
- в п. 24 "Сифоны для моек и умывальников" установлено требование "Наружные поверхности стальных и чугунных деталей арматуры (трубы переливной, тройника, гайки накидной, корпуса сифона и корпуса перелива) должны иметь лакокрасочные покрытия одного цвета матовое или глянцевое в том числе с лессирующим эффектом или высоко глянцевое"; "Тип должен быть СБУв; СБУг", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как для типов сифонов СБУв; СБУг не характерен перелив;
- в п.85 "Трапы чугунные канализационные" установлены требования "Тип должен быть Т50; ТК50; ТВ50"; "Глубина стакана"; "должна быть не менее 88", при этом, в ГОСТ 1811-81 "Трапы чугунные эмалированные. Технические условия" для трапов типа Т50; ТК50; ТВ50 такой показатель, как "глубина стакана" не предусмотрен;
- в п. 5 "Фланцы стальные плоские приварные" установлено требование "Диаметр наружный должен быть не менее 91 мм и Диаметр внутренний должен быть не более 114 мм", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как ГОСТ 12820-80 "Фланцы" такие параметры, как "Наружный диаметр", "Внутренний диаметр" не регламентирует;
- в п. 60 "Шпатлевка" установлено требование "Марка должна быть ХВ-004, НЦ-008, ПФ-002, МС-006", далее "Наименование компонента шпатлевки должны быть стирол и диметиланилин и ксилол и толуол и ацетон и уайт-спирит и этилацетат и бутилацетат и спирт этиловый и спирт бутиловый и спирт изобутиловый и сольвент и скипидар", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как согласно ГОСТ 10277-90 "Шпатлевки" предусмотрены различные значения марки для каждого из указанных Заказчиком компонентов шпатлевки (стирол, диметиланилин, ксилол, толуол, ацетон, уайт-спирит, этилацетат, бутилацетат, спирт этиловый, спирт бутиловый, спирт изобутиловый, сольвент, скипидар);
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами, стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании уставлены вышеуказанные требования к товарам, а также затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документаций Заказчика в п. 60, п. 5, п.85, п. 24, п. 8, п. 81, п. 62, п. 77, п. 15, п. 48 Приложения N4 к техническому заданию составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в п. 14 "Раствор известковый, марка 4", п. 22 "Растворы цементные", п. 49 "Растворы цементно-известковые" Приложения N4 к техническому заданию требований к упаковке сухой растворной смеси, а также установление в п. 22 "Растворы цементные" требований к маркировке упаковки, поскольку, по мнению Заявителя, указанные требования являются избыточными при описании характеристик применяемых товаров.
Вместе с тем, согласно п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные требования к растворам строительным установлены Заказчиком при формировании аукционной документации в соответствии с п. 4.15 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", что не противоречит п. 2, 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя о неправомерности установления требования в п. 14 "Раствор известковый, марка 4", п. 22 "Растворы цементные", п. 49 "Растворы цементно-известковые".
2. На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе и может привести к ограничению количества участников закупки, а именно требований к товарам
- в п. 81 "Доски обрезные" установлено требование "Параметр шероховатости поверхности пиломатериала" с указанием единиц измерения "мм", поскольку, согласно ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" данная характеристика измеряется в "мкм"; в п. 85, п. 89 "Трапы чугунные канализационные" заказчик указывает "Длина решетки", "Ширина решетки" с указанием единиц измерений "см", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как, согласно ГОСТ 1811-81 "ТРАПЫ ЧУГУННЫЕ ЭМАЛИРОВАННЫЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" данные величины указаны в "мм". Вместе с тем, согласно международной системе единиц (СИ), микрометры, миллиметры, являются стандартными и взаимозаменяемыми единицами измерения физических величин. Требования аукционной документации к вышеуказанным товарам в части указания характеристик в производных величинах (миллиметрах) не нарушает нормы Закона о контрактной системе;
- в п. 10 "Автоматический выключатель" установлены требования "Количество полюсов должно быть 1, 2, 3"; "Номинальное напряжение выключателя для систем на 230, 30/400, 400 В должно быть 230/400"; "Сеть питания выключателя должна быть трехфазная или однофазная". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования являются неправомерными, поскольку согласно ГОСТ Р 50345-2010 "Таблица 1 -Предпочтительные значения номинального напряжения: Трехполюсный - Трехфазная - 400В; Двухполюсный - Однофазная - 400В";
- Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: " В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо поставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указывать "отсутствует". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования являются неправомерными и могут вводить в заблуждение участников закупки;
- в п. 10 "Автоматический выключатель" установлено требование "Применение: должны быть предназначены для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения и для защиты от электрических ударов при авариях". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки: "В случае, если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный (-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения". По мнению Заявителя, вышеуказанные требования являются неправомерными и могут вводить в заблуждение участников закупки;
- в п. 6 "Трубы стальные водогазопроводные, условный проход 15 мм"; в п. 80 "Трубы стальные водогазопроводные, оцинкованные" установлены требования по параметру "Масса трубы", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, так как Заказчиком установлено требование к массе трубы, а не к массе 1 погонного метра трубы;
- в п. 7 "Сталь полосовая" установлено требование "Масса одного листа должна быть >0.785 но <47.101, что, по мнению Заявителя, является излишними требованиями, так как вышеуказанные требования отсутствуют в ГОСТ. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены в соответствии с ГОСТ 12820;
- в п. 90 "Кабель силовой" установлено требование "Отклонение по толщине изоляции должно быть не более -0.16"; "Отклонение по толщине оболочки должно быть не более -0.3, что, по мнению Заявителя, является неправомерным и может вводить в заблуждение участников закупки;
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу необоснованности доводов жалобы заявителя о неправомерном установлении требований по п. 90, п. 7, п. 6, п. 10, п. 10, п. 81 аукционной документации а также инструкции по заполнению первой части заявки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" на действия ГКУЗ города Москвы "Производственно-техническое объединение капитального ремонта и строительства Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления Заказчиком неправомерных требований в п. 15, 48, 62, 77, 81 Приложения N4 к техническому заданию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее по жалобе ООО "Тендерлекс" по делу N2-57-1929/77-16 от 15.03..
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Заместитель председателя Комиссии: М.В. Ермаковой
Члены Комиссии: А.Г. Абегян
Д.А. Орехов
Исп. Абегян А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2016 г. N 2-57-2012/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.03.2016