Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 марта 2016 г. N 2-57-2122/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 5 Департамента здравоохранения города Москвы": Кондракова Г.А.,
в отсутствие представителей ООО "МедиаПром", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/1291 от 19.01.2016,
рассмотрев жалобу ООО "МедиаПром" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 5 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на Оказание услуг аутсорсинга санитарного персонала и услуг по поддержанию санитарно-эпидемиологического режима в отделениях ГБУЗ " ГКБ N 5 ДЗМ" в 2016 году (Закупка N 0373200052815000358) (далее - Аукцион) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки, а также нарушении Заказчиком порядка разъяснения положений аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.03.2016 NМГ/9628 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные требования к применяемым при оказании услуг товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам "Щелочной очиститель фасадов зданий" и "Перчатки резиновые" поскольку, по мнению Заявителя, данный товар не применяется при оказании услуг, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что товар "Щелочной очиститель фасадов зданий" применяется при оказании услуг по уборке входным помещениям здания Заказчика и при уборке внешних частей подоконников и оконных рам, а также пояснил, что требования к перчаткам резиновым установлены, в связи с тем, что данный товар необходимо предоставить персоналу Заказчика на основании пп. 3 п. 11 технического задания, а именно при обеспечении ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N5 Департамента здравоохранения города Москвы" расходными материалами санитарно-гигиенического назначения.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товару "Перчатки резиновые": "Ширина по пятому пястнофаланговому суставу, b: не 83 мм", "Номер перчатки: 1; 2; 3; 7; 8; 9; 10", поскольку, по мнению Заявителя, данное требование не соответствует ГОСТ 20010-93 "Перчатки резиновые технические. Технические условия", согласно которому ширина перчатки N1 I типа по пятому пястнофаланговому суставу должна быть 110*5 мм, перчатки N2 I типа - 120
5мм, перчатки N3 I типа - 130*6 мм, перчатки N1 II типа - 88
5 мм, перчатки N2 II типа - 100
5 мм, перчатки N3 II типа - 107
6 мм, перчатки N7 II типа - 101
8 мм, перчатки N8 II типа - 108
8 мм; перчатки N9 II типа - 119
8 мм, перчатки N10 II типа - 126*9 мм.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлено следующее требование к товару "Щелочное низкопенное моющее средство для ухода за полами": "Назначение: Должен быть для ручного и/или машинного ухода за щелочестойкими поверхностями, в частности - за плиткой (напольной, настенной, в туалетах, душевых комнатах, бассейнах). Должен подходить также для покрытий на основе синтетических материалов, искусственного и натурального камня, бетона, стекла и т. п. Рассчитан на широкий диапазон загрязнений. должен хорошо удалять различные загрязнения, в том числе копоть", поскольку инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе не предусмотрены правила чтения сокращения "и т.п.", что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки определить закрытый перечень покрытий очистку которых должно обеспечивать средство.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы в части несоответствия требований аукционной документации к товару "Перчатки резиновые" требованиям ГСОТ 20010-93, а также свидетельствующих о том, что вышеуказанные требования к товарам могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
2. В своей жалобе Заявитель указывает на нарушение Заказчиком порядка предоставления разъяснений положений аукционной документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное размещение Заказчиком разъяснений положений аукционной документации, изменяющих её суть.
На заседании Комиссии Управления установлено, что 09.03.2016 Заказчиком на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещены разъяснения положений аукционной документации NРД10, содержащие, в частности, следующие положения:
- согласно разъяснениям положений аукционной комиссией Заказчика при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе не будут учитываться требования к составу товара "Дезинфицирующее средство (тип 1)";
- в разъяснениях Заказчик указывает на необходимость чтения требования "Зона хронического, острого действия: не менее 18,1" к товару "Средство для очистки стеклянных поверхностей (тип 1) как "Зона хронического, острого действия: не менее 1,81", а также указывает на то, что данное требование документации о закупке не будет учитываться аукционной комиссией при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе;
- в разъяснениях Заказчик указывает на то, что участник закупки при формировании заявки на участие в аукционе при описании характеристики "Средство: может быть с ненормируемым пенообразованием" товара "Средство для очистки тканевых поверхностей (стиральный порошок)" вправе представить сведения о средстве с пониженным пенообразованием.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Также, согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в указанных разъяснениях положений аукционной документации неправомерно указано, что указание в первой части заявки на участие в аукционе участником закупки при описании характеристики "В лечебно- профилактических учреждениях: должно использоваться для дезинфекции и предстерилизационной очистки, в том числе при совмещении в одном процессе, изделий медицинского назначения (ИМН), включая хирургические и стоматологические инструменты, эндоскопы и инструменты к ним как ручным, так и механизированным способом в ультразвуковых установках "Кристалл-5", "УЗВ-10/150-ТН-"РЭЛТЕК", "УЗО1/01-МЕДЭЛ" и др" товара "Дезинфицирующее средство (тип 1)" наименования марок "УЗВ-10/150-ТН-"РЭЛТЕК", "УЗО1/01-МЕДЭЛ" в неизменном виде не будет противоречить требованиям аукционной документации, поскольку, по мнению Заявителя, данное положение не соответствует следующему положению инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", символа "/", союзов "или", "либо" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ (исключением являются обозначения марок, единицы изменения указанные через символ "/")".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные положения являются наименованиями марок оборудования, указанных с использованием символа "/", в связи с чем данные наименования указываются в неизменном виде.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком при формировании аукционной документации установлены требования к товару "Перчатки резиновые", при этом согласно пояснениям Заказчика данный товар при исполнении государственного контракта необходимо поставить Заказчику в качестве расходного материала.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить каким образом в аукционной документации установлено требование к количеству перчаток резиновых, которые необходимо поставить Заказчику при исполнении государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчиком в аукционной документации не определен объём товаров "Перчатки резиновые", требуемых к поставке при исполнении государственного контракт, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Установлено, что Заказчиком в аукционной документации при описании характеристик товара п. 14 "Дезинфицирующее средство (тип 1)" установлено требование "В составе: могут быть алкилдиметилбензиламмоний хлорид не должно быть от 4%, глиоксаль до 9%, поверхностно-активное вещество, краситель%".
Вместе с тем, указанное требование к поставляемому товару не позволяет участникам закупки при формировании заявки на участие в аукционе потребность Заказчика в части характеристики состава дезинфицирующего средства, что может вводить участников закупки в заблуждение при определении минимальных и максимальных значений показателей данного товара, а также в нарушение п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МедиаПром" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N 5 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части нарушения Заказчиком порядка разъяснения положений аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: С.И. Казарин
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 марта 2016 г. N 2-57-2122/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.03.2016