Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 25 марта 2016 г. N 24/01-52/16
Комиссия Чукотского УФАС России по контролюв сфере закупок для обеспечение государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководитель Чукотского УФАС России; члены Комиссии: И.В. Смолягина, заместитель руководителя Чукотского УФАС России; Т.Ш. Даудов, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,
в присутствии представителей Заявителя:
- Коровина Г.В. по доверенности от 18.03.2016г. N 03,
в отсутствиипредставителей Заказчика,
рассмотревжалобу Общества с ограниченной ответственностью "Связь - Наладка"(далее - Заявитель) на действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Островное Билибинского муниципального района Чукотского автономного округа"(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона"Монтаж и наладка автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре в зданиях МБОУ "ООШ с.Островное", извещение N 0388300000416000012(далее - Аукцион).
В результате проведенной внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу 21.03. 2016 года поступила жалоба от Заявителя.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2. В документации не определен объем выполнения работ;
3. В документации отсутствует требование о наличие лицензии МЧС на проведение данных работ;
4. В документации установлена противоречивая информация между сроком подачи заявок и срокомпроведения аукциона.
5. Заявителем был направлен запрос на разъяснение положений документации. Разъяснения не получены.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссией установлено, что 15.03.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов (zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение N 0388300000416000012 о проведении электронного аукциона "Монтаж и наладка автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре в зданиях МБОУ "ООШ с.Островное".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 263 788,75рублей.
1. Оценивая довод Заявителя об отсутствии в документации начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия Чукотского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В ходе рассмотрения материалов установлено, что в документации электронного аукциона отсутствует обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
2. По второму доводу жалобы установлено.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Таким образом, неопределенность сведений о потребности Заказчика в работах, являющихся предметом закупки, может привести к тому, что контракт, по которому не определен его предмет, являющийся существенным условием договора подряда, в соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может быть признан незаключенным.
Заказчик в разделе 2 Требования к описанию объекта закупки и условий контракта Технического задания документации об Аукционе установил, что: "Работы должны выполняться в соответствии с локальной сметой Заказчика, являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе (приложение N 1 к техническому заданию)".
В свою очередь Комиссией установлена, что приложение N 1 к техническому заданию отсутствует в документации Аукциона.
И как следствие, локальная смета(объем выполнения работ)не размещена на официальном сайте.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушениепункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По третьему доводу жалобы установлено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона для закупки N 0388300000416000012 от 15.03.2016 г. объектом закупки является монтаж и наладка автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре в зданиях МБОУ "ООШ с.Островное.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" монтаж пожарной сигнализации входит в перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений возможно только при наличии лицензии МЧС России.
Вместе с тем, Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Таким образом довод Заявителя является обоснованным.
4. По четвертому доводу Комиссией установлено.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Согласно пункту 6, пункту 7 и пункту 8аукционной документацииокончание срока подачи заявок, рассмотрение первых частей заявок и проведение аукциона проводится Заказчиком в один день, а именно 06.04.2016 года.
Данное несоответствие вводит в заблуждение участников закупки.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. По доводу о разъяснениях документации об Аукционе, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 14 аукционной документацииустановлены дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а именно:дата начала предоставления разъяснений - 16 марта 2016 года, дата окончания предоставления разъяснений - 06 апреля 2016 года.
Вместе с тем, дата окончания срока подачи заявок установлена - 06.04.2016 10:00.
Следовательно, последний запрос разъяснений должен поступить заказчику не позднее чем за три дня до указанной даты, следовательно, прием запросов разъяснений положений документации об аукционе должен быть установлен не позднее 03.04.2016 г.
На основании изложенного, Заказчиком установлен некорректный срок окончания подачи запросов на разъяснения, что могло привести к ограничению числа участников аукциона.
Комиссия установила, что на поступившие запросы от участника закупки о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе Заказчиком не даны.
Таким образом, требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком не исполнены, в частиразмещения в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
Следовательно, довод заявителя по данному основанию, является обоснованным.
При проведении внеплановой проверки выявлены иные нарушения Закона о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
2. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении Аукциона установлена начальная (максимальная) цена закупки: 1 263 788,75 рублей.
Пунктом 12аукционной документации установлено: "Обеспечение заявки установлено в размере 1 % от начальной (максимальной) цены договора и составляет 12 637 рублей (двенадцать тысяч шестьсот тридцать восемь) рублей 88 копеек".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что размер обеспечения исполнения контракта, содержащийся в аукционной документации (1% от начальной (максимальной) цены контракта), установлен в размере, непредусмотренном Законом о контрактной системе.
3.Согласно части 10 статьи 70 Закона контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта установлена в пункте 15 документации об электронном аукционе.
Однако, в содержании проекта контракта возможность одностороннего отказа от исполнения контракта отсутствует.
Следовательно, Заказчик не сможет осуществить односторонний отказ от исполнения контракта, ввиду фактического отсутствия правовых оснований на это в его содержании (указания в проекте контракта на возможность его расторжения в одностороннем порядке).
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, выразившееся в невозможности заключения контракта на условиях, предусмотренных пунктом 15 документации об электронном аукционе.
4.В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В нарушение требований части 4 статьи 34Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте контракта не установлены условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Связь - Наладка" надействия заказчика - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа с. Островное Билибинского муниципального района Чукотского автономного округа"при проведении электронного аукциона "Монтаж и наладка автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре в зданиях МБОУ "ООШ с.Островное", извещение N 0388300000416000012обоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66,пункта 10 части 1 статьи 31, части 10 статьи 70Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председатель Комиссии _________________________ Т.А. Омаев
Члены Комиссии _________________________ И.В. Смолягина
_________________________ Т.Ш. Даудов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чукотскому автономному округу от 25 марта 2016 г. N 24/01-52/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2016